Нескучная экология, или Готовы ли библиотеки стать строителями зелёного будущего?

Вероника Лещинская


В августе 2024 года в Иркутске состоялся Всероссийский библиотечный экологический форум «Зелёный коридор». Вероника Лещинская, кандидат философских наук, советник директора по развитию научного и общественного потенциала молодёжи РГБМ, эксперт и член команды организаторов Форума, делится своими размышлениями и впечатлениями «по горячим следам».

«Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Значение этой русской поговорки знают все: пока опасность не станет близкой и не начнёт угрожать лично человеку, его семье или дому, он ничего делать не будет. Пока проблема не станет реальной и угрожающей, любые прогнозы и предупреждения останутся словами, которые можно пропускать мимо ушей и игнорировать. Знакомая ситуация?

Поговорим сегодня об экологическом просвещении, экологической культуре и важной роли библиотек в этой области.

Впервые о надвигающейся экологической катастрофе серьёзно начали говорить после доклада Римского клуба, ведущего большой и значимый проект «Проблемы человечества». Этот знаковый доклад под названием «Пределы роста» был опубликован в 1972 году. Мировое сообщество (тогда только в лице учёных из разных областей знания), забило тревогу и поняло, что экологические проблемы – это не что-то локальное, относящееся только к загрязнению воздуха или воды, конкретной страны или отрасли. Это задачи глобального характера, не имеющие государственных границ и затрагивающие все без исключения сферы: экономику, культуру, политику, социальную сферу и т.д. 

Спустя всего несколько лет, в 1977 году, в Тбилиси открылась Межправительственная конференция ООН по экологическому образованию, результатом которой явилась Тбилисская декларация по экологическому образованию. Вдумайтесь, это случилось почти 50 лет назад, а воз, по сути дела, и ныне там. Далее, в 1992 году состоялась историческая Конференция ООН по окружающей среде и развитию, по итогам которой была принята декларация, постулирующая, что «для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него». Эта конференция ещё известна под многозначным названием «Саммит Земли». И вновь вопросы экологического просвещения, образования и воспитания, формирования экологической культуры громко звучали в ряду прочих проблем глобального характера, без решения которых невозможно движение к устойчивому будущему.

Это были важные исторические вехи, направленные в большей степени на осознание масштаба проблемы и попытки научными, рациональными методами найти пути решения. Сегодня необходимость системы экологического образования, воспитания и просвещения всё также остро стоит перед нами, но уже с точки зрения дидактики, практических подходов и методов.   

В уже далёком от нас 1981 году, тогда ещё в РГЮБ, а сегодня в РГБМ, впервые в библиотеках страны был образован самостоятельный отдел — отдел экологического воспитания молодёжи. Это было своевременное и очень прогрессивное решение, действующее на опережение. 

А дальше, библиотеки почти мгновенно подхватили эту волну: оперативно начали образовываться центры экологической информации и культуры на базе различных библиотек по всей стране. В них инициировались и проводились экологические мероприятия, апробировались различные формы и методы экологического просвещения и воспитания, постепенно формировались профессиональные сообщества библиотек, проводились методические мероприятия по повышению квалификации в области экологического просвещения. Библиотеки сплачивались вокруг темы экологии, осознавая свою особую миссию в формировании экологического информационного поля и просветительской практики. 

Библиотеки с их обострённым чутьём времени, информационных потребностей населения и социального заказа мгновенно ответили на необходимость экологического просвещения и пропаганды экологических знаний. И это в то время, когда от государства не было особой поддержки, а учёные только начинали находить аргументированные основания и научные подходы к новой самостоятельной области, в которую начала эволюционировать экология, будучи изначально частью биологии.

Тогда, в 1981 году, ещё было очень далеко до появления Федерального закона «Об охране окружающей среды» (2002), в котором в статье 74 библиотеки упоминаются как одни из основных трансляторов экологической информации в целях распространения экологических знаний. 

И только спустя 10 лет были утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» (2012), а также «Стратегия экологической безопасности России на период до 2025 года» (2017) и другие документы, в которых к острым вызовам времени относятся формирование экологической культуры, экологическое просвещение и образование. 

В 2002 году, на базе РГБМ (тогда — РГЮБ) был создан Всероссийский библиотечный научно-методический центр по экологической культуре, во многом благодаря которому эколого-просветительское направление в библиотеках России вышло на новый профессиональный уровень.  

Можно считать, что на пересечении двух веков библиотеки стали пионерами в сфере экологического просвещения и формирования экологической культуры. Библиотеки в то время были безальтернативными навигаторами в море информации, одними из основных организаторов экологических акций и мероприятий, площадкой для всех, кто хотел узнавать об экологии, проектной мастерской для формирующихся экологических сообществ и объединений. К 2008 году насчитывалось около 25 официальных Центров экологической информации и культуры, созданных на базе библиотек страны.

Много воды с тех пор утекло, много было сделано, но это уже история. Как говорил классик:

Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал…
Иных уж нет, а те далече…

И вот на дворе 2024 год. Экология давно вышла за пределы биологии и стала междисциплинарной отраслью знаний, прочно вошла в нашу жизнь со своей информационной повесткой и масштабными нерешёнными вопросами. Благодаря сети Интернет, различным СМИ и общественным организациям об экологических проблемах мы слышим ежедневно и постепенно стали привыкать к мысли о том, что с экологической точки зрения дела на Земле обстоят неважно: климат неизбежно меняется, воздух давно не свеж, вода загрязнена, леса вырубаются, животных становится всё меньше, а людей всё больше. И экологическая катастрофа, шагающая под руку со всеми невзгодами, для нас неотвратима. 

Вопрос «Кто виноват?» обычные граждане уже не задают, поскольку он риторический, вопрос «Что делать?» часто стараются обходить стороной, так как известная методическая схема «думай глобально, действуй локально», как правило, не работает на практике. Схема есть, но инструментов для её воплощения недостаточно.  

Вопросы экологии настолько глобальные, что простой человек не может сориентироваться, понять своё место в глобальной повестке: где я, а где изменение климата, озоновые дыры или космический мусор? Где-то я, а где-то самое «мусорное пятно» в океане, которое мне-то лично не угрожает…

Но нынешним летом 2024 года мы все так или иначе почувствовали грозную стихию природы: ураганные ветры, ливни и грозы, шквалистый ветер, наводнения, цунами и землетрясения не обошли стороной, по-моему, ни один регион нашей страны. А учёные опять предостерегают: всё это будет масштабнее, чаще, сильнее.

Природа сама ставит вопросы, которые становятся всё острее, и скоро мы не сможем спрятаться уже в своём искусственно созданном, урбанизированном пространстве, отгораживаясь техникой и инновационными технологиями.

Сегодня экологической информации очень много, ресурсов, специализирующихся на экологической тематике, – тоже, но и различных экологических мероприятий с каждым годом становится всё больше. 

Но можем ли мы говорить об сформированной экологической культуре, об экологическом сознании и поведении населения нашей страны? Можем ли мы сказать, что произошли революционные изменения в обществе за эти 50–40–30 лет, с той поры, о которой мы говорили вначале статьи? Когда настанут эти «пределы роста», за границей которых будет однозначно ясно, что дальше — пропасть? Неужели экологическая беда должна затронуть каждую семью, каждого человека, чтобы мы начали действовать? 

Я не призываю к алармистским или апокалиптичным настроениям, вовсе нет. Но, на мой взгляд, с точки зрения библиотеки как социального института пришло время глубокой рефлексии о современной роли библиотек в экологическом просвещении и формировании экологической культуры личности и общества. 

В августе 2024 года состоялся Всероссийский библиотечный форум «Зелёный коридор: роль молодёжи в устойчивом развитии региона». Организаторами Форума стали Российская государственная библиотека для молодёжи и Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина при поддержке секции по библиотечному обслуживанию молодёжи РБА.

 

 

Место проведения Форума было выбрано не случайно. Очевидно, что экологическому просвещению требуется перезагрузка. Где, как не на острове Ольхон, в месте особого культового почитания для местного населения, произойти этой перезагрузке и сформироваться новому видению экологического просвещения в библиотеке. Более того, соорганизатор Форума Иркутская областная юношеская библиотека имени И.П. Уткина — одна из немногих сохранила высоко поднятым «зелёный» флаг экологического направления с «золотого времени» библиотечного экологического движения начала 2000-х годов.

В первый день Форума в Доме молодёжи Иркутска состоялась стратегическая сессия «Экология. Молодёжь. Библиотека», модератором выступила Ирина Борисовна Михнова, директор РГБМ. Стратегическая сессия была посвящена обсуждению актуальных направлений развития экологического просвещения, а также возможностей для взаимодействия библиотек с различными организациями и молодёжными экологическими объединениями.

Обрисуем лишь некоторые из актуальных на сегодня, на наш взгляд, векторов развития экологического направления в библиотеках. 

Экология от первого лица или экология — дело каждого

Тесное взаимодействие с различными организациями, вовлечёнными в процесс экологического просвещения и эколого-практическую деятельность, может способствовать прорывному развитию этого направления в библиотеке. На сегодняшний момент существует большое количество различных общественных организаций, студенческих объединений, активистских клубов, экологических ассоциаций, как регионального, так и федерального масштаба. И им есть, что рассказать, чем поделиться, есть и чему у них поучиться. Масштабность экологического движения трудно не заметить. 

Почему экология зачастую «не заходит» молодёжной аудитории? Потому что это скучно, назидательно и слишком непонятно, и далеко от молодёжи и их реальной жизни. Даже если молодые люди слышат об экологических проблемах каждый день, ближе им они от этого не становятся. Экологические проблемы являются некой повседневностью для большинства, частью их «окружающей среды». Для молодёжи это атрибут современной реальности. 

Никто зачастую не говорит, не разъясняет, что именно можно сделать каждому на своём месте, с чего начать, чтобы изменить ситуацию. А раз нельзя изменить, значит всё остаётся, как есть. Либо изменения должны привнести какие-то внешние силы, какие-то безличные «дяди в галстуках» — обобщённый образ администрации, руководства, правительства. Потому что информация — это ещё не знания, да и знания далеко не всегда приводят к действию.

Сегодня информация должна не просто предоставляться, но и вести к действию, быть мотиватором к практической экологической работе, становиться основой поведения. А библиотекам надо выходить на новый уровень: учить читателей работать с информацией, использовать её как практический инструмент вовлечения в экологическую деятельность. 

На наш взгляд, время экологического информирования прошло, актуальная задача обеспечения свободного доступа к экологической информации стоит уже не столь остро. На первый план для библиотеки выходит социообразующая задача, направленная на сплочение общества и объединение неравнодушных людей. 

Например, рассказывая об одной из экологических проблем, важно не только предоставлять литературу о ней, но и упомянуть, кто занимается решением той или иной проблемы, к кому можно обратиться и по каким вопросам, какие меры уже приняты, что может каждый сделать для улучшения ситуации. Нужно обязательно информировать читателей о существующих общественных организациях и инициативах в городе или области, к которым можно присоединиться, а также о проектах, конкурсах и грантах по тематике. 

Недаром мы вспомнили активистское движение. В первую очередь, драйверами экологического движения являются люди — лидеры, энтузиасты, подвижники, мотивированные, осознанные и готовые делиться своим знанием и вовлекать других. 

Наша задача как библиотеки — привлекать людей, которые могут от первого лица рассказать о своей деятельности и достигнутых результатах, делиться личными историями успеха в формате «вот что было, а что стало». В таком случае экологическая проблематика начинает приобретать «человеческие» черты и перестает восприниматься как что-то далекое из области сухой академической науки. 

Экологию как науку и проблематику стоит преподносить через призму историй конкретных людей и их успешной деятельности, смещая вектор развития экологического просвещения с проведения научно-практических мероприятий (конференций, круглых столов, семинаров) на практико-ориентированные и интерактивные (диспуты, открытые трибуны, дискуссии, баттлы и пр.). 

И конечно, необходимо большее число экологических клубов, формальных и неформальных объединений, где регулярно будут обсуждаться различные вопросы, куда будут приглашаться лидеры мнений, где будут действовать активисты и применяться практики природоохранной работы.

Это поспособствует формированию постоянно действующего круга заинтересованных людей, а экология в широком смысле слова перестанет быть «безличной». Да и примеры тех, кто уже меняет мир здесь и сейчас, очень мотивируют и сближают экологию с нашей обыденной реальностью.

Своя рубашка ближе к телу. Развитие «местной» экологии

Опять вспомним известный тезис: «Думай глобально, а действуй локально». Спасти любимую поляну от мусора или очистить маленькую речушку гораздо проще и понятнее для многих людей, чем заботиться о мировом океане. Призвать выйти на экологический десант, рассказав читателям об истории родника или дубравы в их городе, реальнее и эффективнее с точки зрения вовлечения аудитории библиотеки в экологическую деятельность, чем просто поведать пользователям о прекрасной, изумительной, но почти не досягаемой для многих россиян Камчатке. Тут можно вспомнить слова эколога Г. Коммонера о том, что «всё связано со всем», и, начиная с частностей, переходить к глобальной проблематике. От частного к целому, а не наоборот.

Руководствуясь этим принципом, поддерживайте местных «зелёных», делайте маленькие шаги во имя масштабных действий, сажайте, например, цветы на подоконнике, рассказывая, как они развиваются и что нужно растениям для жизни. Формируйте экосистемное мышление и понимание общих процессов, исходя из частных случаев и конкретных примеров.

Экология — это не только про мусор! Расширение экологической тематики

Очень часто можно услышать, что экологическая деятельность ассоциируется у широкого круга населения (да и, к сожалению, у многих библиотекарей) с уборкой мусора и посадками деревьев. Хотя мы все понимаем, что экология проникла во все сферы нашей жизни, что зачастую экологические факторы являются регуляторами экономической, общественной, культурной, даже политической жизни. А экологическая культура — это не про то, как правильно сажать деревья и собирать мусор. 

Экологическая культура — это новые смыслы и ценности нашего общества, из которых уже формируется мировоззрение и поведение. Экологическая культура — это ответственность за свои действия, которые могу причинить вред природе или обществу, это активность, а не пассивность в отношении к любым природным объектам и противоправным действиям и т.д. 

И получается, что экология — это и про помощь бездомным животным, и про доброту между нами, про формирование гуманного общества, про умение видеть и замечать, что происходит вокруг: в городе и в природе, про шумовое загрязнение и видеоэкологию, про экологический дом и заповедное дело, и про многое, многое другое, что определяет нашу будущую жизнь. 

Расширяйте тематику, демонстрируя широту экологических вопросов, развивайте по-настоящему «зелёное» мышление. 

Библиотека — «зелёный островок» безопасности. Создаем «зелёный» имидж библиотеки

На наш взгляд, пришло время особого позиционирования библиотеки, с точки зрения создания её экологического имиджа. Прекрасно, когда сама библиотека как культурное пространство становится «зелёным» островком безопасности и каждый читатель считывает экологический код библиотеки в разных формах и проявлениях внутри неё. 

Замечательно, когда в библиотеке выделено в качестве самостоятельного экологическое направление, когда есть сотрудник или даже отдел, которому вменяется в обязанности вести тематический раздел сайта, рубрику, экологический блог, проводить регулярные выставки и мероприятия, формировать фонд экологической литературы и пр. Вместе с тем, даже за неимением такой возможности, каждая библиотека может добавить «зелёные оттенки» в свой библиотечный дом.

Главное — воспринять экологическое направление как одну из основных стратегий развития библиотеки в целом и рассказывать об этом в разных формах читателям.

Первые шаги могут быть небольшие: сокращение потребления расходных материалов самой библиотекой, снижение потребления ресурсов — света, воды, электроэнергии и пр., повторное использование вещей и передача на переработку, установка контейнеров для сбора крышечек, батареек, отказ от пластиковых пакетов, одноразовых стаканчиков и пластиковых бутылок на мероприятиях, обеспечение экологическими средствами для уборки и санитарной обработки помещений и т.д.

Безусловно, многие хозяйственные новшества могут быть более затратными, чем привычные средства и подходы. Однако даже одно или несколько таких нововведений позволит вам преподнести их читателям, рассказать о них, добавив просветительский и познавательный контент. 

Видели ли вы когда-нибудь в отелях надпись, говорящую о том, что там беспокоятся о природе и потому предлагают оставлять на полу только те полотенца, которые надо постирать? — Это пример правильного имиджевого позиционирования. С одной стороны, это экономия средств отеля, с другой — его социальная ответственность и её демонстрация.  

Например, если вы используете бумагу из переработанных материалов или насадки-рассеиватели для ваших кранов, пену вместо жидкого мыла, элементы дизайна и мебели из натуральных материалов, то расскажите об этом посетителям библиотеки, о том, зачем это нужно и почему это правильно с точки зрения экономии и экологии. Делитесь вашими пусть маленькими, но реальными успехами в этом направлении. 

Если у вас нет возможности сдавать вещи на переработку, можно попробовать заручиться поддержкой волонтёрского сообщества, найти тех, кто будет вам помогать вывозить крышечки, макулатуру, батарейки, пластик и пр. И сделать их «героями» библиотеки, кроме того, это позволит привлечь молодёжь к вашим акциям и мероприятиям.

Это всего лишь некоторые из примеров общей концепции для создания «зелёной» библиотеки. Главный принцип — пусть экологическое проникнет во все сферы библиотечной жизни, станет принципом информационной политики и информационного обмена с читателями.

Задумываясь над тем, как закончить эту статью, я решила вернуться в начало, в то время, когда библиотеки были полны энтузиазма на пути развития экологического просвещения, начинали с себя самих, объединялись друг с другом и делились опытом того, как сделать библиотеку по-настоящему «зелёной», когда экологическое было нормой жизни для библиотек, библиотекарей и читателей. 

Сегодня на смену экологическому информированию постепенно приходит трансляция социального опыта. И в этом деле библиотека может стать хорошей площадкой для социально-экологического проектирования и модерирования.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*