«Голоса» — это ещё и голоса молодых специалистов, их профессиональная площадка. Георгий Снегирёв уже выступал на страницах нашего газеты с материалом, посвящённым деятельности библиотек Великобритании в годы Второй мировой войны. В этом номере вновь обращаемся к истории библиотек в военные годы.
Несмотря на то, что Соединённые Штаты долгое время не принимали участия в войне, публикации о библиотеках воюющих стран Европы в профессиональных журналах встречались с самого её начала. Так, например, в июльском выпуске The Library Journal за 1941 год опубликована статья Эссы Марты Калвер, исполнительного секретаря государственной библиотечной комиссии США и бывшего президента Американской Библиотечной Ассоциации (American Library Association), в котором она критикует политику Гитлера, в том числе в сфере культуры.
Направления библиотечной деятельности в годы Второй мировой войны в США существенно отличались от британских. Поскольку Америка не вела войну на своей территории, работа библиотек не прекращалась и не изменялась: читатели так же их посещали, рабочий режим оставался прежним. Разумеется, вследствие налёта японской авиации на Пёрл-Харбор американские власти предполагали возможность продолжения вражеских атак, и в библиотеках читателей обучали порядку действий при нападении с воздуха, но в целом новые направления деятельности были ориентированы на работу за океаном — с солдатами и военнопленными.
Огромное значение имела акция «Victory Book Campaign» (кампания «Книга победы» или «Книги для победы»), организованная совместными усилиями Американского Красного Креста (American Red Cross), Американской библиотечной ассоциации и новообразованной благотворительной организации «Объединённые организации обслуживания» (United Service Organizations).
Началась эта инициатива с того, что американские библиотеки в частном порядке стали отправлять книги на американские военные базы в Европе, чтобы поддержать солдат. В июне 1941 года (за полгода до бомбардировки Пёрл-Харбора и, соответственно, вступления Штатов в войну) Американская библиотечная ассоциация предложила план координированной книжной помощи солдатам от всей страны. Американский Красный Крест и Объединённые организации обслуживания приняли эту идею с большим энтузиазмом. В том году на военных базах США было развёрнуто более четырёхсот клубов и зон отдыха, которые нуждались в книгах. Красному Кресту нужны были книги для военных госпиталей, удалённых лагерей, в которых не было библиотек, а также для поддержки американских военнопленных. Было решено возложить на библиотечную ассоциацию техническую сторону вопроса, в то время как две другие организации обеспечивали финансирование.
Суть акции заключалась в том, что в библиотеках разворачивалась агитационная кампания по сбору книг среди населения для пересылки их на фронт, в полевые госпитали и лагеря для военнопленных. Организаторы поставили перед собой цель отправить на фронт десять миллионов книг. Данная программа встретила большой отклик среди населения. Люди охотно несли свои книги в библиотеки, поскольку считали это самым простым способом хоть как-то поучаствовать в войне и помочь армии приблизить победу. Также в сборе принимали участие различные организации, такие как отряды бойскаутов и гёрлскаутов, университеты, книжные издательства, а также Управление общественных работ США (Works Projects Administration). Изначально были опасения, что в библиотеки будут приносить «ненужные» или старые и ветхие издания, но эти опасения не оправдались. Население страны с пониманием и ответственностью отнеслось к такой возможности помочь фронту.
Кампания стартовала 12 января 1942 года. Несмотря на то, что книги планировалось получать круглый год, активнее всего акция рекламировалась в период с января по март. Были разработаны плакаты, реклама по радио, выпускались пресс-релизы. Также выходили статьи в газетах и журналах, а радиостанции брали интервью у участников кампании.
Для военных библиотек общественность попросили приносить современные учебники, для рекреационного чтения организаторы запрашивали приключенческие романы, юмористические книги, книги о спорте, мистику, вестерны и так далее.
Большинство людей приносили свои книги в местные библиотеки, однако сбор проводился и другими способами. Бойскауты и гёрлскауты ходили по домам и собирали книги, также была возможность оставить книги на пороге, чтобы молочник забрал их вместе с пустыми бутылками из-под молока. Частные предприятия устанавливали ящики для сбора книг среди сотрудников, дети приносили книги в школу, грузовики «Красного Креста» можно было вызвать на дом, чтобы они забрали пожертвованные книги. К марту 1942 года по всей стране было собрано шесть с половиной миллионов книг.
Разумеется, все эти книги необходимо было сортировать. Библиотекари занимались этим в свободное от работы время. Издания в плохом состоянии и избыточные дубликаты отправлялись на макулатуру, редкие же книги были проданы, чтобы собрать деньги для кампании. Несмотря на отсутствие запросов, было пожертвовано много детских книг и женской литературы. Эти издания были распространены среди семей, работавших на военных заводах и производивших продукцию для фронта. Книги, отсортированные для военных, отправлялись сначала на склады, а потом распределялись между близлежащими базами армии и флота.
Изначально акция планировалась только на 1942 год, но так как военные нуждались в большем количестве книг, чем удалось собрать, её продлили ещё на год. Из-за большого количества неподходящих книг, полученных в 1942 году, совет VBC решил подчеркнуть важность не только количества полученных книг, но и их качества. Релиз от кампании 1943 года определял цели на год: «Ценный и удобно упакованный снаряд морального духа — это хорошая книга. Эта книга может быть о войне, она может быть о мире; темы могут варьироваться от текущих дел до истории и биографии; книга может развлекать, вдохновлять, просвещать; она может предоставить техническую информацию, чтобы помочь человеку развиваться в армии или флоте сегодня и в гражданской жизни завтра. Но самое главное — это книга не рваная или потрепанная, это не макулатура. Первая функция книги — это быть прочитанной. Книги можно читать, если они в хорошем состоянии. В войне идей книга играет огромную роль, будь то источник боевого духа или часть нашего боевого снаряжения. Поэтому наша цель — предоставить книги, хорошие книги, и поэтому мы должны учитывать как их физическое состояние, так и возможность их прочесть — для миллионов наших бойцов-солдат, матросов, береговой охраны, для морской пехоты, торговцев-моряков. Мы также предлагаем предоставить книги для центров „Объединённых организаций обслуживания“ за пределами лагерей, а также для Американской библиотечной ассоциации торгового флота и, наконец, в случае чрезмерного предложения, для мужчин, женщин и детей в районах оборонных предприятий, где рост населения увеличил количество читателей и работы в местных библиотеках. Подводя итог, хороший критерий для любой книги таков: „Любая книга, которой вы действительно хотели бы обладать — это хорошая книга, чтобы её пожертвовать“. Помните, что хорошие книги — это боеприпасы, хорошие идеи — пули».
В мае 1943 года директор кампании Джон Коннор был призван на фронт. Его заменила Хелен Весселл, которая позже присоединилась к Управлению военной информации (Office of War Information), которое являлось правительственным агентством, отвечающим за пропаганду. Управление поддерживало важность книг для укрепления морального духа американских солдат и гражданских лиц, поэтому VBC получила статус официального правительственного проекта. OWI разработала и выпустила 100 000 плакатов, и это помогало продвигать кампанию на радио и в кинотеатрах.
К организациям, участвующим в сборе книг для кампании, в 1943 году присоединились церкви, клубы 4-Н (сеть организаций, направленных на развитие молодёжи), благотворительная организация «Ротари Интернешнл» (Rotary International), Lions Clubs International (международная неправительственная нерелигиозная организация, объединяющая сервисные клубы по всему миру) и многие другие. Всего за 1943 год было собрано более семи с половиной миллионов книг, но около трёх миллионов были непригодны для целей кампании.
Американские военные с большой благодарностью приняли подаренные книги. От офицеров в офис VBC приходили письма подобного содержания: «Мне жаль, что вы не можете присутствовать здесь, чтобы увидеть, сколь люди благодарны за присланные в дар прекрасные книги. Я считаю, что вы значительно помогли смягчить естественное недовольство солдат в этих тяжёлых военных условиях, в которых, к сожалению, не хватает возможностей для отдыха. Я чувствую, что кампания „Книга Победы“ провела исключительно хорошую работу в отборе и распределении книг в этом году».
К сожалению, имели место недостатки, препятствовавшие продолжению кампании в 1944 году. Главный из них — неэффективность процесса. Лишь 56% пожертвованных книг были в удовлетворительном состоянии. Подавляющее большинство книг были в твёрдом переплёте, что увеличивало стоимость пересылки. Книги VBC, отправленные за пределы страны, конкурировали с более важными военными принадлежностями, которые нужно было транспортировать. В 1943 году военные заключили соглашение с американскими издателями о выпуске серии книг исключительно для войск — издания для Вооруженных сил (Armed Service Editions). Эта серия в мягких обложках состояла из новейших и самых популярных книг. На этом фоне кампания «Книга Победы» оказалась неконкурентоспособной.
Американские библиотеки усердно работали и в тылу. Несмотря на то что война не велась на территории Соединённых Штатов, американское правительство допускало возможность нападения стран нацистского блока, поэтому предпринимались меры по обеспечению гражданской обороны и обучению населения. В библиотеках начали проводиться лекции по защите от авианалётов и бомбёжек, также велись курсы первой помощи и гражданской обороны, наибольшую популярность набравшие в 1942—1943 году. Также в библиотеках США стали открываться местные филиалы Красного Креста и штабы гражданской обороны. К тому же библиотеки планировалось использовать в качестве бомбоубежищ в случаях вражеских атак.
Разумеется, чрезвычайно важной была и безопасность книг в случае бомбардировок. Наиболее ценные книги из библиотек прибрежных штатов эвакуировали в библиотеки более удалённые от побережья, куда вражеские самолёты имели меньше шансов долететь. Также было пересмотрено устройство внутреннего пространства библиотек, книги по возможности переносили в наиболее защищённые и безопасные части зданий. Помимо защиты собственных фондов, американские библиотеки принимали на хранение ценные книги и документы небиблиотечных организаций, а также частных лиц.
В США 1940-х годов библиотеки по-прежнему оставались одним из самых популярных средств получения информации. Наряду с газетами и радио, библиотеки предоставляли читателям информацию о ходе войны, а когда население осознало важность основ гражданской обороны, библиотекари начали организовывать тематические книжные выставки и предлагать подборки литературы и даже фильмы на актуальные темы.
Большую роль в этом сыграли брошюры из Великобритании, созданные в целях обеспечения гражданской обороны и защиты от авиаударов в период Первой мировой войны. Также американская библиотечная ассоциация призывала библиотеки открывать у себя Военные информационные центры (War Information Centers), где читатели могли брать литературу о гражданской обороне и следить за ходом войны. Некоторые библиотеки собирали достаточно специфическую литературу — к примеру, Публичная библиотека Сан-Франциско собрала подборку материалов по принятию родов в экстренных ситуациях на случай, если не будет возможности доставить женщину в больницу.
Вместе с этим в библиотеках велась работа и со справочно-поисковым аппаратом. В 1942 году благодаря совместным усилиям сотрудников Публичной библиотеки Нью-Йорка, журнала Wilson Library Bulletin и библиотеки Купер Юнион вышел библиографический указатель по гражданской обороне, позволявший находить и аккумулировать в библиотеках материалы по защите от воздушных ударов. В январе 1942 года в журнале Library Journal была опубликована специализированная система классификации фондов по военному делу, которая включала в себя раздел по защите от авианалётов. Специальная библиотечная ассоциация (Special Library Association) издала брошюру «Тематические заголовки о войне для информационных файлов» (War Subject Headings for Information Files) для обеспечения единообразия в собраниях трудов по гражданской обороне.