6 способов повысить лояльность пользователей и посещаемость библиотеки

 

Как повысить лояльность пользователей и показатели посещаемости библиотеки? Предлагаем познакомиться с практическими решениями, которые подготовила редакция блога о библиотеках и библиотечной индустрии веб-платформы Pressreader.

 

Помните такое выражение «новая нормальность»? Кажется, совсем недавно мы так часто использовали эту фразу, что она стала самым настоящим клише. В первые месяцы пандемии COVID-19 этой новой нормальностью оказалась смена парадигмы (вот и ещё одно клише), к которой мы все вместе приспосабливались без какой-либо инструкции.

Это правда, что пандемия оказала колоссальное влияние на трафик больших и малых коммерческих объектов, резко сократив количество личных посещений и проходимость. Будь то из-за требований оставаться дома, официального закрытия или в целом из-за соображений безопасности, люди быстро адаптировались к новым реалиям и привыкли к удалённому доступу к большему количеству коммерческих и общественных ресурсов, таких как библиотечные услуги.

Креативные и своевременные решения библиотек по переходу от физической аудитории к виртуальной были поистине впечатляющими и вдохновляющими. Многие из этих изменений, вероятно, останутся с нами надолго. К примеру, увеличение количества цифрового контента и онлайн-программ.

Однако библиотека не может (и не должна!) существовать исключительно как поставщик онлайн-услуг. С момента своего создания библиотеки играли ключевую роль в обществе, выходя далеко за рамки предоставления контента. Их значимость варьируется от снижения социальной изоляции до поддержки нуждающихся, их сообщества полагаются на гостеприимные, бесплатные и инклюзивные физические пространства библиотек.

Новая нормальность — это старая нормальность

Как сказала Клара М. Чу, директор Мортенсон Центра международных библиотечных программ при Иллинойском университете, на ежегодной конференции и выставке Американской библиотечной ассоциации 2023 в Чикаго: «Новая нормальность — это старая нормальность, суть которой заключается в том, что библиотеки являются сердцем своих сообществ».

Скорее всего, ваша библиотека уже давно открыла свои двери и не закрывала их с тех пор. Но не стоит заблуждаться: в 2024 году COVID по-прежнему с нами. Вопрос о том, стоит ли всё ещё классифицировать его как пандемию или нет, остаётся предметом дискуссий, но благодаря вакцинам большинство из нас чувствуют себя в относительной безопасности, возобновив (почти) обычную жизнь, в том числе посещение библиотек.

С другой стороны, у вас вполне могут быть посетители, которые по той или иной причине не возвращались к вам ещё с первой волны локдауна. Возможно, они до сих пор не чувствуют себя в безопасности или просто за это время утратили привычку ходить в библиотеку.

Библиотекарям по-прежнему необходимо применять весь свой креатив для того, чтобы повысить посещаемость библиотеки. Вот некоторые идеи и стратегии для восстановления интереса пользователей к библиотеке и повышения их личного присутствия в её пространствах.

 

1. Предлагайте опыт, который нельзя получить онлайн

За последние десятилетия интересы потребителей в мире розничной торговли претерпели определённые изменения: людей всё больше интересуют впечатления, а не вещи. Для увеличения посещаемости библиотеки могут последовать этому тренду, предлагая мероприятия и программы, которые объединяют людей или предоставляют уникальные возможности, к которым просто невозможно получить доступ онлайн.

Будь то проведение «живой библиотеки» или предоставление оборудования для записи подкастов, как это сделали Публичная библиотека Калгари и Публичная библиотека Торонто. Библиотеки, которые предлагают своим пользователям тщательно подобранный опыт, а не только книги, будут теми, кто привлечёт людей обратно в свои пространства. 

 

2. Создавайте уникальный сенсорный опыт 

Дизайн интерьера и экологическое проектирование библиотеки являются жизненно важными составляющими, делающими её приятным местом для пребывания. Независимо от того, как она спроектирована, библиотека всегда будет играть важную роль в обществе как бесплатное, безопасное общественное пространство для того, чтобы собраться и пообщаться. При этом красивая, комфортная и располагающая атмосфера будет иметь большое значение для привлечения большего количества посетителей. На самом деле, дизайн интерьера оказывает мощное влияние на наше настроение, здоровье и счастье. 

Тщательно продуманные элементы дизайна современных кофеен могут быть использованы в проектировании пространства библиотеки, чтобы пригласить посетителей зайти и остаться на некоторое время. Подумайте об удобной мебели, естественном освещении и ощущении простора — и постарайтесь использовать материалы и отделку, которые вызывают радость или успокаивают чувства.

Библиотека как «третье место» 

Библиотека вполне может стремиться занять третье место в жизни своих пользователей. Что мы подразумеваем под «третьим местом»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем обратиться напрямую к источнику — социологу-урбанисту Рэю Ольденбургу, который придумал этот термин. Ольденбург — автор книг «The Great Good Place» (1991) и «Celebrating The Third Place» («Третье место») (2000).

Ольденбург пишет, что «третьи места» — это общественные пространства, где люди собираются и общаются. В отличие от первого места (дом) и второго места (работа), третье место является нейтральной территорией, позволяющей людям на время забыть о своих заботах и делах и насладиться компанией и общением.

Третьи места, по мнению Ольденбурга, организуют регулярные, добровольные, неформальные и ожидаемые с нетерпением собрания людей за пределами дома и работы:

«Характер третьего места определяется, прежде всего, наличием постоянных посетителей и отличается расслабленным настроением, которое контрастирует с более серьёзной вовлечённостью людей в другие сферы их жизни. Несмотря на то, что третье место представляет собой совершенно иную обстановку, чем дома, по своему психологическому комфорту и поддержке, которую оно оказывает, оно удивительным образом похоже именно на дом… Оно является ядром социальной жизнеспособности сообщества, основой демократии, но, к сожалению, третье место представляет собой исчезающий элемент американского социального ландшафта».

 

3. Привлекайте инфлюенсеров и развивайте сотрудничество 

Сарафанное радио по-прежнему остаётся мощнейшим маркетинговым инструментом. По факту, 92% людей больше доверяют рекомендациям семьи и друзей, чем традиционной рекламе. 

Другое исследование, проведённое в 2022 году, показало, что 7 из 10 потребителей доверяют рекомендациям инфлюенсеров так же, как и мнению своих друзей. 

Амбассадорская программа или даже платное партнёрство может помочь заручиться поддержкой лидеров мнений и донести до новой любопытной аудитории информацию о том, что особенного им может предложить физическое пространство библиотеки.

Объединитесь с лидерами сообщества и организациями для проведения рекламных кросс-акций, призванных рассказать о библиотечных мероприятиях, или сделайте коллаборацию с кем-нибудь из инфлюенсеров в социальных сетях.

В июне 2024 года Американская библиотечная ассоциация выпустила руководство для публичных библиотек по развитию партнёрства. В нём отмечается, что социальное партнёрство соответствует «общим целям библиотечной деятельности — помогать формировать сообщества, которые успешно взаимодействуют, образованы, креативны, граждански активны, здоровы, экономически значимы, гостеприимны, дарят своим членам радость и заботу».

 

4. Продвигайте идею библиотеки как «нового офиса» 

Частью новой нормальности является то, что теперь мы живём и работаем в гибридном режиме. По данным Global Workplace Analytics, до пандемии менее 5% работников в США работали из дома три и более дней в неделю. Однако в разгар пандемии в таком режиме работали более 60%.

Когда офисы снова открылись, число работающих в частично удалённом режиме  стабилизировалось на уровне около 35–40%, что по-прежнему составляет довольно значительную часть. Эти реалии – прекрасная возможность для библиотек предлагать свои услуги в качестве общего рабочего пространства.

Хотя некоторые оценили гибкий график работы из дома, многие работники отмечают, что такой режим им не понравился. Семья и домашние дела могут отвлекать от работы; дома может не хватать места для установки полноценного рабочего стола.

Для тех, кто ищет место по соседству, где есть доступ в интернет и спокойная обстановка помогает сосредоточиться (без затрат на коворкинги или кафе), библиотека может стать настоящим спасением. Стремление учитывать потребности пользователей поможет улучшить предоставляемые услуги, что сделает библиотеку ещё более привлекательным местом для работы.

Распространение информации об особых преимуществах библиотеки для удалённой работы может привлечь в ваше пространство совсем новую аудиторию.

 

5.  Прокачайте свой самый главный актив: свою команду 

Одно из самых больших преимуществ библиотеки — это не только её ресурсы, это люди.

Если вы будете больше рассказывать о том, какие у вас классные и отзывчивые сотрудники и коллеги, которые готовы предложить любую помощь тем, кто в ней нуждается, это поможет создать позитивное, лояльное сообщество в вашей библиотеке.

Квалифицированное обучение вашей команды и предоставление ей ресурсов, необходимых для обслуживания пользователей с самыми разными потребностями, способны обеспечить высокий уровень индивидуального обслуживания.

Американская библиотечная ассоциация отмечает, что «непрерывное образование, профессиональный рост и стремление к обучению на протяжении всей жизни являются ключевыми характеристиками компетентного библиотечного профессионала». Основные библиотечные компетенции ALA в том числе включают следующее:

Обучение на протяжении всей жизни и непрерывное образование

Библиотечные специалисты независимо от их конкретной должности или роли должны обладать базовыми навыками и пониманием, позволяющими руководить постоянным профессиональным развитием, участвовать в нём, а также признавать роль и значимость библиотеки в инициативах непрерывного образования и обучения на протяжении всей жизни.

Социальная справедливость

ALA определяет социальную справедливость как «одновременно процесс и цель, которые включают в себя знания и навыки, необходимые библиотечным специалистам для создания коллекций, услуг, персонала, пространства и программ, которые способствуют равному доступу и участию всех людей в пользовании библиотекой».

Технологические знания и навыки

Библиотекари и другие сотрудники должны уметь определить соответствующие технологии и способы их использования, которые поддерживают доступ и предоставление библиотечных услуг и ресурсов.

 

6. Развивайте использование цифровых ресурсов в физическом пространстве

Ресурсам в пространстве библиотеки не нужно конкурировать с её виртуальными услугами. Цифровые журналы, газеты и электронные книги можно читать непосредственно в библиотеке, а печатные материалы можно брать на дом и читать где удобно.

Кроме того, цифровые ресурсы являются ключевым способом привлечь в библиотеку зумеров и миллениалов.

В ноябре прошлого года ALA опубликовала отчёт под названием «Зумеры и миллениалы: как они используют публичные библиотеки и идентифицируют себя в медиапространстве».  На основе общенационального репрезентативного опроса специалисты Государственного исследовательского университета в Портленде пришли к следующим ключевым выводам:

  • 54% опрошенных зумеров и миллениалов посещали физическую библиотеку в течение последних 12 месяцев;
  • Библиотеки оказываются привлекательными даже для тех представителей этих возрастных групп, которые не идентифицируют себя как читатели. 23% зумеров и миллениалов посещали библиотеку за последний год, при этом они не считают себя активными читателями;
  • 52% пользователей библиотек из числа зуммеров и миллениалов заявили, что пользовались материалами из её цифровой коллекции.

Креативный подход к продвижению цифровых ресурсов может сделать использование этих инструментов более приятным и привлекательным для новых пользователей.

К примеру, Публичная библиотека Виммербю в Швеции решила рассказать о своих цифровых сервисах интересным способом, установив снаружи брендированную скамейку Pressreader, на которой посетители могут удобно расположиться, подключиться к бесплатному Wi-Fi и воспользоваться цифровыми услугами библиотеки.

Во время пандемии библиотеки показали, насколько они могут быстро реагировать, быть по-настоящему гибкими и отзывчивыми. По мере того, как мы продолжаем приспосабливаться к нашей новой реальности, библиотекари продолжают использовать весь свой креативный потенциал для того, чтобы служить своим сообществам любым возможным способом — будь то онлайн, офлайн или в любом гибридном режиме.

Перевела с английского Мария Алексеева

Источник: blog.pressreader.com

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*