Молодёжь может и должна стать кадровым потенциалом библиотек

Ирина Михнова

Почему, когда речь заходит о кадровом потенциале, мы связываем наши надежды и перспективы развития своих организаций с молодёжью? Ответ на этот вопрос блестяще сформулировали авторы проекта «Стратегии развития молодёжи Российской Федерации на период до 2025 года»: «Молодёжь является единственной социальной группой, чьи характеристики непосредственно и с небольшим временным периодом определяют характеристики страны… Недостаточное внимание к молодёжи в настоящее время ставит под вопрос осуществление плана преобразований страны и её благосостояние в среднесрочной перспективе».

Напомним, как эта проблема отражена в «Стратегии развития библиотечного дела РФ до 2030 года». 

Реализация направления кадрового обеспечения развития библиотечного дела предусматривает, во-первых, формирование регламентирующей и методической базы для определения объёма и границ формализации отношений библиотеки и добровольцев (волонтёров) с разграничением функциональных обязанностей между штатным персоналом и волонтёрами; во-вторых, привлечение к работе в библиотеке специалистов из других сфер деятельности, обладающих актуальными компетенциями, с их последующей адаптацией к особенностям работы современной библиотеки; в-третьих, содействие повышению престижа библиотечной профессии и имиджа библиотек как места работы, а также привлечению к занятию библиотечным делом социально активных молодых специалистов разного профиля.

Предлагаются, например, такие механизмы решения основных задач данного направления: 

  • разработка комплекса мер по привлечению в профессию молодых специалистов с трудоустройством их в библиотеки; 
  • формирование системы подготовки квалифицированных кадров реставраторов и хранителей фондов, специалистов в области цифровой грамотности населения; 
  • создание методик и форматов профессиональной ориентации (карьерной навигации) старшеклассников на библиотечно-информационную деятельность в контексте выстраивания их будущей карьерной траектории.

Разумеется, в Стратегии нашли отражение лишь некоторые аспекты проблемы формирования молодёжного кадрового потенциала, имеющие на момент её разработки особое значение. Проблема привлечения, адаптации, социализации, профессионализации молодых специалистов остро стоит перед каждой отдельной библиотекой и отраслью в целом.

Потому, видимо, по заданию Министра культуры России О.Б. Любимовой на базе Российской государственной библиотеки для молодёжи создаётся Всероссийский центр библиотечного кадрового потенциала. 

Предлагаем вашему вниманию наше видение проблемы формирования молодёжного кадрового потенциала и способов её решения. 

Идею Центра можно выразить формулой «Библиотека — это я». Отсюда основная цель его работы — формирование системы молодёжной кадровой политики в библиотечной сфере с учётом специфики различных социально-возрастных и профессиональных групп молодёжи, имеющих различные потребности и интересы, мотивацию на работу в библиотечной отрасли.

Мы выделили такие группы молодёжи: 

  1. молодые библиотекари (сотрудники библиотек до 35 лет); 
  2. молодые специалисты (молодые люди в возрасте до 35 лет, завершившие обучение в вузах, техникумах, колледжах и впервые устраивающиеся на работу в соответствии с полученной квалификацией, а также проработавшие в библиотеке не более трёх лет); 
  3. студенты высших и средних специальных учебных заведений, готовящих библиотечные кадры; 
  4. старшеклассники и студенты первых курсов профильных для современной библиотеки специальностей как объекты профориентации; 
  5. молодёжная среда как объект популяризации библиотечной профессии; 
  6. все категории сотрудников библиотек в аспекте организации их инновационной деятельности и работы с молодёжью.

Соответственно задачи Центра мы обозначили следующим образом: 

  • закрепление в библиотеках молодых кадров, повышение их квалификации, содействие их общественной инициативе и профессиональной активности;
  • продвижение в библиотечную среду наставничества как неформального процесса обмена знаниями, социальными навыками, психологической поддержки более опытными сотрудниками менее опытных молодых специалистов;
  • содействие быстрой адаптации молодых специалистов к условиям и специфике работы в библиотеке;
  • приближение содержания учебной подготовки студентов в вузах и ссузах к реальным потребностям библиотек как работодателей, выявление лучших практик для настройки кадрового партнёрства преподавателей с библиотеками и студентами;
  • расширение круга образовательных учреждений, заинтересованных в подготовке специалистов библиотечной-информационного профиля;
  • профориентация старшеклассников и учащихся первых курсов на библиотечную профессию;
  • расширение библиотечного молодёжного волонтёрства;
  • содействие молодым специалистам разных специальностей в поиске рабочих мест в библиотечной отрасли;
  • формирование в молодёжной среде образа библиотеки как достойного, привлекательного, перспективного места работы;
  • сбор, обработка, распространение в библиотечной среде креативных идей и инновационной практики, направленных на модернизацию библиотек и органичное встраивание их в информационное, цифровое, социально ориентированное общество.

Как видите, задач много, и все они требуют внимания и специальных действий. Учитывая характеристику каждой из названных выше реальных и потенциальных групп библиотечной молодёжи, мы определили содержание работы Центра. 

Для молодых сотрудников (до 35 лет)

Пожалуй, молодые библиотекари — эта группа специалистов, которая уже на протяжении более 20 лет является объектом внимания и уважения библиотечной общественности. И сегодня одна из важнейших задач, требующих заинтересованного участия библиотек разных типов и уровней, — организация всероссийского исследования молодёжного кадрового ресурса библиотек страны. Впервые такого рода исследование было проведено Библиотекой для молодёжи более 10 лет назад, его результаты отражены в книге М.П. Захаренко «Молодёжный кадровый ресурс публичных библиотек России» (М.: РГБМ, 2012). Мы полагаем, что аналогичный анализ молодёжного кадрового ресурса, который предполагается осуществить в 2023 году по имеющейся методике, предоставит возможность, помимо получения новой информации, отследить изменения, произошедшие в молодёжной среде, в её отношении к библиотеке и библиотечной профессии за достаточно значительный промежуток времени. 

Известно, что в стране ежегодно проходит немалое количество всероссийских и региональных профессиональных мероприятий для молодых библиотекарей и с их участием. Специалисты РГБМ ведут Ежегодный календарь молодёжных библиотечных мероприятий и, по возможности, принимают участие в их организации.

Такого рода мероприятия регулярно проводятся молодёжными библиотечными общественными объединениями. В Сводном реестре, который составляет и администрирует РГБМ, насчитывается более сотни такого рода объединений. На базе Российской библиотечной ассоциации уже много лет активно работает Молодёжная секция, у которой есть паблик в социальной сети. В рамках проектируемого Центра планируется продолжать мониторинг и экспертную поддержку деятельности молодёжных библиотечных общественных объединений. Ведь именно там часто возникают самые нестандартные идеи и реализуются инновационные практики.

Поэтому мы считаем необходимым и сохранение номинации «Лучший молодой библиотекарь» Ежегодного конкурса профессионального мастерства работников библиотек «Библиотекарь года», и организацию повышения квалификации молодых библиотекарей страны на площадках федеральных молодёжных форумов (в том числе арт-кластера «Таврида»). А с учётом того, что молодые библиотекари есть во всех странах и они очень любопытны и чутки к чужому жизненному опыту, то вполне правомерным будет онлайн- и офлайн-взаимодействие молодых библиотекарей России и государств-участников СНГ по обмену опытом и установлению межбиблиотечных партнёрских связей. В июне 2022 года мы опробовали такой формат: телемост молодых библиотекарей России и Киргизии, взаимный интерес которых к реальной практике и видению будущего своих библиотек был очевиден. 

Молодые специалисты (со стажем работы в библиотеке до 3-х лет)

Здесь мы бы рассматривали в большей степени важность, с одной стороны, проведения тренингов личностного роста, семинаров, практикумов по формированию soft skills у молодых библиотечных специалистов с привлечением профессиональных коучей, с другой стороны — организации школ-практикумов для молодых специалистов без профильного образования, базами для которых должны стать, прежде всего, молодёжные библиотеки, в том числе РГБМ, где в настоящее время сформированы сплочённые молодёжные коллективы.

«Отцы и дети» — это проблема во взаимоотношениях не только тургеневских героев, она вечная и психологически обоснованная. Достойное разрешение её — наставничество. Специалисты с большим практическим профессиональным и жизненным опытом способны помочь молодым специалистам приспособиться к требованиям библиотечного общежития, достойно представить свои возможности, знания и умения, найти себя и своё место в коллективе. 

Понятно, не все способны быть наставниками, и с возрастом это меньше всего связано. Проблема эта требует серьёзного методического изучения.

Студенты профильных высших и средних учебных заведений

Студенты библиотечных факультетов по идее, конечно, уже ориентированы на профессию, но мы же с вами знаем: профессия, к которой готовят молодых людей, далеко не всегда становится той, которую они в итоге выбирают. Бывает ситуация, когда библиотеки по каким-то причинам не берут к себе на работу выпускников профильных вузов. Нередко причина в том, что студенты держат в голове некий образ библиотеки и с ним связывают свои ожидания, которые потом не оправдываются. А библиотекари как работодатели ожидают определённого уровня подготовки от выпускника и разочаровываются. Преподаватели же дают студентам знания, которые почти не работают в реальной профессиональной жизни. 

Для того, чтобы все три стороны встретились друг с другом, пришли к взаимопониманию, РГБМ совместно с экспертным сообществом «Карьера в России» приступила к реализации проекта «Мастерская кадрового партнёрства». А в будущем планирует привлечь библиотеки к участию в Национальном чемпионате профессий и предпринимательских идей «Карьера в России».

Все, кто имеет дело со студентами-практикантами, знают, сколь малую, несущественную долю в их обучении занимает работа в реальной библиотеке с реальными пользователями. Предстоит принять участие в экспертизе содержания образовательных программ учебных заведений, готовящих библиотечные кадры, с учётом результатов исследований, направить усилия на разработку и распространение методов практико-ориентированного обучения студентов вузов, техникумов, колледжей на базе библиотек. Не исключаем, что стоит поднять вопрос о включении «летней производственной практики» в учебные программы для студентов вузов и ссузов (подобно тому, как в советское время будущие педагоги проходили летнюю практику в пионерских лагерях).

Старшеклассники и студенты первых курсов

Фактически в этом блоке речь пойдёт о профориентации на профессии, необходимые современным библиотекам. А это, заметим, не только те, которые молодые люди получают в профильных учебных заведениях. Сегодня и тем более завтра библиотека будет нуждаться в самых разных специалистах. С нашей точки зрения, существует острая необходимость инициировать и организовать работу по включению Министерством просвещения РФ «библиотечной практики» в учебную программу старшеклассников.

Скажем больше. Можно рассмотреть вопрос о целесообразности включения некоторых российских библиотек в Перечень организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, а работу библиотекаря — в Перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу. Понятно, что это задачи не из простых, но озвучить и, главное, попытаться реализовать их, уверены, необходимо.

Волонтёрское движение уже получило широкое распространение в библиотеках страны. Многие из них работают на задачи региона; о том, как, для чего и для кого, подробно рассказывали участники первой рабочей встречи руководителей региональных центров волонтёров культуры при библиотеках. Сегодня для нас важно развитие библиотечно-информационного волонтёрства среди старшеклассников и студентов с целью получения ими практического опыта и профориентации на работу в библиотеке. В этом у библиотек есть помощники в лице Ассоциации волонтёрских центров и Общественного движения «Волонтёры культуры».

Есть безусловная целесообразность в проведении межведомственных научно-практических семинаров «Компетенции профессионала завтрашнего дня. Библиотека в системе профориентации», участии библиотек во Всероссийском движении «Вдохновители» (онлайн- и офлайн-мастер-классы и мотивирующие лекции для школьников, которые проводят выдающиеся специалисты, добившиеся успеха), участие библиотек в ежегодных международных выставках «Образование и карьера».

Молодёжная среда как объект популяризации библиотечной профессии

Известно, что человек, особенно молодой, когда у него есть выбор, ищет такое место работы, где ему будет психологически и физически комфортно находиться. Мы все знаем о тех разнообразных негативных стереотипах, с которыми у многих ассоциируется само слово «библиотека». Бороться со стереотипами — занятие неблагодарное. Нужно формировать новые стереотипы, подкреплённые позитивными примерами. И это в общем-то несложно: примеров интересных, креативных, вдохновляющих библиотечных пространств становится в стране всё больше и больше. 

А способов формирования в обществе, в том числе в молодёжной среде, нового образа библиотеки немало. 

Назовём некоторые из них: 

  • организация циклов межрегиональных просветительских вебинаров с участием молодых библиотекарей;
  • создание и ведение просветительского подкаста об истории библиотек, о привлекательных смыслах и особенностях библиотечной профессии (с участием известных библиотечных деятелей страны, руководителей ведущих библиотек, представителей библиотечных династий); 
  • создание роликов социальной рекламы об истории библиотек, современных библиотеках, профессии библиотекаря; 
  • разработка компьютерных программ, популяризирующих библиотеку как место знаний и цифровых технологий, современное коммуникационное пространство c использованием технологии виртуальной и дополненной реальности и продвижение их в школы страны.

Можно даже попробовать создать общероссийскую (межрегиональную) онлайн-службу библиотечных вакансий для ищущих работу молодых людей. Ведь современная российская молодёжь с лёгкостью меняет не только места работы, но и города — она очень мобильна, как, впрочем, мобильны и энергичны их ровесники во всём мире.

Вероятно, кто-то, прочитав всё сказанное выше, воскликнет: «Ну вы, ребята, и размахнулись!». Но вспомним сцену из романа Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки». Готовясь к путешествию по Темзе, герои собирались взять с собой кучу всякого хлама, пока один из путешественников, Джордж, не сказал: «Нужно думать не о том, что нам может пригодиться, а только о том, без чего мы не сможем обойтись». 

Так поступим и мы. Поэтому ближайшее наше дело — проведение X форума молодых библиотекарей России, который пройдёт в Москве в октябре 2022 года под лозунгом «Предъяви себя миру!». 

 

2 комментария

  1. интересные предложения. Проблема старения кадров очевидна. профессия пока — не модная. думаю, молодежь, выбирая профессиональное дело, исходят из финансового благополучия. Оплату труда работников этой сферы следовало бы пересмотреть. Скучной эту профессию не назовешь, даже наоборот. Море информации, общения, фейерверк идей и фантазий.

  2. Супер-идея?Преемственность в библиотечной сфере — один из главнейших критериев для ее перспективного будущего.
    Прекрасный пример для всего библиотечного сообщества.

Комментарии закрыты.