Вагончик тронется, перрон останется: литературный гид по станциям РЖД

Анна Харитонова


Продолжаем разгадывать «гардеробные» маршруты РГБМ, путешествуя во времени и пространстве! С первой партией непридуманных точек на карте, связанных с литературной действительностью России разных эпох, мы знакомились в предыдущем материале. Пришло время вновь отправляться в путь. Напоминаем, что разом весь список станций и неслучайных поездов вы можете увидеть на нашем «вокзальном табло» в холле Библиотеки для молодёжи. «Расшифровку» же маршрутов продолжаем публиковать здесь.

 

1872 Старая Русса 

Старая Русса неразрывно связана с именем Фёдора Михайловича Достоевского и его семьёй. Поезд №1872 унесёт вас в год, когда Достоевские впервые приехали сюда, чтобы приглядеть себе дачу. Остановившись на первый летний сезон в доме священника Иоанна Румянцева, в следующие приезды (1873-1875) они располагались в доме отставного полковника, очеркиста Александра Карловича Гриббе, занимая комнаты второго этажа. После смерти в 1876 году гостеприимного хозяина, необходимо было решать судьбу дома, полюбившегося самому писателю, Анне Григорьевне и их детям. Фёдор Михайлович принимает решение приобрести его в собственность (единственную за всю жизнь Достоевского).

 

Анна Григорьевна в своих «Воспоминаниях» писала: 

«Кроме искреннего сожаления о кончине доброго старичка, всегда так сердечно относившегося к нашей семье, нас с мужем обеспокоила мысль, к кому перейдёт его дача и захочет ли будущий владелец её иметь нас своими летними жильцами. Этот вопрос был для нас важен: за пять лет житья мы очень полюбили Старую Руссу и оценили ту пользу, которую минеральные воды и грязи принесли нашим деткам. Хотелось и впредь пользоваться ими. Но, кроме самого города, мы полюбили и дачу Гриббе, и нам казалось, что трудно будет найти что-нибудь подходящее к её достоинствам. Дача г-на Гриббе была не городской дом, а скорее представляла собою помещичью усадьбу, с большим тенистым садом, огородом, сараями, погребом и проч. <…>
Дача Гриббе стояла (и стоит) на окраине города близ Коломца, на берегу реки Перерытицы, обсаженной громадными вязами, посадка ещё аракчеевских времен. По другие две стороны дома (вдоль сада) идут широкие улицы, и только одна сторона участка соприкасается с садом соседей… Мужу нравился наш тенистый сад и большой мощёный двор, по которому он совершал необходимые для здоровья прогулки в дождливые дни, когда весь город утопал в грязи и ходить по немощёным улицам было невозможно. Но особенно нравились нам обоим небольшие, но удобно расположенные комнаты дачи, с их старинною, тяжёлою, красного дерева мебелью и обстановкой, в которых нам так тепло и уютно жилось».

 

Итак, сам город понравился Достоевским сразу же. И вплоть до конца жизни писателя семья проводила здесь каждое лето, однажды Фёдор Михайлович оставался здесь и на зиму. В этом городе родился второй сын писателя Алёша. После смерти Достоевского Анна Григорьевна продолжала приезжать в их старорусский дом. 

Старая Русса стала для Достоевского местом плодотворной деятельности, здесь он работал над «Бесами», «Подростком» и другими текстами. Именно в декорациях этого города разворачиваются события «Братьев Карамазовых»: да, Старая Русса, её улочки, виды, дома послужили прообразом Скотопригоньевска и ключевых точек, где происходили события романа. Близкое знакомство с самим местом и его жителями позволили писателю создать живой и атмосферный портрет русского уездного города второй половины 19 века.

Сегодня, приехав в Старую Руссу, можно посетить Дом-музей Ф.М. Достоевского, расположенный в том самом зелёном двухэтажном доме А.К. Гриббе на берегу реки Перерытицы.

 

1833 Торжок

Пушкин, рекомендующий пожарские котлеты, которыми его (как всякого путешественника и в наши дни) потчевали в Торжке, — излюбленный сюжет экскурсоводов и различных путеводителей по древнему городку на берегах Тверцы. В этом нет ничего удивительного: во-первых, пожарские котлеты стали локальным брендом Торжка и на протяжении уже нескольких веков сохраняют этот статус; во-вторых, Пушкин — нашё всё. Он и далёк, и близок. Согласитесь, приятно осознавать, что, возможно, мы еле почти одни и те же котлеты с самим Александром Сергеевичем … 

Что ж, сойдём на станции «Торжок», отмотаем временную плёнку до 1833 года и заглянем не в известные пушкинские строки («На досуге отобедай / У Пожарского в Торжке…»), где фигурируют котлеты Дарьи Пожарской, а в его письмо к супруге Наталье Николаевне (от 21 августа 1833 года), где поэт упоминает и котлеты, и саму хозяйку заведения: «Забыл я тебе сказать, что в Яропольце (виноват: в Торжке) толстая Mlle Pojarsky, та самая, которая варит славный квас и жарит славные котлеты, провожая меня до ворот своего трактира, отвечала мне на мои нежности: стыдно вам замечать чужие красоты, у вас у самого такая красавица, что я встретя ее ахнула…». 

Ярополец — село и одноимённая дворянская усадьба на берегу реки Ламы под Волоколамском, принадлежала Дорошенкам, Загряжским и Гончаровым. В частности, её владелицей была Наталья Ивановна Гончарова (в девичестве Загряжская) — мать Натальи Николаевны Пушкиной (Гончаровой), тёща А.С. Пушкина. Пушкин дважды бывал в её ярополецком имении.

Дарья Евдокимовна Пожарская — владелица знаменитых гостиницы и трактира, которые она унаследовала от отца и матери. Заведение Пожарских было широко известно, так как оно находилось по пути между Петербургом и Москвой, а потому частенько принимало самых разных путников, в том числе очень известных (писателей, общественных деятелей). В частности, здесь останавливался и сам император Николай I. Его Дарья лично угощала котлетами по фирменному рецепту: из рубленой курицы с маслом и в панировке из сухарей. 

Из статьи в статью о заведении Пожарских кочует следующая цитата академика Д.С. Лихачева о том, что «через гостиницу Пожарских прошла вся русская культура XIX века». И это заявление насколько образно, настолько и справедливо.

Сам Пушкин не единожды оказывался в Торжке и его окрестностях в разные годы и по разным причинам. Существует даже особый туристический маршрут под названием «Пушкинское кольцо Верхневолжья», включающий в свою карту и этот древний живописный городок. В целом же маршрут объединяет места, которые посещал поэт в Тверской губернии. А бывал Пушкин в этих краях нередко.

 

1790 Вышний Волочёк

Станция Вышний Волочёк, открытая в 1850 году (до 1863 носила имя Вышневолоцкой), находится в одноимённом городе Тверской области. Причём городской статус поселение, известное с 15 века, получило уже в 1770 году при Екатерине II.  

В 1790 году из печати выходит тираж произведения, которому было суждено стать не только нашумевшим, но и на долгое время официально запрещённым (хотя, как водится, это не мешало ему существовать и активно распространяться в списках). Автора же своего оно подвело к той черте опасной популярности, за которой его ждали арест и ссылка (по милости государыни и «для всеобщей радости», ибо ссылкой в Сибирь был заменён смертный приговор). 

«Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева строилось по канонам жанра сентиментального путешествия, популярного в литературе той поры, а вот наполнение этой формы было весьма политически акцентированным, а потому не лишённым некой тенденциозности: в достатке здесь была представлена критика сословного строя, социальной несправедливости, классового неравенства, подсвечивались тёмные стороны общественной жизни России. Собственно, «Путешествие…» представляло собой настоящий памфлет вольнодумца… Немудрено, что в указе императрицы автор признавался «виновным в преступлении присяги и должности подданного».

В главе «Вышний Волочёк» Радищев рассуждает о бесправных работниках, чья судьба схожа и равно незавидна, как в России, так и в Америке. Вы спросите: «А при чём тут Америка?» Всё дело в том, что размышлениям этим автор предаётся, находясь на Вышневолоцком канале и наблюдая вот что: «Никогда не проезжал я сего нового города, чтобы не посмотреть здешних шлюзов. Первый, которому на мысль пришло уподобиться природе в ее благодеяниях и сделать реку рукодельною, дабы все концы единыя области в вящее привести сообщение, достоин памятника для дальнейшего потомства <…> Немало увеселительным было для меня зрелищем вышневолоцкий канал, наполненный барками, хлебом и другим товаром нагруженными и приуготовляющимися к прохождению сквозь шлюз для дальнейшего плавания до Петербурга».

Далее Радищев вспоминает корабли, привозящие в Петербург «избытки Америки и драгие ее произращения, как то сахар, кофе, краски и другие, не осушившиеся еще от пота, слез и крови, их омывших при их возделании», и сопоставляет это с товарами, добытыми усилиями русских трудяг.

Несколько слов о том, что есть Вышневолоцкий канал. Вышневолоцкая водная система — одна из старейших в России искусственных гидросистем и самая крупная в Европе 18 столетия. Она связала Поволжье с Санкт-Петербургом и стала важным путём продовольственного снабжения. Строительство этого гидротехнического проекта началось ещё при Петре I. Вышний Волочёк с созданными каналами, шлюзами и водохранилищем стал ключевым связующим траспортным звеном на этом пути. 

 

1800 Вязьма

Станция Вязьма Смоленского направления Московской железной дороги, открытая в сентябре 1870 года, приведёт путешественника не только в одноимённый старинный город, но и к известным литературным местам. Здесь, под Вязьмой в селе Хмелита расположилась усадьба Грибоедовых.

Великий драматург, дипломат и композитор А.С. Грибоедов каждое лето бывал здесь в гостях у родного дяди Алексея Фёдоровича Грибоедова во второй половине 1790-х и в 1800-е годы, то есть в годы своего детства и юности (родился А.С. Грибоедов в 1795 году). Приезжал он сюда вместе со своими матерью и сестрой. 

Дабы обозначить весь этот период преддверия и начала 19 столетия одной датой, мы присвоили поезду, следующему к станции Вязьма, условный номер — №1800. 

Владимир Иванович Лыкошин, родственник и товарищ Грибоедова по учёбе в Московском университете, писал: 

«Но самый любимый родственный дом был Хмелита <…> это была великолепная каменная усадьба в Вяземском уезде, верстах в тридцати от Казулина: но у отца была усадьба — Никольское, близ Хмелиты, и когда летом семейство Грибоедовых приезжало в Хмелиту, — и мы переезжали в Никольское, где помещались в старом флигеле и амбарах, то после обеда в прогулках наших сходились мы с молодёжью Грибоедовых, а по воскресеньям целый день проводили в Хмелите. Алексей Фёдорович был беспечный весельчак… <…>
Сестра Алексея Фёдоровича — Анастасия Фёдоровна, тоже по мужу Грибоедова, — мать поэта и дочери, известной в Москве своим музыкальным талантом, — с детьми и их учителем Петрозилиусом с женою, — также проводила лето в Хмелите <…> Кроме того, приезжали гостить и другие сестры Грибоедова, и племянницы его Полуэктовы, весёлая компания, любившая поврать — как они сами о себе выражались, и придумывающие разные шутки над приезжающими соседками и живущими в доме иностранцами, которых вместе с нашими собиралась порядочная колония разноплеменных субъектов. Весёлое это было время нашей юности».

Сегодня Хмелита — это государственный историко-культурный и природный музей-заповедник, где ведётся активная научная деятельность (так, бывшая усадьба является площадкой конференции «Грибоедовские чтения»), действуют различные творческие и просветительские программы, проводится масса тематических мероприятий, акций, фестивалей. Музей с развитой современной инфраструктурой с радостью встречает своих посетителей.

Любопытный литературный факт об упомянутом В.И. Лыкошиным соседнем селе Никольском (Сычёвского района Смоленской области): здесь, спустя век, в течение года с 1916 по 1917 год работал земским врачом Михаил Булгаков, что нашло отражение в его книге «Записки юного врача». Впрочем, до Никольского проще добраться от станции Сычёвка, расположённой на линии Вязьма — Ржев.

 

2016 Подольск

В 2016 году вышла в свет абсурдистская пьеса Дмитрия Данилова «Человек из Подольска», которая сразу же стала заметным явлением как в мире современной драматургии, так и театральной жизни. Она обратила на себя читательский и режиссёрский интерес, который не угасает и сегодня, а количество сценических адаптаций растёт (кроме того, в 2020 году появилась экранизация этой истории, режиссёром выступил Семён Серзин).

Случай, который произошёл с «самым обыкновенным человеком», парнем лет тридцати родом из Подольска по имени Николай, получает в ходе пьесы совершенно неожиданное развитие и выходит в настоящую философскую плоскость. Как вышло так, что Коля, как оказалось, совсем не замечает жизни вокруг? Задержавшие его полицейские: кто они? — антагонисты Николая или некто, кто хочет «разбудить» героя и привнести в его жизнь другой взгляд на вещи?

«Женщина-полицейский: Какой прекрасный город Подольск! Даже троллейбусы есть! Николай, как вам повезло, вы в таком чудесном городе живёте! <…>
Первый полицейский: Вот объясни нам, Коля, почему ты так не любишь свой город, почему не интересуешься им? Не знаешь его совсем».

Предлагаем прислушаться к совету одного из персонажей пьесы и посетить Подольск. 

«Женщина-полицейский: …И не забудьте про моё домашнее задание — прогулка по Подольску и поездка в электричке! Обязательно сделайте!»

К слову, у автора этого гида был такой опыт, прогулка оказалась весьма душевной и интересной!

 

2022 Дно

По понятным причинам исторические и литературные контексты вокруг станции Дно собраны в очень плотную сеть. К примеру, мы можем вспомнить строчки Бориса Пастернака из его поэмы «Высокая болезнь»:

И уставал орёл двуглавый,
По псковской области кружа,
От стягивавшейся облавы
Неведомого мятежа.
Ах, если бы им мог попасться
Путь, что на карты не попал.
Но быстро таяли запасы
Отмеченных на картах шпал.
Они сорта перебирали
Исщипанного полотна.
Везде ручьи вдоль рельс играли,
И будущность была мутна.
Сужался круг, редели сосны,
Два солнца встретились в окне.
Одно всходило из-за Тосны,
Другое заходило в Дне.

На станции Дно было подписано отречение от престола русского царя Николая II, а «из-за Тосны» чуть позже в сторону Петрограда выдвигался вождь российского пролетариата Ленин.

Но почему же номер нашего поезда до станции Дно — «2022»? Здесь хотелось бы рассказать/напомнить ещё об одной книге уже упомянутого выше Дмитрия Данилова, вышедшей в 2022 году — о цикле путевых очерков «Пустые поезда». Книга эта представляет своего автора как тонкого прозаика и как настоящего путешественника, любителя и знатока железнодорожного транспорта. Кто может выступать настоящим гидом по станциям РЖД, так это Дмитрий Данилов. 

В очерке, посвящённом отрезку Псков — Дно, читатель встретит и те самые невольно проявляющиеся на карте местности смыслы и образы, связанные с событиями, происходившими здесь в начале 20 века, и другие оттенки антуража станции Дно, отмеченные наблюдательным автором.

 

1851 Красивая Меча

Железнодорожная станция в Лебедянском районе Липецкой области носит имя живописной реки, протекающей по Тульской и Липецкой землям. Станция, построенная в 1958 году, находится на линии Елец — Лев Толстой Юго-Восточной железной дороги и расположена в селе Большое Попово на левом берегу Дона, в месте, где находится устье Красивой Мечи.

Одно из произведений, увековечивших в литературе эту реку с её берегами и которое первым приходит на память, — это, конечно, рассказ «Касьян с Красивой Мечи» Ивана Тургенева из его знаменитого цикла «Записки охотника».

«Там у нас, на Красивой-то на Мечи, взойдёшь ты на холм, взойдёшь — и, господи боже мой, что это? а?.. И река-то, и луга, и лес; а там церковь, а там опять пошли луга. Далече видно, далече. Вот как далеко видно… Смотришь, смотришь, ах ты, право!»

Впервые это произведение было опубликовано в журнале «Современник» в 1851 году. Поэтому наш поезд, на котором можно отправиться изучать окрестности этой станции, носит именно этот номер.

Красивая Меча и её окрестности также фигурируют и в более раннем произведении русской литературы, в повести Николая Павлова «Ятаган» (1835). Тургеневу это произведение было также известно, как отмечают комментаторы «Касьяна с Красивой Мечи». У Павлова мы находим:

«Много рек рассекает необъятную Россию… Живопись природы, отрывки из истории разбросаны на их берегах, а ни у одной нет столько поэзии в названии, как у реки, которая протекает по Тульской губернии от северо-запада к юго-востоку.
Пробив землю неугомонным ключом, она явилась на свет в Богородицком уезде, прорезала себе путь через Ефремовский, и видно, с каким усилием рвалась между гор, металась от скалы к скале, чтоб наконец добраться до Дона. „Красивая Мечь” — прозвал её народ, не согласуя прилагательного с существительным. В том месте, где она выгибается наподобие рога, где стоит село Изрог, сохранилось до сих пор тёмное предание о приключении, от которого будто бы произошло это поэтическое имя.
Рассказывают, что там какой-то Ярослав переезжал когда-то через мост в коляске; что лошади провалились, что он для спасения любимого коня вынул меч и хотел обрубить постромки, но уронил его в воду… 
Студёная прозрачная река течёт так же быстро, извивается так же неправильно, как летает над нею ласточка, беспокоясь о приближении тучи. Высокий тростник шумит по её заливам. Круты, отвесны берега её. По ним тянутся леса, кое-где возвышаются курганы, надгробные памятники безыменных людей, и кое-где мелькают разноцветные скалы: то бледные, то голубые, то жёлтые. Тут дико глядит природа, и когда осень, обрывая деревья, подёргивает зелень краскою смерти, тут приятно смотреть на орла, как он, опустясь на прибрежную вершину, сидит спокойный с чувством своей царственной силы. Река красивая, река живописная, очаровательная Мечь!.. В иную минуту её небо примешь за небо Швейцарии!.. Далее от берегов за лесами, за курганами открывается обширный горизонт: деревни, поля, рощи. Картина более игривая, более суетная… На ней жизнь, труды, пот человека, и чтоб эта жизнь, эти труды не показались горькими, на неё должно любоваться не осенью, а при блистательном солнце лета, в летний полдень, в летнее утро!..»

 

1850 Тосно 

Останавливаясь в этом пункте, хочется вспомнить сразу несколько литературных сюжетов и имён, а также упомянуть ещё парочку станций Московского направления Октябрьской железной дороги. Итак, приоткроем для себя Тосненский район Ленинградской области.

Станция Тосненская была открыта в 1851 году, в 1863 она была переименована в Тосну и только позднее стала носить своё нынешнее название Тосно, как и сам город, где она расположена. 

В том же 1851 году была открыта соседняя с Тосненской станция Саблинская (ныне Саблино), расположенная на правом берегу реки Саблинка. 

А теперь давайте перенесёмся в 1850 год и узнаем одну из окололитературных историй этой местности. За год до открытия железнодорожных станций Тосненская и Саблинская в 1850 году графиня Анна Алексеевна Толстая, мать писателя Алексея Константиновича Толстого, приобретает имение Пустынька (ныне Тосненский район Ленинградской области), которое по наследству после её смерти перешло к сыну. К 1856 году Анна Алексеевна возводит господский дом, благоустраивает парковую зону, прокладывает дорогу от уже построенной станции Саблинской через реку Тосна до самой усадьбы. 

Гостями Пустыньки были выдающиеся литераторы: Гончаров, Полонский, Тургенев, Фет и другие. Есть мнение, что именно тут «родился» Козьма Прутков — яркая литературная маска, за которой скрывались сам Алексей Толстой, а также его приятели-соавторы братья Жемчужниковы. После смерти графа имение перешло во владение к его приёмной дочери Софье Петровне Хитрово. В 1912 году усадьба целиком сгорела. С 1979 года, однако, это объект культурного наследия и памятное место. Интересно, что здесь в 2010-х годах неоднократно проходил Международный фестиваль Козьмы Пруткова.

Конечно, от станции Саблино гораздо удобнее и сподручнее добираться до бывшей усадьбы А.К. Толстого, но нельзя не упомянуть о Тосно подробнее, ведь с этой точкой на карте связан яркий литературный сюжет. 

В Тосне (тогда ещё не в Тосно), как вы помните, останавливался следующий из Петербурга в Москву и уже «встреченный» нами на станции Вышний Волочёк Александр Радищев: «Обезпокоен дурною дорогою, я встав из кибитки вошёл в почтовую избу, в намерении отдохнуть. В избе нашел я проезжающаго, которой сидя за обыкновенным длинным крестьянским столом в переднем углу, разбирал бумаги и просил почтоваго комисара, что бы ему поскорее велел дать лошадей. На вопрос мой, кто он был? узнал я, что то был стараго покрою стряпчий, едущей в Петербург с великим множеством изодранных бумаг, которые он тогда разбирал…»

Далее автор передаёт нам содержание разговора со случайным попутчиком, который оказался бывшим регистратором при разрядном архиве и «имел случай употребить место… себе в пользу». А именно: собрать свод документов, позволяющих доказать благородное происхождение целого ряда российских родов. Что посоветовал сделать с его трудом Радищев? — Можете освежить в памяти, заглянув в главу «Тосна» его «Путешествия».

Станция Пустынька, которая территориально ближе к тезоименитой усадьбе, была открыта много позже в 1916 году и пассажирской не является.

 

1939 Ленинград

В 1939 году была написана повесть Даниила Хармса «Старуха», действие которой происходит в Ленинграде (и даже по вполне конкретным адресам, ведь исследователи отмечают немалую автобиографическую составляющую текста). Наш поезд № 1939 прибывает в Ленинград на Финляндский вокзал, так как именно здесь герой произведения, отягощённый чемоданом сами-знаете-с-кем и желая от этого сами-знаете-кого избавиться (а если ещё не знаете — познакомьтесь с повестью Хармса), покупает билетик до станции Лисий Нос.

Эта станция Сестрорецкого направления Октябрьской железной дороги была открыта в 1894 году и называлась Раздельная, а в 1928 была переименована в Лисий Нос.

Любопытно, что пока герой, находясь в напряжении и переживаниях, трясётся в вагоне до нужной станции, читатель вместе с ним отмечает ещё ряд остановочных пунктов в пути. Вот они: Ланская, Новая Деревня, Лахта и Ольгино. 

И вот, наконец, цель достигнута: «Я выхожу на площадку вагона. Поезд подходит к Лисьему Носу. Мелькают белые столбики, окружающие дорогу. Поезд останавливается. Ступеньки моего вагона не доходят до земли. Я соскакиваю и иду к станционному павильону. До поезда, идущего в город, ещё полчаса…»

Но всё ли пошло по плану? Читайте Хармса и узнаете!

 

Продолжение следует

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*