Разобраться, кто есть кто в постоянно меняющемся мире современных субкультур — задача не из лёгких. В цикле заметок о неформальных молодёжных сообществах попробуем выяснить, как поколение Z справляется с поиском себя в цифровую эпоху. Для начала — прольём свет на загадочную «тёмную академию». Тайным знанием о ней делится Анастасия Несмеянова.
Шелест пожелтевших от времени страниц старинных фолиантов, любовные послания на древних языках, пятна от перьевой ручки на белоснежном рукаве блузки, книжный шкаф из тёмного дерева — что объединяет этот набор? Перед вами — атмосфера популярной интернет-эстетики под названием «dark academia».
Поклонники «тёмной академии» сосредоточены на романтизации научной жизни, их вдохновляют учебные будни студентов престижных университетов, роман «Тайная история» американской писательницы Донны Тартт и культовый фильм «Общество мёртвых поэтов» режиссёра Питера Уира.
Сегодня интернет-эстетики — понятие, знакомое каждому зумеру, который за завтраком листает ленту социальных сетей. Слова «эстетика», «dark academia», «cottagecore» и «goblincore» пополнили словарный запас многих студентов и школьников ещё в период пандемии COVID-19, когда жители крупных городов вынуждены были проводить время на домашней изоляции. История «тёмной академии» как веб-сообщества начинается в 2010-х годах: тогда стали популярны блоги, мотивирующие на учебу. На платформе Tumblr появился тэг «Studyblr» — под ним пользователи публиковали посты, посвящённые образованию и эстетике учебного процесса с аккуратными конспектами, фотографиями организованных рабочих мест и украшенных стикерами тетрадей. «Тёмная академия» того времени отличалась от той, которую мы видим сейчас: аудитория Tumblr сосредотачивалась исключительно на фотографиях в мрачной обработке и на книжных рекомендациях.
«Тёмная академия» и другие эстетики вышли из зоны нишевых интересов и по-настоящему захватили социальные сети в 2020 году, когда изоляция и социальное дистанцирование заставили нас почувствовать себя особенно одиноко и искать альтернативы привычному досугу. «Dark academia» с её темами учёбы, чтения и обсуждения классической литературы в уютной интеллектуальной атмосфере предоставила эмоциональное убежище от охваченного пандемией внешнего мира. Эта эстетика предложила форму эскапизма, альтернативную реальность, где можно было отвлечься от повседневных проблем и погрузиться в идеализированное представление о студенческой жизни, полной тайн, приключений и интеллектуальных развлечений.
Набрав популярность в 2020 году среди молодых людей по всему миру, включая русскоязычную аудиторию, «dark academia» продолжает вдохновлять пользователей на творчество. Самое крупное сообщество ВКонтакте, посвящённое «тёмной академии», сейчас насчитывает более 95 тысяч подписчиков, в Instagram (запрещён на территории РФ) под тегом опубликовано 2,6 миллиона постов, а в TikTok количество просмотров под тематическими видео может доходить до 7 миллиардов.
Название «тёмная академия» эстетика разделяет с литературой — это неофициальный термин для жанра художественных произведений, сюжет которых развивается в стенах образовательных учреждений: частных школ, колледжей, университетов. Неотъемлемыми составляющими книг считаются увлечение героев гуманитарными науками, духовность, борьба за свои идеалы, но в то же время — неоднозначные размышления о нормах морали, тёмное прошлое и несколько скелетов в старинном деревянном шкафу. Талантливые молодые люди сталкиваются с этическими дилеммами, переживают личностный кризис и познают горечь утраты на пути ко взрослой жизни. Центральные персонажи таких романов служат ролевыми моделями и источниками вдохновения для поклонников эстетики.
Пользователи составляют книжные подборки, плей-листы и коллажи с образами в стиле любимых героев: для сообщества «тёмной академии» визуальная составляющая важна не меньше философии. Например, цветовую палитру стараются соблюдать и при обработке фото в редакторах, и при подборе гардероба. С академической эстетикой ассоциируют приглушённые оттенки, такие как чёрный, коричневый, тёмно-зелёный, бордовый, серый и глубокий синий, а также нейтральные или тёплые цвета — бежевый, кремовый.
Одежда должна выглядеть так, чтобы в ней легко было представить себя прогуливающимся с книгой в руках по коридорам Оксфорда или Кембриджа: твидовые или шерстяные пиджаки, декорированные кружевом романтичные блузки, теннисные юбки, уютные вязаные кардиганы и свитеры, лоферы и ботинки челси, береты, объёмные шарфы, карманные часы, очки с роговой оправой, кожаные портфели.
Эстетика связана с классической и готической архитектурой, её воплощение — каменные фасады университетских зданий, библиотеки со скрипучими полами и высокими книжными шкафами, тёплое пламя свечей и каминов. «Dark academia» не может существовать без интеллектуальной активности в соответствующих декорациях: прогулки по музеям, свидания в художественных галереях, обмен бумажными письмами, органные концерты под сводами соборов. Чтобы прочувствовать эстетику, можно выбрать и более простой подход: посмотреть кино, подходящее критериям жанра. В сообществах ВКонтакте и в Telegram, посвящённых «тёмной академии», нередко публикуют подборки атмосферных фильмов, где обязательно появляются картины «Общество мёртвых поэтов», «Улыбка Моны Лизы», «Убей своих любимых», а также экранизации — «Щегол» и «Пикник у висячей скалы».
Стоит отметить, что факт формирования сообщества «dark academia» как неформального и досугового содержит парадокс. Дело в том, что течение «академиков» черпает вдохновение из образа жизни формальных групп — студентов элитных вузов. Хотя в свою очередь студенты престижных университетов часто проводят свободное время совсем не так, предпочитая активную социальную жизнь и шумные развлечения, а не книги, шахматы и гонку за академическими достижениями.
Можно ли считать «тёмную академию» субкультурой? Вопрос не из лёгких, потому что на сегодняшний день субкультурные идентичности становятся изменчивыми, их границы размываются до такой степени, что специалисты говорят о необходимости вывести из употребления термин «субкультура», заменив его на более нейтральные: «сообщества», «толерантности», «движения». Российский антрополог Дмитрий Громов определяет молодёжные субкультуры как сообщества, обладающие следующими чёткими характеристиками: собственным названием, системой ценностей, традициями, нормами, уникальным имиджем, поведением и эстетическими предпочтениями. Вокруг «тёмной академии» сформировалось виртуальное сообщество единомышленников, которые начинают подходить под уже знакомые критерии субкультур. В сообществе есть список типичных интересов, стиль в одежде, поведенческие и идеологические стандарты, а также формы совместного досуга для участников. Хотя «dark academia» существует в большей степени как идентичность в социальных сетях, в крупных интернет-сообществах периодически обсуждают проведение офлайн-встреч: одна из самых распространённых форм активности — книжный клуб, как у подписчиков посвящённой «тёмной академии» группы ВКонтакте «встретимся в кафе де флор».
«Тёмная академия» не вполне подходит под типичное описание неформальной субкультуры образца 1990-х или 2010-х, однако изменения претерпела сама форма объединений молодёжи. Современные неформальные сообщества всё чаще формируются и существуют в основном в цифровом пространстве, что значительно изменило их структуру и динамику. В интернете субкультуры не ограничены физическим пространством и могут охватывать глобальные сообщества, объединяя единомышленников независимо от их географического положения. Виртуальное пространство позволяет людям легко переходить от одной идентичности к другой или даже совмещать несколько одновременно. В отличие от прошлых десятилетий, когда субкультуры имели чёткие границы в имидже и поведении, современные неформальные молодёжные сообщества отличаются гибкостью и открытостью. Внутри группы появляются поджанры, позволяющие раздвинуть рамки каноничного образа «тёмного академика», студента Оксфорда в твидовом пиджаке: «светлая академия» с залитыми солнцем кабинетами, «хаотичная академия» с заметками на полях небрежным почерком, «магическая академия» с гримуарами при свете луны, «академия искусств» с уроками живописи — список продолжает пополняться благодаря воображению пользователей TikTok и Pinterest.
В список базовых ценностей «тёмной академии» и любых её ответвлений входит чтение классической литературы, посещение книжных магазинов и библиотек. Библиотеки пользуются особой симпатией у «академиков» — они идеально вписываются в эстетику, ведь такое «третье место» для досуга олицетворяет любовь к знаниям, глубоким размышлениям и интеллектуальному поиску. Тёмные деревянные полки, уставленные старинными книгами, тусклый свет настольных ламп, скрип половиц и тихий шелест переворачиваемых страниц создают атмосферу уединения и сосредоточенности. В библиотеке рождается чувство связи с прошлым, с вечными темами литературы и философии, что идеально соответствует духу «тёмной академии». «Dark academia» призывает снова воспринимать чтение как отдых, а не утомительный труд. Это наводит на мысль: интегрировать формат интернет-эстетик в образовательный процесс — возможный путь к позитивному решению проблем чтения молодёжи. Современный человек всё меньше читает для удовольствия и всё больше прагматически просматривает тексты. Для молодых людей, привыкших воспринимать информацию в первую очередь визуально, «эстетичные» иллюстрации помогают лучше воспринимать текст, а романтизация учебного процесса и комфортная обстановка значительно повышают интерес к занятиям.
Интернет-сообщества, посвящённые «тёмной академии», возводя в культ классическое образование и интеллектуальный образ жизни, стали для многих учащихся способом пережить пандемию и завести новые знакомства, несмотря на ограничения. Благодаря этой эстетике в сети оформилось уникальное пространство, ставшее одновременно источником вдохновения и сообществом единомышленников. Сегодня, когда границы между реальным и виртуальным миром стираются, «тёмная академия» продолжает оставаться популярной благодаря своей способности адаптироваться и включать новые формы выражения, оставаясь при этом верной своим корням, где учёба и умственное развитие воспринимаются не только как необходимость, но и как искусство.
Оставьте первый комментарий