Неформальные молодежные сообщества ― одно из самых актуальных и ярких направлений в социальных исследованиях. В условиях глобализации и стремительного развития технологий такие объединения стали важным феноменом, отражающим сложные процессы адаптации и самовыражения молодых людей в современном обществе. Но когда впервые начали отделять неформальную молодёжь от формальных объединений? Насколько сильно альтернативный стиль влияет на модные тенденции XXI века? Какие сложности ждут исследователей, работающих в субкультурной среде?
Стремясь пролить свет на эти и другие актуальные вопросы, молодые антропологи однажды весной собрались за круглым столом в «101 точке чтения» РГБМ. «Неформальная» встреча в апреле 2024 года стала новым экспериментальным форматом для Молодёжной ассоциации свободных антропологических исследований (МАСАИ): после небольшой вводной лекции Ивана Сапогова (УНЦСА РГГУ) присутствующие собрались для свободного обсуждения темы.
Хотя понятие «субкультура» как «группа людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством», ввёл в середине прошлого века американский социолог Дэвид Рисмен, объединения молодых бунтарей, авторов оригинальных идей, не признающих компромиссов, существовали задолго до этого: история российской «неформальной» молодёжи, вероятно, восходит к дерзким декабристам и вызывавшим моральную панику «сонмищам нигилистов» XIX столетия. И хотя вопросы истории, безусловно, важны, антропологов в большей степени интересует динамика культурных течений, формирующих идентичность молодёжи в XXI веке: от музыки и моды до цифровых сообществ и активизма.
Активная дискуссия развернулась вокруг самого термина «субкультура» (по мнению некоторых исследователей, устаревшего) и концептов, представляющих собой теоретическую рамку для анализа неформальных молодёжных объединений — таких, как «тусовка» хиппи в работах Т.Б. Щепанской или «культурная сцена» у Е. Омельченко. Подход Омельченко, например, позволяет рассматривать субкультуры не только как группы с общими интересами, но и как динамичные пространства, где происходит активное взаимодействие и обмен практиками — «сцены»; в то время как методы Щепанской — признанная в академических кругах классика. Какое же мнение по этой теме было у собравшихся за круглым столом студентов и выпускников Центра социальной антропологии РГГУ?
Споры среди участников вызвал вопрос о методах работы в среде молодёжи: применимо ли в таких исследованиях «этнографическое» описание неформального «народа», как в трудах Т.Б. Щепанской или современные исследования требуют принципиально нового подхода к теме? Сопряжён с ним и вопрос об актуальности понятия «субкультура». Дело в том, что оно появилось в 50-х годах XX столетия, но с тех пор социальная реальность изменилась достаточно сильно, а термин остался прежним, в связи с чем звучат предложения заменять его на контекстные синонимы: «сообщества», «движения», «солидарности». Иван Сапогов рассуждал о кризисе концептуального аппарата, ссылаясь на собственный опыт: около четырёх лет он вёл полевые наблюдения на бурлящем жизнью Китай-городе (сокращенно для «своих» — «КГ») среди локальных тусовок молодёжи. Членов групп объединяла исключительно территориальная идентичность и совместный отдых в ночных клубах. Кроме того, состав тусовок не был постоянным: молодые люди могли перемещаться между разными местами притяжения любителей барной культуры, сосредоточенными в центре Москвы. Иван акцентировал внимание на том, что для подобных молодёжных объединений не подходят классические структуры описания субкультур, как и сам термин «субкультура», несмотря на обилие неформально выглядящей молодёжи на улицах Китай-города после заката.
Иван отметил важную проблему направления исследований молодёжи: чаще конкретные группы вызывают интерес учёных, только если в их среде присутствует деструктивное поведение, общественная проблема, которую нужно решить. В качестве примера антрополог привёл случай с подростками, называющими себя «Редан»: юноши и девушки носят лонгслив с рисунком паука (принт вдохновлён аниме и мангой «Hunter x Hunter», как и название субкультуры), штаны в чёрно-белую клетку и красят волосы в чёрный. Общественность заметила новую субкультуру лишь после происшествия в торговом центре «Авиапарк», где «редановцы» подрались с группой футбольных фанатов: «околофутбольщики» оскорбляли их за необычный внешний вид. В дальнейшем средства массовой информации рассматривали «Редан» только в контексте проблемного поведения молодёжи, и лишь несколько независимых медиа сфокусировались на увлечениях подростков: аниме, музыке и компьютерных играх.
Другие участники круглого стола пришли к выводу: начинающему специалисту, чтобы не утонуть в зыбучих песках теории, стоит в начале пути опираться на концептуальные рамки, заданные классиками исследований молодёжи, в первую очередь — Т.Б. Щепанской, Д.В. Громова. Эту позицию активно поддержала оппонент Ивана Сапогова — антрополог Алтана Лиджиева, чьё присутствие стало приятной неожиданностью для собравшихся: о «Неформальной» встрече МАСАИ она узнала из телеграм-канала «Антрополог на районе». Алтана проводила полевые исследования в Калмыкии, среди трёх местных сообществ: поклонников кей-попа, «уличных пацанов» и молодёжи, увлекающейся традиционной калмыцкой культурой. Интересно, что ещё восемь лет назад деятели социальных наук говорили, что подобные юношеские движения — заимствования из западной культуры, а сейчас появляются солидарности, ориентированные на собственную этничность. Эксперт обсудила с собравшимися сложности проведения интервью, с которыми зачастую сталкиваются молодые исследователи: во-первых, субкультуры бывают довольно закрытыми группами — может потребоваться немало времени для налаживания свободного общения на любые темы; во-вторых, препятствием становится и гендерный барьер, когда девушке нужно опросить мужской коллектив. В подобных ситуациях, когда доступность респондентов ограничена, главный помощник антрополога — так называемый «метод снежного кома». Суть метода заключается в том, что уже хорошо знакомый представитель целевой группы презентует интервьюера другим людям, которые подходят под параметры выборки и могут участвовать в исследовании — получается, что количество опрошенных растёт подобно снежному кому. Кроме того, была подчеркнута и важность грамотного составления опросного листа при работе с неформальной молодёжью — вопросы должны включать маркеры, важные для понимания идентичности и самоощущения респондентов.
В фокус внимания собравшихся попала и другая интересная тенденция: довольно часто локальных культурные элементы выходят за пределы субкультуры и становятся популярны среди широких общественных масс. Например, слово «тусовка» изначально бытовало в среде хиппи, со временем его значение расширилось до обозначения группы молодёжи с общими интересами и проводящей время в месте, а сейчас его нередко можно слушать в повседневной речи, независимо от возраста и круга общения говорящего, в значении «встреча, свободное собрание для знакомства, обмена мнениями». Похожая судьба постигла и неформальный стиль в одежде: бахрома, этно-орнаменты, чёрный бархат и кружево, цепи, заклепки, ошейники с шипами, топы с рок-группами и персонажами японской анимации — элементы гардероба хиппи, готов, фанатов тяжёлой музыки и поклонников аниме сегодня появляются и в подиумных коллекциях, и на вешалках в масс-маркете. Впрочем, исследователи уже давно говорят об этой закономерности: «…именно бунт, а не конформизм, десятилетиями движет рынком» — отмечают Джозеф Хиз и Эндрю Поттер в книге «Бунт на продажу».
Разговор затронул и новые горизонты исследований молодёжи в цифровую эпоху. Говоря о субкультурах в современном мире, где главное пространство для общения по интересам — интернет, невозможно обойти стороной такое явление как эстетики. Эстетики представляют собой визуализацию определенного настроения или атмосферы (например, тематические подборки картинок) и направлены в первую очередь на романтизацию повседневности: пользователей соцсетей объединяет стремление к творчеству и оригинальный взгляд на мир, у которого всегда есть красивое запоминающееся название: dark academia подойдёт поклонникам старинных фолиантов и твидовых пиджаков, cottagecore — девушкам, мечтающим о пикнике в саду и лёгких цветочных платьях. Пик популярности «эстетик» пришёлся на период пандемии COVID-19, когда жители крупных городов вынуждены были проводить время на домашней изоляции. Появились они, однако, значительно раньше — ещё в середине 2010-х годов пользователи платформы Tumblr публиковали тематические подборки с картинками и музыкой, среди которых был и тег «Studyblr». Опубликованные материалы вдохновляли школьников и студентов на учёбу — выполнять домашнее задание интереснее, когда конспекты красиво оформлены, на столе — чашка горячего чая или кофе, а вокруг — уютный интерьер кофейни, библиотеки или рабочее место в своей комнате, украшенное винтажными вещицами. Эстетики становятся и частью оффлайн-жизни: пользователи любят наряжаться в стиле интернет-эстетик, отправляться на прогулку в атмосферные места, а после — делиться своими фото и видео в образе с друзьями и подписчиками. Выбор молодёжью социальных сетей как площадок для самовыражения значительно расширяет инструментарий антрополога и упрощает коммуникацию с респондентами: для исследователя сегодня анализ медиа-контента и онлайн-анкеты не менее важны, чем включённое наблюдение и интервью, записанное на диктофон.
В ходе оживлённой беседы начинающим специалистам удалось обсудить основные темы и проблемы современности, связанные с неформальными молодёжными движениями:
1. В условиях глобализации и развития технологий субкультуры играют значительную роль в адаптации и самовыражении молодёжи, отражая сложные социальные процессы. Они — зеркало эпохи.
2. Термин «субкультура» и его современные интерпретации, такие как «тусовка», «культурная сцена», «движение», «эстетика» вызывают активные дискуссии среди исследователей, что свидетельствует о необходимости пересмотра устаревших концепций.
3. Исследовать молодёжные субкультуры в 2024 году — значит, принимать новые методологические вызовы. Классические этнографические методы не всегда применимы, и возникает необходимость в реновации исследовательских инструментов.
4. Социальные сети и интернет-эстетики становятся важными элементами современных субкультур. Онлайн-платформы не только расширяют возможности для творческого самовыражения, но и значительно упрощают антропологам связь с респондентами.
5. Специфические элементы субкультур, такие как стиль одежды, музыка и сленг, проникают в массовую культуру, что подтверждает их значительное влияние на общество в целом.
6. Практическая сложность полевых исследований состоит в том, что интервьюеры сталкиваются с трудностями доступа к закрытым группам: в таких случаях эффективным может оказаться метод «снежного кома».
7. Исследования молодёжи часто акцентируются на проблемных аспектах, таких как деструктивное поведение. Важно сместить фокус на позитивные увлечения и интересы молодёжи, чтобы получить более полное понимание субкультурных феноменов.
Перечисленные выводы подчеркивают необходимость признания значимости субкультур как динамичного и влиятельного элемента социальной структуры и позволяют говорить об исследовании неформальных молодёжных сообществ как перспективном и актуальном направлении в социальных науках.
Оставьте первый комментарий