Новые тенденции, новые технологии: 10 цифровых инструментов, меняющих библиотеки


Цифровая трансформация не происходит в одночасье; это, скорее, естественный эволюционный процесс, чем внезапный сдвиг. Публичные библиотеки развиваются, внедряя передовые цифровые инструменты для расширения предоставляемых услуг, оптимизации рабочих процессов и адаптации к меняющимся потребностям пользователей. Какие именно технологии библиотеки по всему миру активно интегрируют в свою работу, узнаем в новой статье авторов блога о библиотеках и библиотечной индустрии веб-платформы Pressreader.

 

В июле прошлого года Ассоциация публичных библиотек (PLA) опубликовала результаты своего последнего исследования по использованию технологий в публичных библиотеках, в ходе которого была собрана информация от административных сотрудников более чем 1500 библиотек по всей территории Соединённых Штатов. Вот некоторые результаты данного исследования:

  • почти половина библиотек (47%) предоставляет своим пользователям хот-споты для подключения к интернету;
  • у четверти библиотек (25%) есть оборудование для производства цифровых медиа, а у более чем трети из них (40%) – разного рода производственное оборудование для мейкерспейсов;
  • 95% публичных библиотек в той или иной форме предлагают занятия по цифровой грамотности;
  • 95% библиотек предлагают электронные книги и/или электронные аудиокниги, а 58% из них предоставляют стриминговый и загружаемый контент своим пользователям.

Дальнейшая трансформация в эпоху цифровых технологий

Помимо расширения предлагаемых цифровых ресурсов, библиотечные специалисты ожидают, что в будущем их деятельность будет всё сильнее зависеть от цифровых технологий. Согласно опросу, проведённому глобальной библиотечной организацией OCLC, в котором приняли участие 1627 участников из 77 стран, в течение следующего десятилетия ожидаются значительные изменения в работе библиотек.

Среди респондентов, работающих в публичных библиотеках, 62% прогнозируют рост использования технологий для маркетинга и коммуникации, 53% — для обработки фонда, 52% — для анализа данных и 50% — для организации мероприятий.

Ниже мы предлагаем рассмотреть ряд инновационных инструментов, меняющих библиотечный ландшафт для профессионалов в этой области.

1. Интегрированные библиотечно-информационные системы

Интегрированные библиотечно-информационные системы (ILS) остаются основой современного управления библиотеками, автоматизируя процессы каталогизации, выдачи материалов и управления учётными записями пользователей. Такие инструменты, как Koha, SirsiDynix Symphony и Polaris, обеспечивают эффективное управление коллекциями, легко интегрируются со сторонними приложениями и обеспечивают удалённый доступ для дистанционного программирования и мобильных сервисов.

Например, облачные платформы ILS обеспечивают сотрудникам гибкость при удалённой работе, а также поддерживают интеграцию с платформами электронных книг и киосками самообслуживания, улучшая качество обслуживания пользователей и повышая эффективность работы библиотеки.

2. Платформы с электронными книгами и цифровым контентом

С ростом спроса на цифровые ресурсы появляются платформы, предлагающие свободный доступ к электронным книгам, аудиокнигам, фильмам и музыке, зачастую на нескольких устройствах.

Читатели библиотек могут пользоваться этими платформами когда и где угодно, на своих мобильных устройствах.

3. Мейкерспейсы и креативное программное обеспечение

Современные библиотеки укрепляют свою роль центров инноваций, создавая мейкерспейсы и другие пространства для творчества, оснащённые 3D-принтерами, лазерными резаками и VR-оборудованием. Доступ к такому программному обеспечению, как Adobe Creative Cloud, Canva и AutoCAD, позволяет пользователям библиотеки развивать свои творческие способности, заниматься проектированием и разрабатывать прототипы.

Такие инструменты способствуют устранению цифрового неравенства, предоставляя доступ к дорогостоящим технологиям и развивая у своих пользователей навыки в таких областях, как 3D-моделирование, редактирование видео и графический дизайн. Библиотеки, в свою очередь, становятся центрами творчества, цифровых инноваций и предпринимательской деятельности.

4. Цифровая грамотность и образовательные платформы

Для многих людей библиотеки служат ресурсом для улучшения их формального образования благодаря возможности самостоятельного обучения. Это позволяет им приобретать новые навыки и расширять свои знания как для личностного, так и для профессионального роста.

Публичные библиотеки исторически поддерживали идею обучения на протяжении всей жизни. В 1991 году Управление образования США признало это, опубликовав книгу «Partners for Lifelong Learning, Public Libraries and Adult Education» («Партнёры по непрерывному обучению, публичные библиотеки и образование взрослых»). Во введении к этой книге её авторы — преподаватели библиотечных дисциплин — отмечают: 

 

«На протяжении многих лет стремление публичных библиотек отвечать интересам и запросам общества привело к тому, что они сыграли уникальную роль, помогая людям реализовать их потребности в грамотности и обучении на протяжении всей жизни: роль, которой библиотеки могут по праву гордится. Библиотеку называют Народным университетом: государственным учреждением, которое обеспечивает информационные потребности всех граждан на протяжении всей их жизни».

 

Сегодня непрерывное обучение в библиотеках всё чаще использует цифровой подход. Такие платформы, как Gale Courses, LinkedIn Learning и Brainfuse, играют ключевую роль в повышении цифровой грамотности, предлагая доступ к онлайн-занятиям, специализированным учебным пособиям по таким темам, как программирование, графический дизайн, составление резюме, подготовка к сдаче тестов.

5. Поисковые уровни и расширенные каталоги

Поисковые уровни расширяют возможности традиционных библиотечных каталогов благодаря интеграции нескольких ресурсов в интуитивно понятные поисковые интерфейсы, упрощая доступ к физическим материалам, цифровому контенту и внешним базам данных. Такие инструменты, как Primo от Ex Libris, EBSCO Discovery Service и BiblioCommons, делают библиотечные ресурсы более доступными.

Например, BiblioCommons включает в себя такие функции, как рецензии пользователей, списки чтения и обмен информацией в социальных сетях. Всё это способствует более интерактивному взаимодействию с библиотекой, ориентированному на сообщество.

6. Самообслуживание и мобильные приложения

Современные библиотеки оптимизируют взаимодействие с пользователями с помощью технологий самообслуживания и мобильных приложений. Такие инструменты, как MeeScan и CloudLibrary от Bibliotheca, позволяют пользователям брать на дом материалы, продлевать их и оплачивать штрафы со своих смартфонов. Эти приложения также могут интегрироваться с платформами цифрового контента, обеспечивая централизованное управление библиотечными учётными записями.

Например, CloudLibrary от Bibliotheca обеспечивает процесс самообслуживания, предлагая персонализированные рекомендации по чтению и технологию виртуального читательского билета, что снижает нагрузку на персонал библиотеки и повышает вовлечённость и заинтересованность пользователей.

7. Инструменты анализа данных

Для принятия решений библиотеки всё чаще используют инструменты анализа данных, такие как Savannah и Civic Technologies от OrangeBoy. Эти платформы анализируют данные о движении экземпляров, посещаемости мероприятий и демографии сообщества, предоставляя тем самым практически применимую информацию.

Панель инструментов Savannah отслеживает вовлечение пользователей и оценивает распространение информации об услугах и мероприятиях, позволяя библиотекам более эффективно распределять ресурсы и адаптировать свои сервисы к потребностям сообщества.

8. Виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR)

Технологии VR и AR меняют образовательный опыт и проведение мероприятий в современных библиотеках. Такие инструменты, как Oculus Rift, HTC Vive и QuiverVision, позволяют совершать виртуальные экскурсии, обучаться или играть на симуляторах, рассказывать интерактивные истории.

Виртуальная реальность (VR) погружает пользователей в созданную компьютером трёхмерную среду, доступ к которой осуществляется через гарнитуры и навигацию с помощью портативных контроллеров. Библиотеки могут использовать технологии VR для учебных модулей, интерактивного опыта или предоставлять контент для удалённого доступа пользователям, имеющим VR-гарнитуры дома.

Дополненная реальность (AR) накладывает цифровые элементы на физический мир с помощью таких устройств, как смартфоны или AR-очки. Эта технология используется в таких приложениях, как голографические дисплеи, 3D-модели и средства навигации. Например, библиотека Делфтского технического университета в Нидерландах использует приложения AR, чтобы помочь посетителям находить ресурсы, следуя виртуальным стрелкам и знакам, что делает навигацию проще и интереснее.

9. Цифровые платформы для взаимодействия с сообществом

Такие цифровые платформы, как EngagedPatrons и Beanstack, помогают библиотекам оптимизировать продвижение мероприятий, программ чтения и отследить степень участия пользователей в них. Beanstack, например, позволяет пользователям отслеживать свой прогресс в чтении, получать специальные значки и принимать участие в общественных инициативах. Это способствует укреплению связей библиотеки с сообществом и упрощает сотрудникам процесс организации мероприятий.

У цифровой платформы PressReader есть функция Self-Pub, которая позволяет библиотекам делиться с пользователями своим собственным контентом. Оцифровывая и загружая информационные письма, объявления и другие публикации, библиотеки могут отображать важные обновления прямо на главной странице PressReader.

10. Искусственный интеллект и чат-боты

Инструменты на базе искусственного интеллекта, в том числе чат-боты и системы рекомендаций, улучшают библиотечные услуги. Чат-боты обрабатывают часто задаваемые вопросы, например, о часах работы библиотеки или афише мероприятий, освобождая время сотрудников для работы с более сложными запросами.

Искусственный интеллект с помощью рекомендаций в каталогах также направляет пользователей к соответствующим материалам, ориентируясь на взятые ими ранее книги и читательские предпочтения. Всё это способствует более персонализированному пользовательскому опыту.

Для более подробного изучения особенностей и возможностей, которые ИИ предоставляет для публичных и академических библиотек по всему миру, предлагаем познакомиться с отчётом «Chatbots and Beyond».  

Цифровая трансформация позволяет библиотекам сосредоточиться на будущем

Интеграция цифровых инструментов переосмысляет услуги публичных библиотек, обеспечивая инновации во всём: от коллекций и мероприятий до вовлечения пользователей и эффективности рабочих процессов.

По мере того, как библиотеки продолжают внедрять эти технологии в свою работу, они укрепляют свою роль динамичных учреждений, ориентированных на будущее, гарантируя, что их услуги остаются актуальными и эффективными в быстро развивающейся цифровой среде.

Перевела с английского Мария Алексеева

Источник: blog.pressreader.com

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*