«Коммерциализация» библиотек — угроза или «новая реальность»?

Ирина МИХНОВА

Фото: Markus Spiske

В «Стратегии государственной культурной политики до 2030 года» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 г. №326-р) приведены две любопытные цифры: 98% и 0,6%. Первая — доля в общем объёме финансовых поступлений в библиотеки бюджетного финансирования (самая большая относительно других учреждений культуры), вторая — доля в нём благотворительных пожертвований и спонсорских средств (самая маленькая из всех). Это значит, что на сегодня библиотеки — самые затратные для государства и самые не привлекательные для спонсоров и меценатов. Можно и нужно ли менять ситуацию? И если да, то как?

 
Для начала могу успокоить: в «Стратегии государственной культурной политики» доли бюджетного финансирования в общем объёме финансовых поступлений отечественных учреждений культуры и искусства (включая наши 98%) приведены в констатирующем порядке. Общим же фоном служит тот факт, что Россия (со значением подушевых расходов на культуру в размере 57 евро на человека в год) отстаёт от Норвегии почти в восемь раз (447 евро), Франции — более чем в четыре раза (252 евро), Германии — в 2,5 раза (145 евро).

Хотелось бы ещё быть уверенными в том, что государство понимает: библиотеки должны иметь самую большую долю бюджетного финансирования по одной простой причине, которую трудно оспорить. Именно они способны и должны обеспечить людям свободный доступ к совокупному знанию и информации, заложенным в их фондах, предоставить пространства и условия для коммуникаций на основе и в связи с этими знаниями и информацией.

Это способствует формированию интеллектуального человеческого капитала, который является основой экономического потенциала страны и залогом её успешного развития. Именно так понимают миссию, назначение публичных библиотек большинство стран, добившихся экономического успеха.

Поэтому давайте трезво оценим ситуацию, посмотрим, что сегодня предлагает государство, как оно пытается решить проблему увеличения финансирования культуры, познакомимся с тем, как в разных странах библиотеки «зарабатывают» дополнительные средства.

Вопрос в «Стратегии» ставится таким образом: как увеличить «уровень подушевого финансирования» культуры (и, надо думать, библиотек), чтобы встать вровень, а лучше опередить (!) в этом европейские страны — иными словами, сделать финансирование адекватным интеллектуальным и культурным потребностям налогоплательщиков.

Вряд ли все внимательно вчитались в текст «Стратегии» в части многоканальной (инновационной) системы финансирования. А это весьма любопытно и выглядит вполне реализуемым.

По замыслу разработчиков, новая система финансирования сферы культуры может включать в себя целый ряд новых элементов — дополнительных к существующим.

Попробуем рассмотреть их с учётом интересов библиотек.

1) Дифференцированные нормативы бюджетного финансирования. Они в различных странах устанавливают минимальные доли расходов на библиотеки в бюджетах всех уровней для обеспечения, прежде всего, гарантий доступности для широких слоёв населения культурных (в т. ч. библиотечных) услуг.

Значит, чем выше будет «уровень подушевого финансирования» культуры, тем больше будет объём бюджетных средств, выделяемых библиотекам при сохранении самой высокой по сравнению с другими учреждениями культуры (и на этом надо настаивать) доли в общем объёме финансовых поступлений в них (98%).

2) Общенациональная лотерея в области культуры. За рубежом один из чрезвычайно распространённых механизмов привлечения в сферу культуры дополнительных негосударственных средств. Отчисления от лотереи позволяют реализовывать разнообразные проекты в сфере культуры.

Если это получится, то библиотеки, конечно же, помогут эти лотерейные билеты распространить, не надеясь получить от этого прямых доходов, но рассчитывая на появление в стране серьёзных библиотечных проектов и программ.

3) Создание эффективной системы стимулирования частной и корпоративной меценатской деятельности. В мире она держится на системе налоговых преференций в отношении физических лиц, государственных и негосударственных организаций культуры, коммерческих организаций, занимающихся благотворительностью в сфере культуры.

В самом начале мы упоминали, что у библиотек самая маленькая доля благотворительных пожертвований и спонсорских средств в общем объёме финансовых поступлений — 0,6%. Ведь, в отличие от Эрмитажа и Мариинского театра, библиотеки не имеют таких эффектных проектов и мероприятий, спектаклей и выставок, которые богатые меценаты готовы финансово поддержать. Этого мало и в Европе. Даже в США, где практика благотворительности и спонсорства развита более всего, библиотеки тоже будут в конце «меценатского» списка. (Хотя определенные возможности для библиотек все-таки есть — но об этом позже).

4) Институт бюджетных назначений также позволяет привлечь в сферу культуры (и, видимо, в библиотеки) дополнительные финансы через законодательное предоставление права каждому налогоплательщику по его выбору направлять часть подоходного налога (13% от заработной платы) на поддержку культуры (один-два процента).

Открытым остаётся вопрос: будет ли указываться при этом объект поддержки, в каковом качестве может выступать библиотека. К примеру, население американских городов всегда в курсе, куда и на что идёт тот или иной процент налогов, которые оно платит. Так, население Джексона (штат Мичиган) поддержало заявление директора окружной библиотеки о том, что повышение налога на доход с недвижимости всего на 0,04 цента (что составит 20 долларов в год) позволит сохранить в действии 13 филиалов библиотеки. Но бывает иначе. В графстве Нетрона (Вайоминг) электорат не набрал необходимого большинства, предлагая увеличить на 6 центов налог с оборота на 27 месяцев, что позволило бы получить 43,25 миллиона долларов на нужды местной библиотеки.

5) Введение маркированных налогов предусматривает прямое направление в сферу культуры части отчислений от конкретных видов налогов и сборов, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации. Это могут быть акцизы на алкогольную и табачную продукцию, доходы от тотализаторов и букмекерских контор и др.

Здесь интерес библиотек лишь косвенный: всегда ЗА! Хотя, понятно, что на доходы от акцизов претендуют вся социальная и иные сферы.

6) Создание фондов целевого капитала является перспективным направлением аккумулирования финансовых средств в целях долгосрочной поддержки сферы культуры (как правило, это поступления от института бюджетных назначений и маркированных налогов).

Таким образом, государством делается определенная попытка использовать мировой опыт привлечения дополнительных средств в культуру. Каковы будут результаты и насколько в них будут учтены интересы библиотек, зависит, в том числе, от нас самих.

Теперь поговорим о т.н. «коммерциализации» библиотек, одна мысль о которой одних настораживает, других пугает, третьих просто приводит в исступление. В «Стратегии» справедливо отмечается, что «возможности для роста внебюджетных доходов организаций культуры имеют свои ограничения (вместительность и пропускная способность организаций ограничены, рост цен может привести к сокращению доступности культурных ценностей для широких слоев населения). Кроме того, велика вероятность нивелирования ценностной составляющей культурной деятельности в стремлении добиться максимальных внебюджетных доходов непосредственно от сети учреждений культуры».

Иными словами, установка на увеличение доли внебюджетных средств будет сохраняться, но внимание предлагается сосредоточить не столько на платных услугах и работах, сколько на поиске благотворительных пожертвований и спонсорских средств.

Посмотрим, как сегодня библиотеки реализуют задачу привлечения внебюджетных средств. Тем более что у многих из них государственное (муниципальное) финансирование не позволяет нормально существовать и тем более развиваться.

Каждому библиотекарю известно, что, согласно Федеральному закону «О библиотечном деле», гражданину гарантировано бесплатное получение лишь нескольких базовых услуг.

Он может получать: (а) информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа; (б) полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования; (в) консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; (г) во временное пользование любой документ из библиотечных фондов; (д) документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек.

И это ВСЕ бесплатные услуги, на которые с полным правом может претендовать «честный налогоплательщик». Но он об этом не догадывается и пытается мотивировку «я плачу налоги и имею право на всё» озвучивать в библиотеках почти по любому поводу. И если библиотека — при нормальном бюджетном финансировании — располагает качественными ресурсами и технологиями, комфортными пространствами и умными, дружелюбными сотрудниками, то людям вполне хватает этих базовых бесплатных услуг, чтобы получать от библиотеки и интеллектуальную, и эмоциональную отдачу.

Перечни же всех других видов услуг, в том числе платных, изложены библиотеками в их «Правилах пользования». Библиотека работает и финансируется на основе государственного (муниципального) задания. Ей делегировано право самой определять, в каких конкретных услугах и работах это задание будет воплощено и какие услуги (в соответствии с Уставом) она может предложить пользователю за плату.

Значит, базовое условие, обеспечивающее лояльность посетителей (пользователей) к платным услугам, — это внедрение в их сознание того факта, что личный, непосредственный финансовый вклад в библиотеку отдельного человека пока невелик (и сегодня определить его точно не представляется возможным). Тогда людям проще справиться с мыслью о том, что библиотека — да, последний оплот бесплатных культурно-просветительских и информационных услуг, но… до определённого предела, после которого требуется «вынуть деньги из кармана».

Однако нужно отчётливо понять и принять для себя: если сотрудники бесплатно предоставляют пользователям некие услуги, которые не профинансированы ни бюджетом, ни грантами, ни пожертвованиями, ни хозяйственными договорами, ни, наконец, платными услугами, то эти услуги обеспечены свободным временем и невыплаченными премиями библиотечных специалистов — тем, что в маркетинге называется альтернативными возможностями, которыми они могли, но не воспользовались ради своих, горячо любимых пользователей.

Разумеется, далеко не все сотрудники библиотек обладают предпринимательской жилкой, способны придумать, разработать услуги, которые могут быть нужны фирмам и организациям или за которые люди готовы выложить собственные деньги. В значительной степени отношение к идее поиска дополнительных средств для развития библиотеки, реализации её проектов определяется тем, принимает персонал это как неизбежную данность или как неприятную нагрузку (сплошной душевный дискомфорт).

Не стоит полагать, что только наши библиотеки находятся в сложном финансовом состоянии. Все библиотеки мира ищут дополнительные средства. Хотя у всех ситуация развивается по-разному.

Возьмём европейские библиотеки. За что может там взиматься плата с посетителя?

Например, в Германии и Нидерландах читательский билет — платный (как правило, для лиц старше 18). Если билет выдаётся бесплатно, то платным может быть его перевыпуск взамен утерянного. Иногда взимается плата за каждый выданный материал (иногда только за CD, DVD или за бестселлеры), за пользование межбиблиотечным абонементом, за резервирование книг, доставку книг из других библиотек и возврат материалов не в ту библиотеку, где они были взяты, за напоминания о просроченных материалах, за продление материалов по телефону или через мобильное приложение (тогда как продление в самой библиотеке — бесплатно). Встречается платная услуга почтовой доставки библиотечных книг на дом. Традиционна плата за полиграфические услуги: копирование, сканирование, запись документов на носитель, факс, оцифровка. Цены могут различаться для физических лиц и организаций.

Их дополнительные услуги мало отличаются от тех, что предлагают многие российские библиотеки: составление тематических списков книг по заявкам школ, письменные тематические библиографические справки, набор текста библиотекарем, доступ в интернет дольше определённого времени, платные пакеты/сумки-авоськи, предоставление редких и ценных материалов другим библиотекам, музеям, галереям на выставки, запись звука, например, с грампластинки на CD, предоставление помещений для репетиций для тех, кто учится музыке, платные мастер-классы, где можно сделать своими руками какую-нибудь поделку, или мастер-классы с применением специализированных компьютерных программ.

(Надо отметить, что у россиян в принципе фантазия богаче, в том числе и на ассортимент платных услуг: это и услуги «Библионяни», экскурсии по библиотеке — театрализованные или в формате квеста, велопарковки, стоянки для скутера и мотоцикла (включая подкачку шин), передержка цветов и др. Со своей стороны мы можем сказать, что при большой посещаемости выгодным становится всё, что связано с обеспечением питания пользователей. Так, доходы от кофейных и снековых аппаратов составляют самую существенную долю внебюджетных средств РГБМ).

Можно поучиться у европейцев технологиям получения грантов и деловому партнёрству. Западные библиотеки сотрудничают с различными коммерческими и некоммерческими организациями: школами, посольствами, хакерспейсами, музыкальными группами и т.п. Они получают в дар книги и другие материалы (например, призы для победителей конкурсов) от издательств, местных компаний, магазинов в обмен на рекламу, могут также подавать заявки на гранты для осуществления конкретных проектов. Библиотека комиксов в Стокгольме ежегодно получает гранты на проведение Фестиваля комиксов, Медиатека во Вроцлаве — на Фестиваль путешествий. Активно поддерживают фонды и Дрезденскую молодёжную библиотеку.

Судя по популярности библиотек у населения европейских городов, вынужденное взимание платы за те или иные услуги не наносит урона их престижу. Достаточно взглянуть на эти библиотеки, чтобы понять: власти весьма существенно вкладываются в них, и на платные услуги серьёзной (судьбоносной) ставки не делается. Просто есть некие услуги, которые население должно оплачивать самостоятельно.

Если с платными услугами дело в европейских библиотеках обстоит неплохо, то работа с жертвователями — не самая сильная их сторона (чаще всё ограничивается тем, что люди приносят в библиотеку книги и другие материалы). Не потому даже, что библиотекари просить не умеют, а потому что им не готовы отдавать. Как, впрочем, и в России.

Иначе обстоят дела в американских библиотеках. Там практически все услуги, программы и мероприятия являются бесплатными для пользователей. В большинстве случаев даже читательский билет житель того или иного города получает бесплатно. К платным услугам можно добавить услуги полиграфии (копирование, сканирование), доставку документов и материалов, сдачу в аренду помещений под проведение различных мероприятий.

Зато в США «поставлена на поток» система финансирования библиотек посредством грантов, премий и субсидий. Координирует её Американская библиотечная ассоциация (ALA), которая справедливо полагает, что размер финансирования влияет на качество услуг, оказываемых библиотекой. Ежегодно Отделение ALA по обслуживанию молодежи (YALSA) выделяет более 150 тыс. долларов в качестве грантов и премий для членов ассоциации, работающих с молодёжью.

В США гранты библиотекам могут предоставлять и торговые корпорации, такие как Best Buy, Walmart и Target. Обычно магазины этих торговых сетей сами распространяют информацию об этом в местном сообществе, также она всегда доступна на официальном сайте каждой из компаний.

Спонсорские взносы и пожертвования американским библиотекам поступают различными способами:

— от местных предпринимателей (например, в обмен на то, что библиотека разместит их логотип на своих флаерах и рекламных листовках, они предоставляют бесплатную пиццу для её мероприятия или небольшие денежные призы для победителей программы летнего чтения);

— от частных лиц (к примеру, на сайте Публичной библиотеки Нью-Йорка есть отдельный раздел, в котором предлагается сделать пожертвования от 25 до 1000 долларов в разной форме. Человек получает именную открытку, свидетельствующую о его щедрости).

Почти у каждой американской библиотеки есть свои фонды, куда все желающие могут перечислять средства. Например, Фонд публичной библиотеки Чикаго был основан в 1986 году как независимая, некоммерческая организация. Благодаря поддержке горожан, он спонсирует важнейшие программы библиотеки, среди которых «Учитель в библиотеке», «Одна книга, один Чикаго», молодёжная зона YOUmedia.

Помимо фондов почти у всех библиотек есть свои «Друзья библиотеки». Friends of Libraries — некоммерческие, благотворительные группы, создающиеся для оказания всесторонней поддержки библиотекам в местных сообществах. Помимо волонтёрства, продвижения библиотек и проведения кампаний в их поддержку, «Друзья библиотеки» принимают активное участие в фандрайзинге библиотек, собирая средства в пользу библиотеки, устраивая благотворительные ярмарки и т.д.

Таким образом, если в Европе благотворительность и спонсорство в отношении библиотек развиты слабо в отличие от платных услуг, то в США, наоборот, население деньги из собственного кармана выкладывает редко, зато развита система грантов, спонсорства, частных пожертвований в библиотечные фонды, со стороны «друзей библиотеки» и т.п.

Знать всё это нужно — чтобы выработать собственную точку зрения на ситуацию, правильно оценить свои достоинства и возможности, найти способы адекватно представить библиотеку обществу и каждому отдельному человеку.

Ведь население, имея сегодня множество мест, где оставить свои (часто небольшие) денежные средства, не обязательно будет готово сделать это в библиотеке. Тем более если библиотека — из-за плохого (иногда очень плохого) бюджетного финансирования — не имеет ни ресурсных, ни технологических, ни интеллектуальных, ни юридических возможностей предоставить пользователям конкурентоспособные услуги.

Нам, библиотекарям, предстоит вновь (как это было в 90-е годы, когда рыночные отношения только проникали в нашу среду) учиться методам анализа рынка, ценообразования, продвижения работ и услуг, фандрайзинга, а теперь уже и — краудфандинга (коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций).

Очень важно найти фирмы и людей, которые потенциально готовы были бы поддержать инициативы библиотеки. А такие в стране есть. В своё время российский фонд «Открытая Россия» откликнулся и финансово поддержал идею Министерства культуры РФ — в итоге в 20 регионах страны появились первые 76 модельных сельских библиотек. В прошлом году в г. Тихвине (Ленинградская обл.) в новом, модернизированном по проекту РГБМ, качестве открылась библиотека «Тэффи». Инициировала и профинансировала его группа компаний ИСТ, имеющая там свои экономические интересы. При библиотеке №3 Норильской ЦБС работает цифровая лаборатория «ФабЛаб-Норильск», организованная при содействии ПАО «ГМК «Норильский никель» в рамках реализации социокультурного проекта. Всей стране известна деятельность Фонда Михаила Прохорова. На 2016 год объявлен открытый благотворительный конкурс «Новая роль библиотек в образовании» (грантовый фонд — 17 млн руб.), в котором могут принять участие библиотеки Сибирского, Уральского, Дальневосточного федеральных округов, а также ряд областей центральной части России.

Чтобы работа библиотеки по привлечению средств была эффективной, мало желания и умения только её сотрудников. Важна также психологическая и юридическая подготовленность внешней среды воспринять призыв библиотеки, нужно, чтобы образ библиотеки вызывал у людей, располагающих властью и деньгами, желание помочь ей, поддержать её инициативы своими средствами.

Сейчас время работает против нас: как говорится, «кто хотел, тот успел; кто не успел, тот опоздал». Нельзя быть голословным. Бессмысленно «рвать на груди рубашку» и дёргать за пуговицу оппонента, внушая ему (а чаще — самим себе и друг другу): библиотеки спасут нацию. Потому что на эту роль правомерно претендуют слишком многие.

Поэтому главная задача дня — активно и как можно быстрее разворачивать общественное сознание в сторону библиотеки как учреждения, которое важно всемерно поддерживать. Мы должны ежедневно, реальными действиями демонстрировать свою нужность гражданам и добиваться того, чтобы они стали нашим, библиотечным, электоратом.