Джордж Баланчин, знаменитый американских хореограф (а в прошлом — Георгий Баланчивадзе) как-то сказал: если «Жизель» признана величайшей трагедией в истории балета, то «Коппелия» — величайшая из хореографических комедий. И заодно уж — последний французский романтический балет.
«Коппелия» входит в избранный круг классических элитных балетов. А балетная классика — это сочетание несложного сюжета, позволяющего балетмейстеру ставить большие па д’аксьон, хореография, о которой можно сказать коротко — «красивая», и прекрасная музыка.
Собственно, с музыки и начинается история балета «Коппелия».
Считается, что в основу либретто легла новелла Гофмана «Песочный человек».
Когда-нибудь она действительно послужит материалом для создания балета в жанре «хоррор» — так неподдельно страшен в ней адский Коппелиус. Либреттист Шарль-Луи-Этьен Нюитер и балетмейстер Артюр Сен-Леон менее всего собирались адекватно перенести на сцену эту мрачную фантазию, которая завершается безумием главного героя. Им показалось занятным изобразить увлечение человека механической красавицей — балет, в котором действуют куклы, а побеждают простые человеческие чувства, должен был прийтись по вкусу публике. Сарказм и гротеск Гофмана были безжалостно истреблены. Образы зловещего мастера оптических приборов Копполы и профессора, создающего автоматы, — Спаланцани они свели в один, так появился Коппелиус. Любимая кукла Коппелиуса, в новелле — Олимпия, получила новое имя — Коппелия. Страшноватая история с её глазами дала название сценарию.
Сценарий был профессиональный: Нюитер — известный либреттист и писатель, многолетний архивариус Гранд Опера, автор текстов многих опер и оперетт, в частности — оперетт Оффенбаха; Сен-Леон — прекрасный музыкант, в прошлом — ведущий танцовщик в труппах многих европейских городов, балетмейстер с двадцатилетним стажем. Уж что-что, а законы жанра они знали.
И вот молодой композитор Лео Делиб получает заказ на балет «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами».
К тому времени Делиб уже был хорошо известен в парижском музыкальном мире. Он пишет оперетты, одноактные комические миниатюры. Его музыка привлекает образностью, она насыщена привлекательными бытовыми мелодиями. В середине 60-х годов XIX века Делиба приглашают работать вторым хормейстером в Гранд Опера. Там он совместно с Людвигом Минкусом пишет музыку к балету «Ручей» и дивертисмент «Путь, усыпанный цветами» к балету Адольфа Адана «Корсар». Сейчас этот дивертисмент известен под названием «Оживлённый сад». Но настоящую славу принесла Делибу «Коппелия». Он начал работу над балетом в 1869 году. Премьера состоялась в Гранд-Опера» 25 мая 1870 года в присутствии Наполеона III и его супруги, императрицы Евгении. Впоследствии, чтобы не смущать публику, которая уж точно не читала Гофмана, балет назвали «Коппелия, или Девушка с голубыми глазами».
В то время в Европе мужской танец был не в чести настолько, что на премьере роль Франца исполняла мадемуазель Э. Фиокр. Естественно, танцы были поставлены с расчётом на женскую технику. Может быть, ещё и поэтому оригинальная хореография «Коппелии» не сохранилась.
«Коппелия» стала лебединой песней Сен-Леона — он умер через два месяца после премьеры. А у Делиба с «Коппелии» началась европейская популярность.
Очень бы удивился Гофман, увидев этот балет…
Действие разворачивается в небольшом городке на границе Галиции в эпоху Гофмана на рубеже XVIII—XIX веков. В музыке Делиба явственно слышны венгерские интонации. На сцене — городская площадь, декорации изображают дом Сванильды — невесты Франца, главного героя, и дом Коппелиуса. В окошке видна фигура девушки с книгой.
Юноши пытаются привлечь к себе внимание неподвижной красавицы. Ревнивая Сванильда выслеживает жениха, делающего мимические комплименты кукле. Влюблённые ссорятся.
Сванильда пытается поговорить с куклой и танцует под окном. Естественно, ничего у неё не получается. Эта вариация Сванильды — одна из любимых у молодых танцовщиц, участниц международных конкурсов. Но они подают знаки и беззвучно ссорятся с воображаемой Коппелией.
А потом при всём честном народе Сванильда разрывает помолвку с Францем.
Наступает ночь. Из своего дома выходит Коппелиус. Он запирает дверь и направляется в соседний кабачок выпить стакан доброго вина. Ватага молодёжи окружает его и просит пойти с ними. Старик вырывается и уходит, проклиная всё на свете.
Сванильда прощается с подругами. Одна из девушек замечает на земле что-то блестящее. Это ключ, который потерял Коппелиус. Девушки решают проникнуть в таинственный дом старика. Они уговаривают и Сванильду пойти с ними. Любопытство и ревность заставляют её согласиться.
Приходит Франц с лестницей-стремянкой. Его план — проникнуть через окошко в комнату Коппелии. Франц уже на лестнице, когда возвращается Коппелиус. Что это? Кто-то лезет в его дом, а запертая дверь — открыта?
В мастерской Коппелии множество автоматов: старик с длинной седой бородой, негр, маленький мавр, китаец (тут уж — простор для фантазии художника и балетмейстера). Сванильда и её подруги осторожно ходят по комнате. Они поднимают плотные занавески и замечают Коппелию, сидящую всё на том же месте с книгой в руке. Девушки раскланиваются с незнакомкой, которая остаётся неподвижной и немой. Сванильда осторожно берёт руку Коппелии и отступает назад — она прикоснулась к кукле. Девушки громко смеются. Так вот кому Франц посылал поцелуи!
Проказницы чувствуют себя свободно, им нечего бояться. Они нажимают пружины, и автоматы Коппелиуса начинают действовать. У Сванильды возникает план переодеться в платье куклы, и она прячется за занавеску.
Входит Коппелиус. Изгнав девушек, он направляется к Коппелии и тревожно рассматривает куклу. И тут в окошко влезает Франц. Попав в цепкие руки Коппелиуса, он признаётся в любви к прекрасной незнакомке. Коппелиус сменяет гнев на милость и предлагает Францу выпить вместе с ним. Франц пробует вино и замечает, что оно имеет странный вкус. Коппелиус между тем почти не пьёт. Ноги Франца подгибаются, он падает и засыпает.
Коппелиус торжествует: он сможет, наконец, исполнить то, что задумал: передать силу и жизнь Франца кукле. Он открывает магическую книгу и читает заклинания. Коппелия сходит по ступенькам пьедестала. Коппелиус вне себя от восторга.
Та, кого он принимает за свою куклу, начинает танцевать сначала медленно, потом так быстро, что Коппелиус едва может поспеть за ней. Она даже хочет выпить вина из кубка Франца. Коппелиус не знает, как успокоить расшалившуюся Коппелию. Он надевает на неё испанскую кружевную мантилью, и Коппелия танцует испанский танец. Надев шотландский шарф, она танцует жигу. В конце концов Сванильде удаётся разбудить Франца, и они убегают вместе.
Коппелиус бежит за занавеску. Его кукла раздета и валяется на полу.
В финале — общий праздник. Франц и Сванильда помирились. Франц понял свою ошибку и готов жениться. Но на праздник врывается Коппелиус. Он пришёл искать правосудия — его жилище разгромлено, его автоматы сломаны. Кто покроет убытки? Сванильда, которая только что получила приданое, предлагает его Коппелиусу. Но Бургомистр бросает Коппелиусу кошелёк с деньгами. Далее — финальный дивертисмент, балетная классика в чистом виде.
Академик Борис Асафьев, сам выдающийся балетный композитор, писал: «„Коппелия”, а через шесть лет за нею „Сильвия” решительно вывели балетную музыку на новый путь. Делиб создал совершенно изумительные по изяществу и элегантности стиля, блеску и в то же время ясности выражения балеты, в которых законченное совершенство точного и строго тематического рисунка сочетается с гибко разработанной танцевальной ритмикой и богатством выдумки в сфере инструментального колорита».
Впоследствии балетмейстеры не пожелали видеть в Коппелиусе ни мистическую фигуру, ни малость свихнувшегося на механике старикашку. Фёдор Лопухов, поставивший свою версию «Коппелии», писал: «…мы отважились перестроить сюжет и действие. Коппелиус — самый обыкновенный, весёлый и сметливый владелец странствующего балагана и театра кукол. Он не прочь выпить, подурачиться. Лучшее его творение — кукла Коппелия». А в замечательном спектакле Натальи Касаткиной и Владимира Васильева Коппелиус вообще молод, сам помогает Сванильде проучить Франца, а к кукле испытывает чувства почти романтические.
Но всё самое ценное в этом балете бережно сохраняется и передаётся от поколения к поколению.
Оставьте первый комментарий