Выход из тени: традиции и современность в субкультуре готов

Анастасия Несмеянова


Даша из «Папиных дочек», плакаты с группами «Evanescense» и «Nightwish», меланхоличные персонажи фильмов Тима Бёртона — что их объединяет? Примерно так медиа представляют простой и узнаваемый образ готов: сюда же можно добавить чёрную одежду, краску для волос и мрачные аксессуары, эксцентричное поведение и необычные хобби вроде содержания пауков. Карикатурный гот появляется в популярной культуре с двумя основными целями: добавить в кино драматический эффект с помощью персонажа, страдающего из-за внутренних противоречий или конфликта с обществом, либо ввести героя в качестве объекта для шуток на тему субкультур. Но насколько стереотипные неформалы из ситкомов похожи на готов по другую сторону экрана?

 

Изначально сообщество готов было тесно связано с музыкальными веяниями 1980-х годов — в первую очередь с пост-панком — и определённой жизненной философией, которая в большей степени выражалась в бунте против мейнстрима нежели через эстетику мрачных, таинственных образов. Тёмная одежда и губы цвета гуталина лишь дополняли унаследованную от панков протестную символику: стиль готов демонстрировал андрогинность и эскапизм, отказ от общепринятых стандартов красоты и традиционного «нормативного» поведения. Постепенно бунтарские лозунги сменились глубокими текстами с отсылками к готической литературе и трудам философов-экзистенциалистов, образы вдохновлялись ар-нуво и историческими костюмами. С течением времени сцена продолжила приспосабливаться под новые музыкальные направления: каждое следующее поколение готов обогащало субкультуру свежим звучанием, адаптируя более современные жанры под свою эстетику.

 

Фото: 1 — Сьюзи Сью из Siouxsie and the Banshees, 2 — Группа Bauhaus

 

Появившиеся как фан-сообщество определённой музыки готы не только шагали в ногу со временем, но и ревностно следили за соблюдением субкультурных традиций новыми участниками, для которых придумали специальное название — «baby bats», или «летучие мышки», «мышата», акцентируя внимание на статусе неофита, лишь начинающего знакомиться с историей готического движения. 

Соблюдать визуальный код в одежде и аксессуарах, узнавать, из каких культур и эпох заимствована готическая символика, читать биографии важных для сообщества музыкантов, понимать локальные шутки и сленговые выражения — необходимо выполнять ряд правил, чтобы заслужить признание в комьюнити. Однако новые времена унаследовали старые проблемы: «гейткиперами» (англ. «gatekeeper» — привратник, сторож) называют людей, которые стремятся контролировать доступ к субкультуре и определять, кто является «тру» — достойным участником, а кто — «по́зер» и не заслуживает быть частью сообщества. Они устанавливают критерии, которым, по их мнению, должны соответствовать готы с целью защитить движение от тех, кого они считают случайными, неискренними участниками. Сегодня причастные к субкультуре юноши и девушки осуждают «гейткиперов» в социальных сетях: неформальное сообщество — не место для дискриминации, а новичков стоит поддерживать и культурно просвещать.

Вхождение в субкультуру значительно упростилось благодаря интернету: сейчас любой желающий без проблем найдёт информацию об истории движения готов и о каноничных музыкальных исполнителях. Доступность знаний облегчает жизнь современным «мышатам» по сравнению со старшими поколениями, чья готическая юность пришлась на 2000-е годы, когда клипы альтернативных групп смотрели на MTV, а факты о них ограничивались статьями в подростковых журналах. Сообщество готов развивает тематические группы в социальных сетях, чтобы поддерживать субкультурную идентичность: на смену специализированным сайтам и форумам пришёл формат телеграм-каналов. Хотя Всемирная паутина упрощает доступ к важной информации и чатам с единомышленниками, перемещение в виртуальную среду ослабляет локальные связи. На заре формирования субкультуры готы встречались и взаимодействовали на концертах в клубах — это укрепляло чувство общности юного племени. 

 

Фото: 1 — Клуб The Batcave, 2 — Фестиваль Gothwave в Москве, 2024 год

 

Клубная культура сыграла ключевую роль в становлении движения готов начиная с 1980-х годов в Великобритании. Одним из первых культовых мест стал лондонский клуб «The Batcave», где выступали группы вроде «Siouxsie and the Banshees» и «Bauhaus». На «тусовках» здесь формировались узнаваемые визуальные элементы сценического стиля. В 1990-х годах субкультура начала распространяться среди отечественной молодёжи на волне интереса к западной музыке и моде. Сплочение российских готов также происходило через посещение клубов: в Москве, например, вечеринки и концерты проходили в некогда существовавших «Точке», «Археологии», «Третьем пути». В эпоху социальных сетей значимость клубной культуры для готов изменилась. Клубы остаются важными для старшего поколения, которое ценит живое общение: сейчас в крупных городах регулярно проходят музыкальные фестивали «Dark Entries», «Waves from caves», «Gothwave». Хотя тематические концерты и вечеринки с известными в субкультурных кругах диджеями стабильно появляются в афишах разных площадок раз в пару месяцев, их популярность существенно снизилась, когда основным пространством для общения и обмена музыкой стали стриминговые платформы и онлайн-сообщества.

Современные готы гораздо лояльнее относятся к критериям определения «настоящего» представителя, или «тру»: на первом месте — самоопределение. Всё же моментом вхождения в неформальное сообщество современная молодёжь обозначает, как правило, период знакомства с «готской» музыкой, пост-панком и дезроком, а среди первых любимых групп встречаются одни и те же названия, субкультурная классика родом из 1980-х: «The Cure», «Siouxsie and the Banshees», «Joy Division», «Bauhaus». Несмотря на уважение к каноничным элементам движения, новые поколения готов воспринимают принадлежность к субкультуре как одну из многих своих социальных ролей, а не жёсткое следование определённым правилам. Поэтому элементы готического стиля могут сочетаться с различными философиями и мировоззрениями, что иногда делает идентичность «гота» достаточно размытым понятием. 

Дебаты о значении политических убеждений внутри сообщества также демонстрируют разницу в восприятии готами своей идентичности. Часть новых участников, апеллируя к историческим корням субкультуры, считает протестную идеологию важной составляющей философии сообщества, в то время как другие настаивают на необходимости отказаться от обсуждения политических взглядов и видят готическую субкультуру исключительно пространством для художественного и эмоционального самовыражения, лишённого какого-либо политического подтекста.

Современный мир ставит перед сообществом несколько значимых вызовов.  Массмаркет активно адаптирует и комодифицирует (превращает в товар) визуальные элементы готической субкультуры, упрощая их до статуса сезонных трендов. С одной стороны, это приводит к поверхностному восприятию неформального стиля как модного веяния, лишённого глубокой философии и культурных корней. С другой — на фоне обилия эпатажно, «альтернативно» одетой молодёжи, готы не кажутся исключительными возмутителями общественного спокойствия, в связи с чем в крупных городах существенно снизился градус моральной паники относительно «неформалов» по сравнению с предыдущими десятилетиями. Готы ввели в моду такие декоративные элементы, как кресты, паутина, летучие мыши и черепа. Эти символы стали популярны в современной бижутерии и в принтах на одежде, потеряли статус андеграунда и завоевали любовь современной молодёжи. Смешение готической эстетики с мейнстримным гламуром — результат влияния поп-музыки: Lady Gaga, Billie Eilish, The Weeknd и многие другие популяризировали тёмную эстетику, примерив на себя мрачные сценические образы. Тренд подхватили и массмаркет, и люксовые бренды, адаптируя готику под вкусы широкой аудитории. Современные интернет-эстетики («dark femenine», вариации «dark academia», «witchcore» и тому подобные) также заимствовали многие элементы, характерные для одежды готов.

Учитывая эксплуатацию популярной культурой готического стиля, «неформалы» вынуждены искать новые пути противостояния мейнстриму. Движение готов тесно связано с DIY («Do It Yourself» — сделай сам) практиками. В 1980-х годах, на заре субкультуры, готы создавали уникальную одежду и аксессуары вручную, используя простые и доступные материалы. Такая форма самовыражения символизировала протест против массового производства и общества потребления. Хотя маркетплейсы с демократичными ценами значительно облегчают поиск готических костюмов, для членов сообщества важно возрождать традиционные способы кастомизации вещей.

Интернет стал катализатором для распространения DIY-практик среди готов: YouTube, Pinterest, TikTоk позволяют делиться мастер-классами и идеями, поддерживать субкультуру и создавать альтернативу вездесущему массмаркету. DIY и осознанное потребление помогают готической субкультуре оставаться независимой от рыночных диктатов, подчёркивая её философские основы. 

 

Фото: 1 — Кастомизированная куртка, 2 — Готы активно ведут просветительскую деятельность в соцсетях

 

Дерзкие наряды в духе тёмных панков и мрачного гламура всегда были неотъемлемой частью имиджа готов, но со временем стали восприниматься как нечто второстепенное. Кроме того, в субкультурном образе некоторые появляются лишь на концертах или вечеринках, а в качестве повседневной одежды выбирают что-то нейтральное. Почему смещается фокус с внешнего вида на другие параметры? История готов как неформального молодёжного объединения насчитывает более 40 лет, за это время веяния разных эпох отражались на моде внутри сообщества. Изначально за основу брали сценические образы любимых музыкантов — театральный, гротескный макияж, вызывающие костюмы в тёмных тонах в сочетании с викторианскими блузами: если определённым образом выглядят исполнители, то также стоит одеваться и их преданным поклонникам.

В современном мире акцент делают на индивидуальность, а не принадлежность к какой-то внешней форме: «адепты» сообщества готовы экспериментировать с внешним видом и адаптировать элементы разных стилей к личным предпочтениям, тем самым выражая себя, а не подчиняясь канонам. Категории с названиями («викторианский», «романтический», «трад» и тому подобные) сегодня — скорее, возможные варианты подстилей, демонстрация разнообразия и многочисленных вариантов самовыражения. Парадоксально: социальные сети, стимулирующие желание выделиться и работать над уникальным имиджем, в то же время способствуют и унификации стиля субкультур. Алгоритмы платформы TikTok, например, активно продвигают определённые тренды и образы, которые легко воспринимаются аудиторией. В результате визуальное воплощение «традиционного» («трад») гота, будто прибывшего на машине времени прямиком из Великобритании 1980-х, становится своеобразным эталоном, который проще всего копировать и репрезентировать. Это упрощает идентификацию внутри субкультуры, но ограничивает пространство для творчества. Когда образ «трад» стал популярным, новые участники готической субкультуры начали воспроизводить именно его, чтобы быть замеченными и набрать подписчиков.

 

Фото: Современные образы, вдохновлённые «трад» стилем

 

На примере движения готов можно также проследить, какую роль субкультурный опыт юности играет в дальнейшей судьбе уже повзрослевших участников: такой яркий период не проходит бесследно для тех, кто глубоко погрузился в готическую философию. Влияние распространяется по двум основным векторам: имидж и музыка. Независимо от сохранения с возрастом идентичности «гота», молодые люди чаще выбирают творческие профессии, превращая свои знания о тёмной стороне искусства в источник дохода, либо продолжают сохранять интерес к эстетике в рамках хобби. Заметна и другая общая тенденция: когда бывшие готы перестают ассоциировать себя с субкультурой, музыкальные предпочтения всё равно не меняются и остаются фактором, благодаря которому связь с готической молодостью красной нитью тянется через всю жизнь. 

Главный девиз субкультуры «Goths undead» («Готы бессмертны») стал пророческим — субкультура остаётся популярной по всему миру, продолжая развиваться и привлекать новых последователей среди молодых людей. Они берегут наследие предшественников, но во многих аспектах от них отличаются, порой даже создавая конфликт поколений внутри движения. Сообщество готов — не набор ярлыков вроде чёрного цвета в одежде, мрачного макияжа и меланхоличной музыки, но живое, постоянно изменяющееся явление, которое адаптируется и трансформируется под реалии эпохи. В конце концов, каждый гот вкладывает в своё участие в субкультуре что-то личное, и именно это личное отношение к стилю и философии делает неформальное движение таким многообразным и уникальным.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*