
Уже без малого пятнадцать лет прошло с тех пор, как Центр комиксов (он же Центр комиксов и визуальной культуры и Центр рисованных историй) начал работать в РГБМ. За это время стены библиотеки сохранили память о комиксистах — друзьях библиотеки. Буквально: в виде граффити в залах и коридорах, которые видят десятки человек в день.
Зал визуальных искусств и комиксов
Большая часть всей комиксной жизни в библиотеке происходит именно здесь. Просторный зал, совмещающий творческое пространство с просветными столами для художников, выставку плёночных проекторов и часть фонда комиксов на иностранных языках. А украшает его граффити Константина Комардина — одного из авторов легендарного журнала «Велес», участника студии «Люди мёртвой рыбы» в нулевые годы, комиксиста и мультипликатора.

Зал открылся в 2011 году, и над столами и декоративным стеллажом с большими часами с той поры красуется фантастическая композиция — сверхдетализированный рисунок в чёрно-красных цветах с индо-ассирийскими мотивами. Довольно метаиронично в рамках комикс-пространства смотрится образный ряд в виде цепочки текстовых баллонов («бабблов»), напоминающий нам о графических условностях и гибкости форм комиксного языка.
И по сей день аланд в форме рыбы дрейфует по стенам, наблюдая за новыми событиями самого популярного библиотечного лектория.
А самые внимательные посетители могут заметить ещё один рисунок на опорах стеклянной стены, отделяющей зал от Серой галереи. Это небольшое дополнение создал Аскольд Акишин, один из самых известных и признанных комиксистов в России на данный момент с сорокалетним опытом работы в индустрии. Далее вы ещё не раз увидите это имя!
В Зале визуальных искусств он представил объёмную композицию зимнего пейзажа с одинокой фигурой, бредущей в сторону неизвестного города. В одном этом рисунке видно, насколько Аскольду удаются сюжеты, основанные на использовании негативного пространства холста.
Центр комиксов / Кабинет художника
Старожилы помнят, что некогда на месте Кабинета художника находился зал обслуживания фонда комиксов и визуальной культуры. С сотрудником на абонементе, большим стеллажом, который позже переехал в Зал художественной литературы и искусства, местами для чтения и стойкой для журналов.
О периоде оформления зала осталось очень мало зафиксированной информации, а потому спасибо нашему художнику и сотруднику отдела культурно-просветительской деятельности Алиму Велитову за напоминание о том, что над разрисовыванием стен Центра работали Владимир Пономарёв (Plemiash) и он сам.

Творческая карьера Владимира началась в 1996 году в детском журнале комиксов «Арбуз». Далее он проработал в нескольких мультипликационных студиях, получил множество наград российских и СНГ-фестивалей, стал сооснователем студии Toonbox и одним из первых граждан Виртуального государства Фриленд.
В 2011 году к открытию пространств Центра комиксов Владимир оставил напротив стеллажа большое изображение футуристической героини с развевающимися рыжими волосами, произносящей «Любовь побеждает всё» на латыни, да добавил ей железного компаньона. Творческого размаха хватило на то, чтобы и до потолка добраться, и нарисовать ещё пару объектов на столбе у коридора — малые экраны и медитирующего человечка.
Алим Велитов считается самым молодым участником легендарной студии КОМ, основанной в 1988 году. Выпускник ВГИКа, он активно работает в сфере комиксов с 90-х, выпуская короткие истории, небольшие зины и участвуя в коллективных проектах «Людей мёртвой рыбы», общества «Хронограф» и издательства «Нитусов». Автор циклов «Суперваленок» и «Кроссберг». С 2010 года плотно обосновался в Библиотеке для молодёжи, где ведёт ряд обучающих программ для комиксистов и иллюстраторов, а также киноклубы и подкасты. А в период с 2020 по 2023 год активно занимался организацией фестиваля «КомМиссия». Для Комикс-центра Алим изобразил шикарную женщину — цыганку посреди космического карнавала причудливых созданий в далёком фэнтезийном мире.
В результате реорганизации 2017 года зал Центра комиксов преобразился в Кабинет художника и все старые граффити было решено закрасить. Теперь девушка с роботом и цыганка стали лишь частью истории, чудом запечатлённой на фотографиях.

Но в рамках обновлённого дизайна пустующую стену отлично заполнил Аскольд Акишин — пейзажем, явственно напоминающим то местечко за Яузой, где трамвайные пути по Волочаевской улице проходят под железнодорожным мостом, каким он был за много лет до строительства системы центральных диаметров. Хотя, конечно, с тем же успехом это может быть любой меланхоличный мост в любом старом заводском районе города с далёкими трубами, старыми рекламными плакатами и мощёными дорожками.
Теперь работа известного комиксиста вдохновляет молодых художников и любителей искусства, заглядывающих в кабинет на мастер-классы и в поисках интересных художественных альбомов.
Лавка «Ботаника»
Библиотечная лавка — ровесница Комикс-центра — магазин канцелярской продукции, книг и приятных мелочей. В основном здесь продаются издания самой РГБМ, в том числе сборники конференции «Изотекст», а также товары наших партнёров.
В 2015 году было решено украсить внешние стены закрытого уголка новыми рисунками, что подсветило бы для посетителей его назначение лучше любой вывески. Эту работу взяли на себя Алим Велитов с Алексеем Трошиным — автором анималистических комиксов «Диптих» и «Веймарские сны» о Первой мировой войне и посттравматических настроениях периода до начала 30-х годов. В процессе к разрисовыванию подключились Екатерина Яшникова — известная певица и видеоблогер, и Лидия Колесова (тогда Бабинцева) — художница, автор курса по созданию манги в клубе Hibari. Её котика, сидящего у дверей лавки, вы точно можете выделить среди остальных рисунков.

Итоговое изображение представляет собой большой книжный стеллаж, полный отсылок на истории и проекты художников и их друзей, книг, которыми они в тот момент увлекались, чудесных объектов, предвосхищающих невероятные находки в самой Лавке. С этой же целью у входа появился закрашенный прямоугольник, на котором можно оставлять заметки мелками о новинках и акциях.

Южную стену лавки, которую видят посетители, идущие со стороны Музея электронной книги и Зала художественной литературы и искусства, украшают крупные надписи, которые напоминают гостям, что перед ними магазинчик, полный сувениров и замечательных книг. В данный момент часть этого списка закрывает электронный стенд «Молодёжь России» с оцифрованным фондом старых изданий, посвящённых юношеству, но вы всё ещё можете рассмотреть рисунки за ним.
Кабинет Ландау
Одним из последних материальных обновлений РГБМ стал Кабинет Ландау, названный в честь советского физика-теоретика и нобелевского лауреата Льва Ландау. Он является точкой притяжения и маленьким коворкингом для всех, кто ценит тишину в библиотечном пространстве.
Росписью северной стены, находящейся прямо по ходу движения всех проходящих вглубь «научной» зоны библиотеки, снова занялся Аскольд Акишин. В этот раз для украшения стен был выбран максимально урбанизированный и фигурный сюжет, потребовавший большего обрамления бумажным скотчем для придания небоскрёбам ровных и правильных форм. Виды центральных деловых районов прекрасно контрастируют с зелёным тихим двором за окном кабинета.
✳︎✳︎✳︎
Вот такую рисованную историю можно найти в библиотеке, если внимательно приглядываться к пространству. Понадеемся, что и годы спустя подобных материальных артефактов «в» и «на» стенах РГБМ станет больше и через них будет возможно прочитать историю российского комикса.
Оставьте первый комментарий