Аудиторный год

Анна Харитонова

В сентябре 2019 года РГБМ запустила новый онлайн-проект — аудиоподкаст «Аудитория». Прошёл год. Самое время подвести первые промежуточные итоги. С чего начиналась «Аудитория»? Как проект изменился за год и какими выпусками пополнилась его копилка? Почему аудиоформат популярен сегодня и как он уживается с прочим медиаконтентом? Об этом — в нашей статье.

2020 год как никакой другой наглядно показал, что онлайн-проекты в библиотеках — безусловно наша реальность. Взаимодействие с аудиторией в дистанционном формате имеет в Библиотеке для молодёжи довольно длительную и насыщенную историю и включает проекты (как разовые, так и регулярные, серийные) по самым разным творческим и образовательным направлениям, а также особо – по сфере профессиональной. 

Относительно новым онлайн-проектом в жизни РГБМ, но уже крепко вставшим на рельсы, стал подкаст «Аудитория», которому в сентябре исполнился год. Самое время оглянуться на пройденный этап и написать первую краткую «биографическую справку» о нём.

Само название подкаста несёт в себе несколько определяющих моментов: в нём очевидно обыграно и аудиальное начало, и то, что камерные по атмосфере беседы, записанные в некой аудитории в смысле пространственном, рассчитаны при этом на самую широкую аудиторию в смысле слушателей.

В джингле подкаста, открывающем каждый выпуск, лаконично и ёмко заявлена его концепция: «Аудитория: о культуре с интересом. Неизвестные факты об известных событиях». Подкаст рассказывает об увлекательных, курьёзных, неожиданных, а иногда и о вовсе забытых фактах и сюжетах мировой культуры. Иначе говоря — открывает неизвестное об известном. 

Кто стоит за созданием этого проекта? Самое время познакомиться с командой «Аудитории»: куратор проекта — Ирина Михнова; главный редактор, монтаж и звуковое оформление — Евгений Харитонов; арт-директор — Дмитрий Боганов; редактор — Анна Харитонова; звукорежиссёр – Владимир Чиквинидзе.

Почему РГБМ столь внимательно отнеслась к аудиоформату? Сегодня он приобрёл большую востребованность, что не удивительно, ведь стремительность цифровой эпохи рождает необходимость обращаться к новым форматам транслирования информации и текстов. Даже книги всё чаще слушают. И жанр подкаста в наши дни привлекателен как дополнительная опция: способ получения каких-либо знаний в аудиальном, часто сопутствующем, даже фоновом режиме. Кроме того, для РГБМ формат подкаста органичен, учитывая, что библиотека располагает профессиональной студией звукозаписи. Однако не стоит думать, что подкаст как таковой — это априори некое выхоленное студийное детище. Нет. Сегодня многие создают популярные подкасты, не имея необходимых технических условий. И в этом можно усмотреть своеобразную ламповость, очарование подобных выпусков. 

Средний хронометраж каждого выпуска колеблется от 10 до 20 минут. Частота выпусков подкаста — один раз в неделю. За это время с сентября 2019 года накопилась довольно внушительная аудиобиблиотека (более 50 записей), и слушатель теперь не только может знакомиться со свежими выпусками, но и выбирать интересующие его из коллекции уже прозвучавших.

2020 год внёс свои коррективы и в жизнь «Аудитории». Карантинные будни показали, что даже подкаст требует присутствия некоего интерактивного начала. Так, в рамках проекта появилась новая самостоятельная рубрика, получившая название «Гостиная “Аудитории”». И наряду с яркими короткими монологами на тему появились живые увлекательные беседы. Они уже не имеют временного регламента, так как здесь бывает непросто поставить точку в заранее определённый момент. Приблизительный хронометраж разговоров в «Гостиной» — 40–60 минут. Бывает чуть меньше, бывает и больше. Несмотря на такую продолжительность, «Гостиная» легко воспринимается на слух — так как именно в диалоге возникает настоящая драматургия. Почему рубрика получила название «Гостиная» догадаться несложно: в студию подкаста приходят гости, специалисты в самых разных областях, готовые побеседовать на обозначенные темы.


 


 

К сотрудничеству в качестве авторов и спикеров «Аудитория» приглашает специалистов в своей области знаний: это и учёные-книговеды, и литературные критики, писатели, журналисты, музыканты, историки, искусствоведы, и многие другие — список остаётся открытым. Все они тоже представляют аудиторию РГБМ — аудиторию, готовую делиться своими знаниями, открытиями и находками. Так, профессионалы (в том числе и специалисты, связанные с библиотечной сферой) вступают в коммуникацию с большим кругом наших читателей и, конечно, в первую очередь с молодёжью.

Онлайн-проекты в библиотеке, в частности подкасты (которые сегодня представлены уже в ряде библиотек страны), безусловно помогают стирать границы и охватывать большую аудиторию. Однако это же повлекло за собой вопрос о наличии дублирующего контента. Сложность, которая стоит перед любыми онлайн-проектами, существующими в одном популярном жанре, заключается в поиске уникальности, своей фишки, способной выделить контент, представленный в уже прижившемся формате. Эта сложность создаёт условия, полезные для любого проекта: она заставляет творчески развиваться и находить именно «своё лицо». Вот и «Аудитория», выбравшая в качестве своей установки слоган «о культуре с интересом», стремится предлагать уникальные выпуски, приглашать интересных гостей и ставить вопросы о разных предметах так, как ещё мало кто их ставил или не делал этого вовсе.

В большом числе выпусков слушатель может также узнать, к каким источникам можно обратится за дополнительной или более подробной информацией (конечно, в первую очередь это касается окололитературных выпусков). Таким образом, лекторы, принимающие участие в проекте, выполняют и навигационную роль. И не исключено, что после прослушивания «Аудитории» её аудитория не просто задастся вопросом, а что можно почитать об услышанном, но и получит конкретный ответ.

Думается, впереди у «Аудитории» много интересного, не исключено, что подкаст будет трансформироваться и дальше, ведь, как и любой живой проект, он может и должен развиваться, откликаясь на вызовы времени и потребности слушателей. Многим уже можно гордиться, а что-то, вероятно, ещё не получается. Но «Аудитории» всего годик, а между тем проект растёт и развивается на глазах. Поздравляя его с этой первой этапной датой, пожелаем ему успехов и, конечно, роста аудитории слушателей. Надеемся, что и вы станете её частью!

Выпуски подкаста можно послушать в группе РГБМ «ВКонтакте» и на онлайн-платформе Soundcloud, а также на его официальной странице: podcast.rgub.ru.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*