В одной из резиденций феррарских герцогов д’Эсте летом 1573 года на крошечном островке (Rampari diBelvedere), лежащем посреди реки По, герцогу Альфонсу II и его придворным впервые была представлена пастораль Торквато Тассо «Аминта». Позднее сюжет этой пасторали становился основой нескольких балетов под названием «Сильвия».
XVI век — век расцвета Феррары, которая была тогда значительным культурным центром северной Италии. Феррарские герцоги считались покровителями искусства и науки. Они приглашали ко двору поэтов (среди них был и Тассо), художников, скульпторов, музыкантов. Силами приглашённых артистов разыгрывались спектакли, в том числе и пасторали — подражания античным диалогам «из жизни благородных пастухов».
Все помыслы действующих лиц пасторали «Аминта» устремлены к любви. О любви говорит простодушный Аминта, лукавый Тирсид, искушённая Дафна, мудрый старец Эльпино и жестокий сатир; о любви вещает хор пастухов в своих глубокомысленных сентенциях.
Пастораль Тассо начинается с того, что божок любви Амур решает поразить золотой стрелой сердца Сильвии, нимфы из свиты богини-охотницы Дианы, и пастуха Аминты. Сильвия до поры до времени отказывается от любви, лук и стрелы ей дороже. И вот Аминта уже влюблён в свою подругу детства, а Сильвия произносит монологи, защищая своё право не любить. Даже когда Аминта спасает её от сатира-насильника, её сердце не смягчается. Потом Аминте сообщают, что Сильвию во время охоты загрыз волк. Он хочет с горя покончить с собой. Это оказывается ошибкой — нимфа жива. Узнав, что Аминты, который бросился с обрыва, уже нет в живых, Сильвия смягчается. Ей жаль влюблённого, который не пожелал жить без неё, она тоже хочет умереть. Но Аминта остался жив, и оказалось, что его любовь к Сильвии стала взаимной.
Все эти ситуации — повод для долгих монологов о любви, которые поочерёдно произносят все персонажи пасторали. События разворачиваются за сценой, зрители узнают о них лишь из рассказов, но это не имеет значения – утончённой публике, собравшейся в Ферраре, интереснее поэтические речи с аллюзиями на античные образцы, чем действие как таковое.
Вот эта пастораль, интересная разве что специалисту по истории литературы, вдохновила либреттистов Ж. Барбье и Р. Рейнаха. У них был образец — балет «Сильвия», поставленный по той же пасторали во второй половине XVIII века в Фонтенбло на музыку Триаля и Бретона, главные роли в котором исполнили Мари Аллар и Жан Доберваль, выдающиеся артисты того времени.
Музыку сочинил Лео Делиб. Балетмейстером «Сильвии» стал Л. Мерант. Премьера состоялась 14 июня 1876 года в парижской Гранд Опера. Это был последний из трёх балетов, созданных Делибом.
Поскольку на сцене должны быть и события, и поводы для танцев, и характеры, от пасторали «Аминта» оставили не так уж много.
Влюблённый Аминта бродит по лесу в надежде встретить Сильвию. И вот она появляется в обществе сестёр-нимф. Но не один Аминта из чащи наблюдает за Сильвией — за ней следит Чёрный охотник Орион, гроза всего лесного населения.
Одна из нимф находит брошенные Аминтой плащ и пастушеский посох. Сильвия велит немедленно разыскать незваного гостя. Аминту приводят к Сильвии. В гневе она натягивает тетиву лука, но тут же с презрением отворачивается от пастуха и стреляет в статую Эроса. Аминта опережает стрелу, прикрывает собой статую и падает, раненный в грудь. В наказание ожившая статуя бога любви выпускает стрелу из своего лука и ранит Сильвию. Дрожащая нимфа прижимает рукой рану, но, видя приближающихся подруг, делает вид, будто ничего не случилось. Нимфы уходят, зато появляется Орион. Он решил убить своего соперника, Аминту. Но увидев пастуха распростёртым на земле, Орион радостно бросается в погоню за нимфами.
Стрела Эроса, попавшая в сердце Сильвии, вызвала в ней любовь к Аминте. Вот почему Сильвия оставила своих подруг и вернулась туда, где пастуха настигла её стрела.
Увидев неподвижно распростёртое тело юноши, нимфа склоняется к нему. В то же мгновенье Орион набрасывает на неё золотую петлю и после короткой борьбы уводит за собой. Из чащи выходит седой чародей. Аминта воскрешён, исцелён и устремляется на поиски нимфы.
Все попытки Ориона расположить к себе Сильвию наталкиваются на её безразличие. В голове Сильвии созревает план бегства. Она танцует вакхический танец. Черный охотник напивается допьяна, падает и засыпает. Тогда Сильвия бежит к выходу из пещеры. Но выход завален огромными камнями. В отчаянье нимфа взывает к Эросу, и — о чудо! — стена пещеры раздвигается, и пленница выходит на свободу.
К храму Дианы, расположенному в прибрежной роще, приближается Аминта. Ничего не зная об освобождении Сильвии, он обращается к Вакху с просьбой о помощи.
К берегу подходит пиратский корабль, на палубе которого виднеются живописные группы красавиц рабынь. Это Эрос под видом пирата ведёт корабль для того, чтобы испытать ещё раз верность Аминты Сильвии. Красавицы сходят на берег и танцуют перед смущённым юношей танец, полный огня и соблазна. Но взор Аминты неустанно следит только за одной из рабынь, лицо и фигуру которой скрывает покрывало. И только когда покрывало падает, влюблённый пастух узнает Сильвию и заключает девушку в свои объятия. Вбегает взбешённый Орион, Сильвия в ужасе скрывается в храме Дианы. Аминта бросается на Чёрного охотника, но тот, угрожая безоружному Аминте топором, заставляет его отступить.
Диана поражает Ориона смертоносной стрелой и требует от Сильвии ответа: как могло случиться, что она, забыв обет чистоты, полюбила Аминту? Сильвия рассказывает своей повелительнице, что была ранена стрелой Эроса. Диана прощает Сильвию и, окружённая нимфами, благословляет союз своей любимой нимфы и пастуха.
Это был самый обычный для того времени балетный сценарий, в котором многое притянуто за уши. Но музыка Делиба спасала его. В ней звучало искреннее чувство. Не случайно сам Чайковский был так восхищён этим произведением. Он отмечал мелодическое, ритмическое и гармоническое богатство партитуры. И подчёркивал: балет он не «видел», а именно «слышал», поскольку музыка Делиба обладает самостоятельной ценностью, а не является поводом для творчества хореографа.
В 1901 году «Сильвия» была поставлена в Мариинском театре Л. Ивановым и П. Гердтом. Балет публике полюбился и продержался на сцене несколько сезонов.
А вот дальнейшая судьба партитуры Делиба весьма любопытна.
Молодой балетмейстер Леонид Лавровский был уверен, что такая музыка достойна лучшего сценария. Идею он нашёл в романе Жорж Санд «Маленькая Фадетта».
Сюжет его таков. Юная Фадетта вместе с маленьким братом Сильвестром и бабушкой Урсулой живёт в лесу, вдали от деревни. Деревенские жители подозревают Урсулу и Фадетту в колдовстве. Однажды за них вступается сын богатого фермера Андре. Рождается взаимное чувство. Но Андре должен жениться на Мадлон — так решили их отцы. Он отказывается от брака. Обиженная Мадлон обещает рассказать всей деревне о его романе с Фадеттой. На деревенском празднике Андре вынужден сделать выбор — и он уходит вместе с Фадеттой в новую жизнь.
Сам по себе сценарий был хорош. Там было что играть и что танцевать. Лавровский поставил школьный спектакль «Фадетта», потом в 1936 году перенёс его, расширив и дополнив, на сцену Ленинградского Малого театра. Казалось бы, музыка и сценарий нашли друг друга. Но вот что писал по этому поводу Фёдор Лопухов: «Содержание его жизненно, просто, человечески правдиво и предназначено для танца. Вопрос лишь в том, можно ли было на музыку, сочинённую для определённого мифологического, пусть даже неудачно драматургически изложенного сюжета, нанизать совершенно другое содержание? <…> Сценарий Лавровского и Соловьёва не вяжется с «Сильвией». В ней всё время слышится как бы поступь полубожества, тогда как у Лавровского действуют реальные, простые люди. <…> Ну как, например, можно было ставить французский крестьянский танец (хотя его и танцуют французские охотники) на музыку танца греко-римских мимов, ничего общего с пляской крестьян не имеющего?»
«Фадетта» фактически оказалась забыта, «Сильвия» в России как-то не прижилась. Но во Франции она считается национальным достоянием и не сходит со сцены Гранд Опера. Знаменитый английский балетмейстер Фредерик Аштон в 50-е годы прошлого века поставил её для не менее знаменитой балерины Марго Фонтейн. Видимо, каждому балету требуется свой театр и свой зритель, и тут многое зависит от географии…
Оставьте первый комментарий