Пять новых библиотечных специальностей

Терра Данковски

В прошлом году карьерные перспективы сотрудников библиотек выглядели не столь радужными. Пандемия ввела многие отрасли в состояние неопределённости, а библиотечные школы, советы по трудоустройству и рекрутеры сообщали, что такого сокращения рабочих мест в библиотеках не было со времени Мирового финансового кризиса 2007–2008 гг.

К счастью для тех, кто находится в поиске работы, похоже, эта тенденция ослабевает. В конце марта телеканал CNBC сообщил о рекордном количестве вакансий, на 5 миллионов превышающем число желающих найти работу. Это касается и библиотечной индустрии.

«Количество вакансий в библиотеках, появившихся по всей стране с конца 2021 года, достигло беспрецедентного уровня», — говорит Дэвид Коннолли, менеджер по продажам рекрутинговых объявлений на сайте JobLIST Американской библиотечной ассоциации (ALA). Он отмечает, что количество вакансий, размещённых на JobLIST только в период с января по март 2022 года, было более чем на 20% больше, чем в любой другой год за 15-летнюю историю существования сайта.

В нынешних условиях на досках объявлений появляются некоторые уникальные позиции и необычные должности, которые отражают более крупные тенденции и проблемы, которые библиотеки хотят решить. Коннолли говорит, что это связано с неопределённостью и истощением в самом начале пандемии. «Многие библиотеки использовали появившуюся возможность для того, чтобы оценить, соответствуют ли их существующие должности текущим потребностям, и переопределить некоторые из них для удовлетворения новых потребностей, включая новые роли, ориентированные на ключевые ценности», — говорит он.

 

1. Библиотекарь — специалист по устойчивому развитию

 

В октябре 2018 года Организация Объединенных Наций опубликовала знаковый научный отчёт, в котором предупредила, что у мира есть всего 12 лет, чтобы принять решительные меры для предотвращения климатической катастрофы. Три месяца спустя Совет ALA утвердил устойчивое развитие в качестве стратегического направления для деятельности организации, дав понять библиотекам, что пришло время наращивать потенциал в этой области.

Однако практикующие специалисты по устойчивому развитию в библиотеках знают, что их сообщества сталкиваются с проблемами, связанными не только с окружающей средой.

«В самом общем смысле, устойчивость — это способность продолжать делать то, что вы делаете», — говорит Кейси Конлин, координатор по вопросам устойчивого развития библиотек Библиотечной системы Мид-Хадсон (MHLS) в Поукипзи, штат Нью-Йорк. «Библиотеки должны иметь возможность оставаться на своём месте, чтобы продолжать работу, которую они выполняют для людей, которым они служат». 

Как и ALA, MHLS придерживается тройственной модели устойчивости, в которой приоритет отдаётся экологически безопасным, экономически целесообразным и социально справедливым практикам. Для Конлина речь идёт не только о том, чтобы помочь 66 автономным библиотекам-филиалам в его системе принимать ответственные решения о строительных проектах. Хотя, например, частью его работы является консультирование по капитальному ремонту, который может снизить расходы библиотеки на отопление и охлаждение.

На самом деле устойчивость связана с множеством вопросов, таких как расовая справедливость, доступность, этичное инвестирование, возможность участвовать в принятии решений. «Мы стараемся взглянуть на инклюзивность с разных точек зрения», — говорит Конлин.

В своей должности Конлин руководит профессиональным развитием, которое помогает библиотекам MHLSвыявлять новые тенденции, разрабатывать инновационные услуги и оставаться нужными для своих пользователей. Для библиотек, которые только начинают работать в сфере устойчивого развития, он рекомендует пройти программу сертификации Sustainable Libraries Initiative.

«Мы должны убедиться, что мы… предоставляем услуги, которые предназначены действительно для всех», — говорит Конлин.

 

2. Библиотекарь — специалист по пользовательскому опыту

 

Пользовательский опыт или UX (User Experience) в условиях библиотеки может означать что угодно: от удобного сайта до полезных указателей и хорошего обслуживания пользователей.

«Существует так много определений», — говорит Шарсли Родригес, библиотекарь по пользовательскому опыту в Университете штата Калифорния в Сан-Хосе (SJSU). Её работа заключается в том, чтобы библиотечные продукты, услуги, информация и пространство были пригодны для использования, поиска и доступности для людей с разными потребностями. «Речь также идёт об устранении всех возможных препятствий для того, чтобы пользователь мог достичь своей цели», — добавляет она.

На своей позиции в SJSU Родригес проводит исследования, которые являются основой для решения проблем и создания положительного пользовательского опыта для студентов и преподавателей. «Нельзя предполагать чьи-то потребности», — говорит она. В своей работе Родригес часто использует опросы, интервью, юзабилити-тесты и аналитику веб-сайтов, чтобы понять, как библиотекой пользуются непосредственно в кампусе и онлайн. «Это может быть так же просто, как использовать доски и стикеры, чтобы спросить студентов, как они себя чувствуют», — говорит она.

В её обязанности входит изучение как физического, так и цифрового пространства библиотеки. Это привело её к разработке справочного чат-бота для сайта библиотеки SJSU в нерабочие часы, работе над улучшением внутренней сети библиотеки и над оценкой эффективного использования библиотечного пространства. Родригес также организует рабочую группу по UX, которая проводит тренинги и делится методами дизайн-мышления с другими сотрудниками библиотеки.

Сама она познакомилась с термином «пользовательский опыт» в библиотечной школе, по её словам, тогда это понятие ещё не полностью прижилось. «Сейчас многие отделы по работе с читателями переименовываются в отделы пользовательского опыта, это как раз то, чего раньше не было».

Эта концепция набирает обороты не только в библиотеках. Родригес считает, что UX нужен всем и везде. «Даже если вы не работаете в библиотеке, вы всегда можете выбрать проект, направленный на улучшение той или иной услуги или продукта… и заняться этой работой на добровольных началах».

 

3. Руководитель по вопросам равенства, разнообразия и инклюзии в библиотеке

 

В 2020 году на пике протестов в поддержку движения Black Lives Matter и социальной справедливости многие библиотеки по всей стране приняли решение отказаться от своей традиционно нейтральной позиции и активизировать свои усилия в области справедливости, разнообразия и инклюзии, сокращённо EDI (Equity,Diversity and Inclusion). Публичная библиотека Оук-Парка, штат Иллинойс (OPPL) пошла ещё дальше, разработав «Стратегический план по борьбе с расизмом» и наняв первого руководителя по вопросам равенства и борьбы с расизмом.

«Наше сообщество само информирует всех о том, что мы делаем, — говорит Стивен Джексон, пришедший на эту должность в октябре 2021 года. — Что мне действительно нравится в нашем начавшемся пути, так это то, что он был регламентирован и получил законный статус».

Стратегический план направлен на устранение институционального, интернализованного, межличностного и системного расизма. Он определяет цели для каждой категории, такие как оценка соблюдения необходимых требований к библиотечным специалистам при приёме на работу, создание для сотрудников групп единомышленников и внедрение нового кодекса поведения для посетителей.

Джексон, клинический психолог по образованию, начал работать в OPPL в качестве специалиста по социальным услугам как раз в то время, когда библиотека двигалась к модели взаимодействия с населением. «Я практикующий специалист по восстановительному правосудию. Это то, что меня интересует, — говорит он. — Я думаю, что работа по уменьшению последствий ущерба — это лучшее, что может быть».

Он видит взаимосвязь между работой специалиста по EDI и восстановительным правосудием в подходе, который подчёркивает важность того, чтобы каждый голос был услышан. В первые несколько месяцев своей работы он сосредоточился на выстраивании отношений и адаптации новых сотрудников.

Джексон признаёт, что его библиотека способна развиваться в этом направлении отчасти потому, что её попечительский совет сам по себе разнообразен, заинтересован и поддерживает данную инициативу. Тем библиотекам, которые испытывают сопротивление своей антирасистской деятельности, он предлагает обратиться с вопросами к их сообществу.

«Когда я сталкиваюсь с непониманием или неодобрением в адрес моей должности или моей деятельности, — говорит он, — мне становится очень интересно узнать, с какими трудностями сталкиваются люди, разделяющие антирасистские взгляды».

 

4. Библиотекарь — специалист по открытым образовательным ресурсам

 

«Иногда студентам приходится выбирать, купить им учебник или продукты», — говорит Эми Легерс, библиотекарь справочной и образовательной службы Общественного колледжа Талса, штат Оклахома (TCC). — Для многих наших студентов это является реальностью».

Легерс возглавляет рабочую группу по открытым образовательным ресурсам, или ОER (Open Educational Resources) в четырёх главных кампусах колледжа. Она говорит, что экономия средств, которую дают эти бесплатные материалы, является основной причиной, по которой её колледж занялся разработкой данного направления. Она отмечает, что Общественный колледж Талса — это городской колледж, расположенный в пригороде, в котором обучается большой процент нетрадиционных студентов, для которых открытые образовательные ресурсы являются огромным подспорьем. (Термин «нетрадиционные студенты» характерен для учебных заведений Северной Америки и определяет категорию студентов в колледжах и университетах, которые откладывают поступление в высшие учебные заведения, не в полной мере посещают занятия по крайней мере часть учебного года, работают полный рабочий день параллельно с учёбой, не имеют финансовой поддержки от родителей, не имеют диплома о среднем образовании и т.д. – Прим. пер.)

«Наша задача заключается в том, чтобы находить, оценивать и курировать открытые образовательные ресурсы, а также следить за тем, чтобы преподаватели знали о ресурсах, которые подходят для их курса и могут стать для студентов недорогой или бесплатной альтернативой учебникам», — говорит Легерс.

По словам Легерс, иногда преподаватели воздерживаются от перехода на OER, потому что у этих ресурсов нет «прибамбасов», таких как онлайн-платформы и банки тестов, которыми обычно снабжены основные учебники. Общественный колледж Талса старается поддержать этот переход, привлекая библиотекарей, преподавателей, экспертов в предметных областях и создателей курсов к совместной разработке занятий.

«Наберитесь терпения, поскольку этот переходный процесс требует определённого изменения мышления», — советует она тем, кто, возможно, захочет выполнять эту работу в своих учреждениях.

Использование OER не ограничивается сферой высшего образования. В 2019 году Американская ассоциация школьных библиотек опубликовала собственное руководство по работе с открытыми образовательными ресурсами для школьных библиотекарей. Эти открытые ресурсы стали настоящим спасением для многих школ, перешедших на дистанционное обучение в начале пандемии.

Легерс рекомендует всем, кто интересуется работой с OER, пройти программу Creative Commons Certificate, чтобы сориентироваться в различных типах открытого лицензирования.

 

5. Библиотекарь — специалист по визуализации данных

 

Услуги визуализации данных всё чаще появляются среди предложений библиотек, особенно в сфере высшего образования. Авторы статьи об услугах визуализации данных в академических библиотеках «Supporting Data Visualization Services in Academic Libraries» (The Journal of Interactive Technology and Pedagogy, vol. 18, Dec. 10, 2020) утверждают, что это связано с тем, что академическая или университетская библиотека рассматривается как некий накопительный центр для услуг, которые могут быть использованы во многих отделах и направлениях. Авторы также подчеркивают, что для успеха этих услуг необходимы специалисты с опытом визуализации данных.

Джо Кляйн, библиотекарь по визуализации данных и геоинформационным системам, ассистент-профессор Университета Северной Каролины в Гринсборо является одним из таких людей. Типичный рабочий день Кляйна может включать в себя помощь студентам и преподавателям с программным обеспечением для визуализации данных, проведение консультаций с исследователями, практических занятий по бесплатным инструментам и работу над собственными исследованиями.

Для Кляйна, у которого есть образование в области естественных наук и опыт создания диаграмм и графиков для Агентства по охране окружающей среды США, визуализация данных в библиотечной среде является «идеальным пересечением» интересов. Эта работа требует владения инструментами обработки данных и языками программирования, такими как Python, R и Tableau. «Немного сложно бывает определить, какой ресурс будет работать для вас и вашего конкретного случая», — говорит он.

Кляйн советует тем, кто хочет развить навыки визуализации данных, пройти бесплатный онлайн-курс от Research Data Management Library Academy или попробовать пошаговый инструмент Datawrapper. Он также рекомендует познакомиться со всеми возможностями Microsoft Excel или Google Sheets.

В свою очередь, Кляйн хотел бы, чтобы обучение грамотности в использовании данных (data literacy) проводилось и за пределами университетов: «Было бы здорово, если бы у пользователей публичных библиотек была возможность научиться этому».

Перевела с английского Мария Алексеева

Источник:  americanlibrariesmagazine.org