Наш сегодняшний собеседник — директор Культурного центра ЗИЛ Павел Хлопин. Как создать популярное общественное пространство, какими значимыми событиями отметился ЗИЛ в 2018 году — об этом и о многом другом наш диалог.
— Назовите три самых важных события в ЗИЛе в этом году.
— Событий было много, и каждое из них по отдельности — очень важное по своей составляющей. Так что выделить три события будет очень сложно. Летом 2018-го прошло большое количество разноплановых и многолюдных фестивалей — как в нашем здании, так и на нашей парковой территории. К примеру, фестиваль «Veter Fest», фестиваль «Боль». При этом у них абсолютно разная аудитория. Так что в целом можно сказать, что у нас в этом году была хорошая, чёткая и интересная фестивальная программа в летний период. На базе нашего учреждения прошёл первый в истории Всероссийский съезд директоров домов культуры и клубных учреждений Российской Федерации. Другое событие, которое можно выделить — день открытых дверей.
Мы показали посетителям нашу деятельность в новом формате: они прогуливались по пространству, попадали в, казалось бы, обычные места — зал библиотеки, фойе или колонный зал — как вдруг помещения прямо на глазах преобразовывались в творческие площадки, на которых выступали наши коллективы. Эти выступления были междисциплинарными, то есть в коллаборации соединялись различные творческие институции. Мероприятие было полно экспериментов — это новый формат работы. Нам он показался очень удачным, и мы планируем дальше его развивать.
— Работа с такой масштабной площадкой — это наверняка слаженная работа большой команды креативщиков. Могли бы вы немного рассказать о вашем коллективе сотрудников?
— Со всей ответственностью могу заявить, что у нас работают профессионалы с большой буквы. Так сложилось, в том числе исторически, что мы сохранили много творческих коллективов. Мы шутим, что у нас самый молодой коллектив, который работает в рамках государственного задания — ему 25 лет. Это специалисты, которые действительно уникальны и являются единственными в своём роде в Москве, а может, и в России. Конечно же, для того, чтобы работать с такими уважаемыми людьми, у которых есть свои творческие взгляды на всё происходящее, нужен очень качественный менеджерский состав. Мы им тоже очень гордимся. Менеджеры у нас — это молодые люди. Средний возраст — 35 лет. Это люди, при отборе которых я обращаю внимание на следующие компетенции: они должны уметь привносить что-то новое, но и отдавать дань традициям. За счёт современных технологий и современного контента тоже можно сохранять традиции. Нам необходимо соблюдать некие требования в рамках работы с пространством, средой. У нас также очень сильная административно-хозяйственная служба. На прошлой неделе мы отпраздновали 81 год существования нашего учреждения. Последний раз крупный ремонт был в 2010 году. У нас проводится масштабная работа по поддержанию всех коммуникаций и систем в работоспособном состоянии — это огромная работа отличных специалистов, которые умудряются делать это собственными силами. Зачастую проще было бы сказать: «Мы закрыты на капитальный ремонт». Но мы так не делаем. При работе со специалистами мы обращаем внимание на качественно прописанные должностные инструкции, хорошо сформулированные задачи. Кроме того, они должны разделять наши ценности и хотеть работать не только ради денег, но и для улучшения культурного пространства ЗИЛ.
— У вашего культурного центра богатая история. При этом сейчас это современное пространство, которое привлекает большое количество молодых людей. Как найти баланс между сохранением исторического наследия и современностью? Сложно ли это?
— Это действительно непросто, кропотливая работа по формированию сетки мероприятий, контента, по выбору создаваемых клубных формирований — кружков, студий. Здесь есть определённое решение. В своё время в учреждении был сформирован «принцип культурного максимума». По большому счёту это такая матрица, кубик, в котором есть ячейки — они разделяются по трём направлениям деятельности. Сначала — традиционные практики: фольклор, классические формы танца, изобразительное искусство. Дальше — социальные практики: работа с социально неблагополучными категориями, с инвалидами, с пожилыми людьми. Наконец, инновационные практики: новые современные предложения, научные направления, робототехника, сюда же входит профориентация. Следующая ось, которую мы рассматриваем — разделение по видам досуга: развлекательные, развивающие и интеллектуальные. Дальше эту модель мы раскладываем по возрастным категориям: от 0 до 6, от 6 до 14, от 14 до 18 лет… И так далее. Из этого получается такой кубик Рубика. Наша задача — чтобы в каждой ячейке содержалось что-то интересное для всех. Созданную матрицу нужно максимально заполнить, чтобы в каждой ячейке было релевантное предложение — мероприятие, студия или кружок. За счёт того, что мы наполняем эту матрицу, действительно каждый человек может найти для себя что-то интересное. Хочет прийти развлечься? Он найдёт что-то по своим потребностям. Создание и реализация «принципа культурного максимума» — основа нашей работы.
— Как вы определяете, что та или иная задумка будет интересна широкому кругу людей? Собираете ли вы фидбэк или это происходит интуитивно?
— Это комплексная работа. Иногда просто на уровне интуиции, особенно в области новых экспериментов или современного творчества. Но, конечно, и экспертную среду мы тоже привлекаем. У нас есть эксперты по каждому направлению, с которыми мы консультируемся прежде, чем запустить какие-то программы — будут ли они востребованы или не будут. Мы также регулярно пользуемся результатами социологических исследований: у нас есть совместные программы с университетами. Сейчас есть соглашение с Высшей школой экономики по широкому социологическому исследованию внешней среды, направленному на изучение интереса в лекториях и библиотеках. Это работа идёт комплексно, здесь нет какого-то простого универсального решения. Нужно и обратную связь собирать, и уточнять у новых посетителей, чего они хотят.
— Есть ли вообще какие-то обязательные элементы общественных пространств, наличие которых сделает площадку привлекательной для посетителей? Или каждый случай особый?
— Каждый случай уникален. Площадка сама должна найти свою сильную сторону и понять, в чём её особенность для посетителя. Но и набор каких-то универсальных благ, которые желает получить каждый современный человек, тоже есть: бесплатный вайфай, возможность выпить чашечку хорошего кофе, оплатить покупки картой… Это набор необходимых сервисов, без которых невозможно сегодня привлечь широкую аудиторию. Человек сейчас избирателен. Он и в поликлинике знает, какие услуги ему должны предоставлять, и в магазины ходит избирательно – обращает внимание на уровень сервиса в первую очередь, потом уже на цены. Есть вещи, которые универсальны. Их обязательно нужно включить. Но вот ключевую ценность каждый должен искать самостоятельно. У нас, к примеру, это баланс между памятником культурного наследия и современными предложениями в области культуры.
— Какие планы у Культурного центра на 2019 год?
— Да, я уже поставил несколько задач для своих коллег. Приоткрою секрет: мы хотим запустить приложение нашего учреждения с функцией экскурсии в дополненной реальности, мы хотим запустить свой иммерсивный спектакль — это будет творческая коллаборация. Также хотелось бы в новом году стать точкой туристического притяжения. Для этого придётся продумать дополнительные программы, чтобы иностранные гости могли не просто прийти, посмотреть, узнать историю и сделать несколько фотографий, а посетить мероприятия и выставки. Кроме того, это подразумевает работу с туристическими агентствами, которые должны будут привлечь к нам туристов.
Вопросы задавала Анна КОВАЛЕНКО