Новая роль библиотеки в контексте молодёжной политики страны

Ирина Михнова


Говоря о новой роли библиотеки, мы не имеем в виду изменение её миссии и базовых функций. Речь пойдёт о расширении значимости библиотек как реальных и потенциальных молодёжных пространств, которого ожидает от них сегодня сфера молодёжной политики. Потому что к библиотекам у представителей этой сферы очень лояльное отношение.

 

Думается, никого сейчас не удивит тезис о том, что в ближайшей перспективе молодёжь станет основной целевой аудиторией большинства общедоступных библиотек. Так мыслят, например, музеи, которые считают, что привлечение молодёжи – это задача, с которой каждый музей уже обязан справляться. 

В библиотечной сфере такого уровня взаимодействия с молодой аудиторией нет, но тенденция очевидна. По меньшей мере все модельные библиотеки это активно демонстрируют. Но далеко не все библиотеки располагают такими возможностями, как модельные.

Для того, чтобы молодёжь стала основной аудиторией библиотек, есть формальные основания. Речь идёт о ФЗ-489 «Законе о молодёжной политике в Российской Федерации», принятом в конце 2020 года и в котором возраст молодёжи был поднят до 35 лет — за счёт самой активной, настроенной на карьерное развитие и работоспособной её части. Сейчас идёт разговор о возможном доведении молодёжного возраста до 40 лет. На уровне Госдумы говорится о без малого 40 млн молодых людей. 

Мы все понимаем, что основания для законодательного увеличения возраста молодёжи лежат в социально-экономической и политической плоскостях. Что касается специализированных молодёжных библиотек, то им стоит опираться прежде всего на возрастные и психологические характеристики молодёжи, требующие особых форм работы, а именно: сосредоточивать внимание прежде всего на 14–25–30-летних. 

Важный вопрос: в каком качестве библиотека, работающая с молодым читателем, участвует в реализации молодёжной политики? Согласно ФЗ-489 библиотека, с одной стороны, — это субъект молодёжной политики, а с другой, как государственное учреждение, действующее во благо молодёжи, она – часть её инфраструктуры.

Кто-то может спросить, почему именно сейчас мы поднимаем вопрос о важности для библиотек быть включёнными в молодёжную политику. Ведь она реализуется в России уже 30 лет. 

Дело в том, что в последние три года, после принятия 489-го Закона, отношение государства к молодёжи коренным образом изменилось: от абсолютно равнодушного в 90-е, вялого – в нулевые, более заинтересованного — в десятые оно сегодня перешло в активную и даже сверхактивную фазу. А нам всем понятно, что от отношения государства к той или иной группе населения, будь то дети, молодёжь, люди с инвалидностью или пенсионеры, напрямую зависит его отношение к организациям, работающим с ними. 

Сейчас во главе Комитета Госдумы по молодёжной политике стоит Артём Метелев, Росмолодёжь возглавляет Ксения Разуваева — два невероятной энергетики и мощных амбиций руководителя. 

Только за два года комитет разработал более 35 законопроектов, из которых более десяти уже стали законами. Артём Метелев в «Рейтинге полезности депутатов Госдумы» за весеннюю сессию занял 12 место из 450.

Нынешняя установка комитета — перевод молодёжной политики на муниципальный уровень — предполагает существенные изменения законодательства, касающегося полномочий местных органов власти в части её реализации. Сейчас в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» есть только фраза: «Организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодёжью». 

Установка же Росмолодёжи — на создание отдельных министерств и департаментов по делам молодёжи в каждом субъекте РФ. Библиотекари наверняка это наблюдают в своих регионах — названия структур могут варьироваться, но общая идея такова: отделить молодёжную политику от смежных сфер, с которыми её, начиная с 90-х годов, объединяли. 

Другое направление интересов Росмолодёжи — активное формирование собственной инфраструктуры молодёжной политики. Если ещё несколько лет назад её годовой бюджет составлял всего 500 млн рублей, то ныне это — около 60 млрд.

Масштаб возможностей для создания собственной инфраструктуры совсем иной. 

Активизировалась и подготовка специалистов по работе с молодёжью. Их начинали готовить ещё в 2010-е годы. Но в 2020 году, наконец, появился профессиональный стандарт «Специалист по работе с молодёжью», в котором, к сожалению, есть ОКВЭДы клубов, домов культуры, но нет, как ранее и в профстандарте цифрового куратора, библиотек. Сейчас 57 вузов готовят бакалавров. А достаточно новая специальность «Организация работы с молодёжью» есть уже сейчас во множестве вузов. 

На каких основаниях и в каких должностях эти специалисты могут работать в библиотеках с учётом ограничений библиотечного профстандарта, нужно принимать решение уже руководителям библиотек. 

Разумеется, ситуацию стабилизирует то, что работе с молодёжью в рамках дополнительного образования библиотечных специалистов обучают крупные библиотеки, в частности, циклы подобных курсов и вебинары давно реализует РГБМ. 

Важный вопрос: что же привлекает в библиотеках молодёжные организации, органы государственной молодёжной политики?  Прежде всего, схожесть их миссий: «создание среды, в которой каждый молодой человек в нашей стране сможет самореализоваться, достичь своей цели и воплотить в жизнь свою мечту» («Стандарт учреждения молодёжной политики»). Примерно так и мы формулируем свои задачи относительно молодёжи.

Одним из способов формирования таких сред для Росмолодёжи стал проект «Точки притяжения», участниками которого могут стать те организации, которые уже считают себя подобными зонами притяжения. На сайте проекта выделен ТОП-600 лучших пространств России. Из них ТОП-300 – победители. Все они одобрены молодёжью. Их определили с помощью народного голосования и экспертной оценки. Сейчас в первом топе — 50 библиотек, из которых одобрены молодёжью — 25. 

Фактически участники проекта становятся действующей частью молодёжной инфраструктуры. В частности, стоило РГБМ войти в этот проект, как из Росмолодёжи поступило предложение о проведении на базе библиотеки подготовки волонтёров для Всероссийского фестиваля создателей контента «Медиалабфест» и форума. Думается, то же происходит в других регионах с библиотеками, ставшими точками притяжения молодёжи. И это очень хорошо.

Другой способ формирования инфраструктуры молодёжной политики — создание молодёжных центров.  В прошлом году по заказу Росмолодёжи Институт молодёжной политики разработал «Стандарт учреждения молодёжной политики».

Это замечательное руководство чрезвычайно полезно для библиотек потому ещё, что в значительной степени в основе его лежит как раз опыт библиотек. Это не раз подчёркивал руководитель группы разработчиков, директор Института молодёжи Николай Бажитов.

В Стандарте по разным критериям подробно описаны семь основных видов молодёжных центров, которые, кроме первого (многофункциональный молодёжный центр) и последнего (стационарный лагерь), могут быть созданы (и уже создаются) на базе библиотек. 

Внедрить «Стандарт учреждения молодёжной политики» позволит Всероссийский конкурс программ комплексного развития молодёжной политики в регионах России «Регион молодых», на реализацию которого будет за два года направлено 10 млрд рублей. В библиотечном сообществе уже известны такие молодёжные центры, созданные в рамках конкурса. Недавно в Калининграде в здании бывшего ДК Калининградского тарного комбината открылся шикарный Дом молодёжи. Из федерального бюджета было получено более 60 млн рублей, но вложены и свои средства. В августе 2023 года мы проводили конференцию для новых регионов в стильном многофункциональном Доме молодёжи в Туле с очень неплохой библиотекой.

Такого рода молодёжные центры могут стать как конкурентами библиотек, так и продуктивными партнёрами. В Стандарте предложены в качестве форм работы разного рода мероприятия, клубные форматы — то есть всё то, что сегодня для многих библиотек является ключевым. 

Пока таких центров мало. Но в Госдуму уже поступило предложение о включении молодёжных центров как обязательных элементов в проекты строящихся жилых домов.

Среди ключевых задач молодёжных пространств, которые совпадают или могут совпадать с задачами библиотек, можно выделить ту, которая связана с неформальным образованием и самообразованием молодёжи. В разной мере эта задача реализуется всеми библиотеками. Интерес представляет информирование молодёжи своего региона, города, села о мероприятиях, проектах, конкурсах, форумах, которые проходят в стране, о местных молодёжных объединениях и сообществах. Фактически речь идёт о возрождении на новых основаниях идеи информационных структур, которые в нулевые годы были в библиотеках. Ресурсные и кадровые возможности библиотек осуществить это позволяют, чего не скажешь о вновь создаваемых самостоятельных молодёжных центрах.

В связи с этим понятен интерес Ассоциации волонтёрских центров к библиотекам.

И действительно, некоторые молодёжные библиотеки уже давно стали информационно-ресурсными центрами, региональными координационными центрами общественного движения «Волонтёры культуры», на базе ряда библиотек работают волонтёрские центры и объединения. Самые яркие примеры — Самарская областная молодёжная библиотека и Владимирская областная библиотека для детей и молодёжи. 

Сегодня задачи перед нами стоят ещё грандиознее. Библиотекам, как и клубам, ДК и образовательным учреждениям, предлагается создать на своих базах «Добро. Центры». Они будут вовлекать людей в волонтёрскую работу, оказывать помощь в подборе помещений для проведения мероприятий, обучать социальному проектированию и составлению грантовых заявок, реализовывать программы мотивации граждан, участвующих в волонтёрских и социальных проектах, подбирать экспертов для мероприятий и т.д. 

Инициатива свежая, но уже созданы «Добро. Центры» на базе библиотек в Благовещенске, Владимире, Рязани, в Новосибирской, Иркутской, Оренбургской, Самарской, Псковской областях, в Приморском крае, в Ямало-Ненецком округе и в Крыму. Планируется, что в 2025 году Доброцентры будут во всех библиотеках Кузбасса.

И наконец, недавнее предложение Росмолодёжи: вступление в Российское движение детей и молодёжи «Движение первых», которое действует с 14 июля 2022 года. Участники Движения — участники-обучающиеся, участники-наставники (в том числе родители), коллективные участники. Среди библиотек уже есть примеры библиотек — коллективных участников, например Магаданская областная юношеская библиотека. 

В заключение стоит привести слова Артёма Метелева, выдвинувшего инициативу «Места для молодёжи» в рамках проекта «Одобрено»: «Молодёжных центров очень мало, износ инфраструктуры — 70 процентов. Между тем молодёжи нужно место, где они могут находить единомышленников, что-то придумывать, обсуждать. И тогда она не будет так рваться из малого города, села в большие города с налаженной структурой досуга и общения». 

Особенно важно, добавляет Метелев, чтобы молодёжные пространства открывались в муниципалитетах. Именно поэтому он, в частности, так часто говорит о библиотеках. Скажу больше: для коллег Артёма Метелева по молодёжной политике тот факт, что библиотека способна стать местом для молодёжи, не вызывает сомнения. Думаю, библиотекам есть полный резон сгруппироваться и ответить на этот вызов. 

Тем более, что в 2025 году появится новый национальный проект «Молодёжь России». Кроме того, Государственная дума РФ поддержала предложение Росмолодёжи о проведении в стране «Десятилетия молодёжи».  

Ну, и нельзя не вспомнить, что уже совсем скоро – в начале 2024 года в городе Сочи пройдёт Всемирный фестиваль молодёжи.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*