В 2024 году Центр рисованных историй РГБМ организовал свой первый арт-челлендж в соцсетях. Давайте посмотрим, через что пришлось пройти организаторам, легко ли нарисовать 30 кадров за 30 дней и почему практика «испытаний» так прижилась в арт-сообществе.
«Draw This in Your Style», «Huevember», «Inktober» — названия, известные всем художникам в интернете. Если вы ещё задаётесь вопросом, почему ваши творческие знакомые массово превращаются в октябре в зомби с руками, измазанными чернилами и с одними темами-промтами на уме, знайте: дело в «Инктобере».
Inktober — челлендж, придуманный художником Джейком Паркером ещё в 2009 году как возможность прокачать навыки работы с тушью, создавая по работе в день в течение месяца. Теперь это — бренд и массовое явление, объединяющее около сотни тысяч художников во всём мире каждый год! За время существования челленджа художники и от чернил отошли, и начали активнее переносить «Интобер» на разные художественные техники и в цифру, появились официальные списки тем для рисунков и авторские списки, придуманные другими участниками.
Условно челленджи можно разделить на вневременные («Нарисуй в своём стиле») — не имеющие как временных рамок, так и пика активности просмотра тегов в соцсетях; временные — предполагающие определённые дедлайны; а также календарные — события, выпадающие на конкретный период года. Тот же «Инктобер» относится к календарным, но также к временным челленджам — перед участниками ставится задача за октябрь нарисовать 31 рисунок.
Челленджи увлекают и начинающих художников, и профи. Во-первых, это позволяет отточить свои художественные навыки, перестать бояться новых приёмов, инструментов и попробовать что-то новое. А во-вторых, участие в крупных мероприятиях подобного толка сплочает сообщество. У участников появляется возможность завести новые знакомства в творческой среде, найти интересные и вдохновляющие страницы, пролистывая новые работы по тегам, а также общаться о насущной боли и обмениваться советами и опытом. Проработка челленджей и тем может стать темой для творческого стрима. Кроме того, результатами челленджей можно пополнить портфолио, а также собрать из них артбук.
Существуют ли комикс-челленджи? Безусловно! Самые известные на текущий момент:
- 30 Day Comic Challenge — испытание по типу Инктября, с темами на каждый день;
- #Комикстобер от Даши Вороны — челлендж по созданию ежедневных стрипов;
- #hourlycomicsday — 1 февраля художники соревнуются в скоростном изображении своего дня или распорядка дня какого-нибудь персонажа.
И самый популярный — 24 часа комиксов, в рамках которого необходимо создать 24-страничный комикс за сутки. Команда «Другого издательства» довела этот челлендж до маркетингового совершенства, превратив в серию хардкорных стримов с коллективной работой и сотворчеством со зрителями.
И вот, команда Комикс-центра РГБМ (в лице организатора Комикс-мастерской, Салемы Ру, вашей покорной слуги) решилась бросить новый вызов комиксистам. И имя ему было #КомЯбрь! К середине октября, когда пыль «Инктобера» ещё и не думала оседать, были сформулированы основные правила нового челленджа — за 30 дней ноября необходимо нарисовать комикс в 30 кадров. Ни больше, ни меньше! И сам комикс должен быть отдельной завершённой историей, будь он фанартом или моментом из середины авторской саги.
Предполагалось, что в рамках промежуточного отчёта участники могли делиться прогрессом, публикуя отдельные кадры на своих творческих страницах с тегом и в специальном альбоме челленджа в группе Центра рисованных историй в социальной сети VK. Не секрет, что многим художникам требуется внимание, отслеживание прогресса других участников либо формирование рутины в рамках подобных длительных «забегов». Конечно, эти условия были опциональными, и участники могли выложить готовую работу целиком под конец месяца. Но всё-таки было очень здорово наблюдать как истории «нарастают» кадр за кадром и день за днём у вас на глазах!
А ещё было радостно видеть отклик комикс-сообщества. Уже в первые дни после объявления условий с нами связался Владимир Максимушкин — руководитель крупнейшего сообщества сценаристов комиксов в России и автор проекта «Сценком», благодаря которому мы смогли организовать чат для поиска соавторов.
По итогу, в первом «КомЯбре» участвовало 30 проектов и до финала дошли 18 — хороший результат для локального челленджа, о котором объявили за полмесяца до начала и который стартовал сразу же после изматывающего «Инктобера». Ещё пара проектов превысили лимит кадров и официальными финалистамипризнаны не были. А некоторые истории имели по две версии — «расширенную» версию с дополнительными моментами и «челленджную».
Почти половина проектов челленджа была выполнена командами сценарист+художник, семь из них были завершены. Для некоторых сценаристов подобные события — одна из немногих возможностей увидеть свои идеи воплощёнными и подивиться видению и образности художников вне коммерческой сферы деятельности. По статистике, большинство авторских комиксов создаются художниками единолично либо в группе очень близких талантливых друзей, и мало кто готов заняться воплощением чужих сценариев «за идею». Но если организовать площадку для обмена идеями и предложениями в рамках «вызова», то у одиночек (как сценаристов, так и художников без конкретной идеи) появится шанс проявить себя и реализовать свои идеи, а также завести полезные профессиональные знакомства. Хотя некоторые потенциально хорошие сценарии так и остались невостребованными.
Наиболее частными проблемами в организации челленджа стали не реклама новой идеи, озвученной всего лишь за полмесяца до старта, и не подготовка площадки, а объяснение всех нюансов потенциальным участникам. Учитываются ли работы, выполненные за 30 дней, но вне рамок заявленного календарного месяца? Что вообще считать за «кадр» или «фрейм» в комиксе? Подойдут ли для челленджа сценарные эксперименты, нарисованные на клочках бумаги? Стоит ли равняться на единый формат или дать авторам больше творческой свободы? Как правильно читать «КомЯбрь»? И почему больше 30 кадров не считается?
Ограничение фреймов — решение осознанное и намеренное. Ведь целью «КомЯбря» является не просто «нарисовать 30 кадров за 30 дней», но и вписать историю в жёсткие рамки. В своей работе комиксисты часто сталкиваются с ограничениями, связанными с техзаданием, пожеланиями заказчиков, бюджетами и собственной скоростью исполнения. Вот и здесь — вам дано конкретное ограничение по количеству моментов, на которые вы можете разложить свою историю, и условно у вас есть всего полторы-две страницы на каждый этап трёхактной структуры повествования, если исходить из стандартной журнальной раскадровки в 6 кадров на полосу. Но зато нет ограничения по размеру и внутреннему темпоритму кадра, количеству сцен, формату работы, а также жанрам и темам. В умении ограничивать себя есть виртуозная умеренность и гармония, подвластные лишь мастерам.
Интересно сравнить опыт участников. Выбирая удобный ритм работы, художники подчас отказывались от покадровой публикации в пользу сосредоточенной работы над несколькими кадрами скопом. Кто-то пропускал сложные кадры, чтобы вернуться к работе над ними в выходные дни. Некоторые сценаристы работали над несколькими проектами за раз, общаясь с 3–4 художниками почти единовременно. Был и случай, когда художник планировал рисовать одну историю, но так увлёкся, что завершил её ещё до челленджа и тут же размеренно принялся за следующую. А уж сколько было моментов по типу «я думал, что у меня в сценарии 30 кадров, но я обсчитался!» и переписывания историй в полёте — не счесть!
Здорово видеть, что для многих участников челлендж оказался отличной возможностью реализовать заброшенные идеи, отвлечься от эпопей или заказной работы и наконец сделать что-то новое, небольшое и личное. Появились планы на зины, публикации, участие в конкурсах, а авторы незавершённых проектов с надеждой смотрят в будущее. Потому рекомендуем не забрасывать тег #Комябрь надолго — под ним ещё будут публиковаться классные работы и всегда есть шанс, что художники решаться принять участие в челлендже и вне общих календарных рамок.
И, разумеется, в 2025 году мы снова готовы бросить вызов всем, кто хочет создать историю за месяц! Нынешний челлендж дал нам достаточно пищи для размышлений: об изменении правил и уточнении формулировок, о том, как распространять новости заранее и на более широкую публику, о формировании и взаимодействии с творческими командами и многом другом, что предстоит учесть впредь. Постараемся выбрать новый месяц проведения поскорее и созвать всех. Ведь миру нужно больше коротких хороших комиксов, а Комикс-центру — дать вам ещё одну причину реализовать ваши сокровенные идеи и сплотить сообщество. Поэтому никогда не бойтесь бросать вызов!
Оставьте первый комментарий