Это название на слуху у тех, кто читал роман Дюма «Три мушкетера» или хотя бы смотрел фильм «Д’Артаньян и три мушкетера». Если верить Дюма, этот балет исполняли придворные на балу в Парижской ратуше в 1627 году. Но романист явно не знал подлинной истории «Мерлезонского балета», иначе непременно бы её использовал.
О том, что Францией при короле Людовике XIII фактически правил кардинал Ришелье, мы знаем хотя бы из бессмертного романа. Король в нём — слабовольный меланхолик, которым кардинал вертит, как хочет. А на самом деле?
Хотя Людовика и готовили к тому, что он взойдёт на трон, ремесло короля его мало привлекало. Странным образом сын отважного бойца и мудрого политика Генриха IV и его супруги, королевы Марии Медичи, склонной к интригам итальянки, вырос одарённым… композитором, и искусство во всех его жанрах было королю ближе, чем государственные дела.
Людовик был страстным любителем музыки, одарённым музыкантом и поэтом. На лютне он играл уже в три года, затем освоил клавесин и виртуозно овладел охотничьим рожком. Кроме того, он играл на баскском барабане, скрипке и гитаре. Он пел партию первого баса в ансамблях, исполняя многоголосные куртуазные песни и псалмы.
Также он с детства начал учиться танцам и танцевал в семилетнем возрасте в придворном Балете господина де Вандома, и в 1610 году официально дебютировал в придворном Балете Дофина в замке Сен-Жермен. Ему было тогда девять лет. Он танцевал все танцы — придворные, в том числе и с кастаньетами, и деревенские свадебные.
Впоследствии Людовик исполнял в придворных балетах благородные и гротескные роли, а в 1615 году в Балете Мадам выступил в роли Солнца (много лет спустя партию Солнца в «Балете Ночи» исполнил его сын Людовик XIV, тоже большой любитель хореографии).
В XVI веке по мере развития инструментальной музыки усложнялась и техника танца. Во Франции XVII века стали появляться балеты-маскарады, а затем помпезные мелодраматические балеты на рыцарские и фантастические сюжеты, где танцевальные эпизоды перемежались с вокальными ариями и декламацией стихов — «Балет об Альцине» (1610), «Триумф Минервы» (1615), «Освобождение Ринальдо» (1617). Такие балеты состояли из разных номеров, что сегодня напоминает дивертисмент, и впоследствии станут одной из важных структурных форм будущего балета.
Порой — особенно при Людовике XIII — темы балетов могли быть весьма экстравагантными («Балет конторы знакомств», «Балет невозможностей»).
Александр Дюма не придал значения интересу короля к хореографии. Впрочем, балеты Людовика со свитой в парижской ратуше действительно имели место в истории — это были «Великий бал богатой вдовушки из Бильбао», исполненный 24 февраля 1626 года, и «Всерьез и гротескно», исполненный 16 февраля 1627 года.
«Мерлезонский балет» — это «балет об охоте на дроздов», одном из любимых развлечений придворных и самого короля (по-французски «Le ballet de la Merlaison»). Замысел был довольно прост: король едет на охоту и по дороге наблюдает танцевальные сценки, то смешные, то галантные.
«Мерлезонский балет», состоявший из 16 актов, был исполнен 15 марта 1635 года в замке Шантийи и 17 марта в аббатстве Ройомон. Это было полностью произведение короля — он придумал сюжет, сочинил музыку, нарисовал эскизы декораций и костюмов, поставил танцы и даже сам исполнил две небольшие партии — торговки приманками и крестьянина (видимо, с чувством юмора у Людовика всё было в порядке).
Ежегодно в дни карнавала Людовик XIII, как правило, выходил на балетную сцену в образах пьяниц, воров и жуликов.
Получается, что король был одним из основоположников «реалистического» балета — в противовес балету на темы греческой мифологии, с танцующими божествами. Развитие этой линии привело в конце восемнадцатого века к появлению шедевра — «балета о соломе», который дожил до наших дней и называется «Тщетная предосторожность».
А танцев было немало — плясали «фламандцы», «лотарингцы», пажи, ловчие, арбалетчики, дворяне, крестьяне, некий «Тома Мясник» — очевидно, комический персонаж. Видимо, для участия в спектакле были привлечены все молодые придворные, способные встать в третью позицию и красиво держать руки. Были там также танец «Весна» и «Большой балет», которым завершался спектакль.
«Выходы» в придворных балетах часто сопровождались стихотворными интерлюдиями. Это, видимо, была мелодекламация. Одна из таких интерлюдий сохранилась в крошечной брошюрке с программой балета и принадлежит перу короля.
Речи Весны
Я уж близко! Обещаю
Много дней прекрасных вам,
Юность миру возвращаю,
Благо суше и морям.
Я вернусь — и сладки вновь
Нежный воздух и Любовь.
Я — природы пробужденье,
Я дарю восторг святой,
Благородное стремленье
Насладиться красотой.
Я иду среди цветов.
Там, где я, царит Любовь;
Лютый холод отступает,
Красоты надменный враг,
Больше землю не терзает —
Я иду, и каждый шаг
Возвещает: трон готов
В мире, где король — Любовь.
В 2011 году французская компания «Блеск муз», которая занимается изучением и восстановлением произведений искусства эпохи барокко, осуществила реконструкцию пьесы. Хореографом стала Кристин Бейль. Энтузиасты постарались максимально точно воспроизвести аутентичную музыку и хореографию. Но, при всём количестве забавных и остроумных находок, трудно сказать, какой на самом деле была постановка короля.