Делимся первыми итогами крупного Всероссийского исследования «Молодёжный кадровый ресурс библиотек России». Есть повод для оптимизма, но есть и над чем задуматься.
«Библиотека дала мне возможность развивать себя, проявить свои творческие таланты. Я уже прошла профессиональную переподготовку, как только устроилась сюда, планирую и дальше повышать квалификации, изучать разные аспекты работы. Работа библиотекаря не простая, но очень интересная!» Это ответ одного из респондентов проводимого РГБМ Всероссийского исследования «Молодёжный кадровый ресурс библиотек России» на вопрос «Как вы оцениваете своё библиотечное будущее в перспективе ближайших 10 лет?».
Абсолютное большинство приходящих в библиотеку специалистов — люди с непрофильным образованием и/или с другим (небиблиотечным) профессиональным опытом, пришедшие работать в библиотеку «случайно».
Выпускники библиотечных вузов и колледжей по разным причинам не приходят работать в библиотеки, полученным во время обучения и практической подготовки умениям и навыкам они находят применение в других сферах. Библиотеки же как работодатели испытывают потребность в притоке молодых специалистов, которые, в свою очередь, нацелены на частую смену работы, поиск лучшего места (имеют право!) и высокую заработную плату…
На наш взгляд, одной из причин возникновения негативной возрастной кадровой ситуации в библиотеках является недостаточное внимание именно к мотивации труда молодёжи, их профессионализации, погружению в библиотечный мир. Это и стало причиной проведения Российской государственной библиотекой для молодёжи и Молодёжной секцией Российской библиотечной ассоциацией в 2023 году Всероссийского социологического исследования «Молодёжный кадровый ресурс библиотек России».
Это исследование призвано выявить основные позитивные и негативные факторы, влияющие как на привлечение молодёжи в библиотечную профессию, так и на профессиональную деятельность уже работающих молодых сотрудников российских библиотек. Об организации исследования, целях, задачах, гипотезах, методике проведения, объекте, инструментарии мы подробно рассказали на сайте «Коллеги» Всероссийского центра библиотечного кадрового потенциала РГБМ.
Обратимся к объёмно-количественным показателям проведённого исследования, охватившего практически всю страну — 86 регионов приняли участие.
Сначала нужно выяснить реальную кадровую ситуацию в библиотеках. Для этого мы обратились к руководителям библиотек/библиотечных систем с просьбой ответить на ряд вопросов о количестве работающих сотрудников в возрасте до 35 лет и их социально-демографической характеристике; динамике притока и оттока молодых специалистов за последние три года (2020—2022 гг.); существующей системе материального и морального стимулирования персонала; формах социально-экономической поддержки молодёжи в регионе; проводимых кадровых исследованиях; потребности в кадрах иной квалификации и др.
В итоге собраны социологические данные для комплексной оценки кадровой ситуации от 1 290 библиотек, представляющих практически все существующие разновидности библиотек страны. Наибольшее количество ответов получено из библиотек Нижегородской области и Красноярского края. Отрадно, что, несмотря на сложности, все новые регионы — Луганская и Донецкая Народные Республики, Херсонская и Запорожская области — приняли участие в исследовании.
Само наличие молодых библиотечных кадров мало что значит, важно понять, какой он — молодой сотрудник библиотеки (по возрасту, образованию, стажу, что является для него привлекательным в библиотечной работе, как он оценивает свои возможности и перспективы и т.д.). Руководителям библиотек в процессе ответа на анкету предлагалось заполнить таблицу распределения имеющегося числа молодых сотрудников по социально-возрастным характеристикам.
Рассматривая распределение молодых сотрудников по ранжированным возрастным категориям (18–21 год, 22–25 лет, 26–30 лет, 31–35 лет), установили, что в 49,3 % библиотек превалирует категория так называемых условно молодых сотрудников в возрасте 31–35 лет. А меньше всего самой «молодой» категории — от 18 до 21 года (6,6 %) в силу того, что это ещё студенческий возраст и период выбора профессии. Ну, и соответственно 22–25 лет — 15,8 %, а 26–30 летних — 28,3 %. И здесь, конечно, можно сделать вывод: чем старше человек становится, тем устойчивее его отношение к месту работы, реализации своих возможностей, стремление к стабильности и уверенности.
Самая многочисленная группа специалистов отечественных библиотек с высшим небиблиотечным образованием — 45 %, примыкает к ней группа специалистов со средним специальным небиблиотечным образованием — 19,5 %, т.е. 64,5 % сотрудников пришли работать в нашу отрасль из других профессиональных сфер. Это обстоятельство подтверждает результаты предыдущего исследования 2012 года (тогда был ещё более высокий процент) и характеризует существующую тенденцию в целом по отрасли.
И несмотря на то, что профильное обучение осуществляется в 57 государственных образовательных организациях среднего профессионального образования и в 48 организациях по образовательным программам высшего образования, всего 27,3 % сотрудников библиотек страны имеют высшее или среднее специальное библиотечное образование (по результатам исследования 2009–2011 гг. таковых было 34,7 %).
Казалось бы, наличие отраслевого вуза оказывает прямое влияние на образовательный ценз кадров библиотек. Однако, учитывая многофункциональную деятельность современной библиотеки, некоторые «небиблиотечные» специальности становятся профильными для библиотечного учреждения (например, психолог, социолог, PR-специалист, педагог, филолог, историк, лингвист и т.д.).
По гендерному признаку, как и следовало ожидать, женщины составляют 87,4 %, мужчины — 12,6 %. Однако ситуация несколько изменилась в позитивном русле: 12 лет назад было 91,8 % и 8,2 % соответственно.
Анализ позиции «Распределение числа сотрудников по стажу» выявил «пёструю» картину. В анкете предлагалось отразить количество молодых сотрудников по следующей схеме: стаж до года, 1–3 года, 4–10 лет и 10–15 лет.
В целом преобладает количество сотрудников со стажем 4–10 лет, таковых 35,1 % и 1–3 года — 31,8 %, что позитивно. Скорее всего, это специалисты в возрасте 25–30 лет, в этот период молодой сотрудник начинает анализировать личностные способности и возможности, проявляет профессиональные амбиции, ибо он уже получил опыт трудовой деятельности в библиотеке, понял её специфику, «закрепился» здесь и способен осознанно планировать перспективы профессионального развития.
Вместе с тем несколько удручает достаточно низкий процент сотрудников со стажем 10–15 лет — всего 15,6 % (самый низкий процент, кстати). А ведь это категория специалистов с наиболее эффективным собственным вкладом в достижения библиотеки: в большинстве своём это уже состоявшиеся профессионалы, в базе которых – и определённые карьерные успехи, и видимые трудовые результаты.
Столь же низкий процент сотрудников со стажем до года — 17,5 %, то есть наблюдаем низкий процент притока молодёжи в библиотеки (об этом расскажем чуть дальше). И что интересно, эти данные не изменились во времени…
Результаты исследования позволяют проследить средний процент молодых сотрудников библиотек от общего количества основного персонала в динамике за 3 года (2020–2022 гг.).
В целом по всем исследуемым библиотекам ситуация такова: 2020 г. — 11 %, 2021 г. — 12 %, 2022 г. — 13 %. То есть — хоть и незначительный, но прирост!
Разумеется, в каждом регионе с библиотечными кадрами собственная ситуация, на которую влияют многие факторы: географическое расположение библиотеки (в большом или малом городе, районном центре или селе); экономический профиль и социальная инфраструктура территории; состояние региональной сферы культуры и рынка труда; есть ли профильное учебное заведение; приоритеты местной молодёжи и наличие возможностей для самореализации (потенциального кадрового состава библиотеки) и т.д.
В крупных городах, где рынок вакансий более разнообразный, библиотекам приходится конкурировать на рынке труда. И понятно, что иная картина будет в небольших городах и поселениях.
Напомним, что в Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 13 марта 2021 г. № 608-р) в числе прогнозных индикаторов — достижение к этому периоду доли сотрудников в возрасте до 30 лет в общей численности основного персонала библиотеки — не менее 18 %.
Именно поэтому триггером в процентной выборке молодых сотрудников из основного персонала библиотек послужила планка в 18 %. Так вот, 18 и более процентов молодых сотрудников по итогам 2022 года имеется в 27 % библиотек-респондентов. Вместе с тем наблюдается небольшой рост: в 2020 году таковых библиотек было 23 %, а в 2021 году — 25 %. Есть шанс достичь показателя доли сотрудников не менее 18 % в кадровой структуре отрасли к 2030 году? Полагаю, что да.
И всё же в 46 % библиотек молодёжи менее 10 %. Хотя и здесь мы можем всё-таки говорить о положительной динамике, ведь, например, в 2020 году такое положение наблюдалось в 55 % библиотек, а в 2021-м — уже в 50 %. То есть «негативный процент» заметно снижается.
Базовая гипотеза в программе исследования звучит так: «На кадровую ситуацию с молодыми специалистами в библиотечной отрасли влияют позитивные процессы, происходящие в последние годы в библиотечной отрасли и молодёжной политике страны в целом».
Ключевое влияние здесь, конечно же, имеет реализация Национального проекта «Культура» в части модернизации муниципальных библиотек, а на сегодняшний день это 1 080 библиотек нового поколения, в которые с большим удовольствием приходит работать молодёжь. Подтверждением тому служат результаты исследования в части анализа притока и оттока молодых специалистов.
А выглядит это следующим образом. Средний процент притока молодых специалистов в библиотеку (ЦБС) в 2022 году составил 19,5 %, в то время как в 2020 году было всего лишь 16,4 %. Конечно, рост оттока работающей молодёжи тоже наблюдается (в 2020 году — 6,3 %, а в 2022 году уже 9,6 %), но он всё ещё существенно ниже притока.
Молодёжь всё-таки сегодня более позитивно рассматривает библиотеку как потенциальное место работы. А то, что часть молодых сотрудников покидают библиотеку, не должно нас настораживать и расстраивать. Это естественный процесс трудовой мобильности современной молодёжи, ищущей и пробующей многое в начале своей профессиональной траектории жизни.
И на этом фоне некоторое недоумение вызывает тот факт, что на вопрос «Есть ли в вашей библиотеке потребность в привлечении молодых кадров?» 5,1 % руководителей библиотек ответили отрицательно.
В качестве бонуса к цифрам отмечу некоторые свои частные наблюдения: несмотря на то, что стереотипное восприятие библиотеки как «скучного места с пыльными стеллажами» никуда не ушло, от молодых людей (читателей, студентов, волонтёров) всё чаще поступает запрос на работу в библиотеке, они хотят быть причастными к тому, что делает библиотека. И это вдохновляет!
Завершая краткий обзор результатов опроса руководителей библиотек, отметим, что лишь в 185 библиотеках, а это чуть больше 14 %, проводились кадровые исследования в последние 3–5 лет. А ведь осознание необходимости изучения состава и структуры кадров библиотеки даёт возможность в полной мере использовать имеющийся потенциал, что в свою очередь сказывается на эффективности работы библиотеки в целом.
Анализ полученных результатов, корреляция ответов по разным пересечениям продолжается. Обязательно найдутся дополнительные интересные закономерности и объяснения частных фактов.
Отдельный опросный лист был разработан непосредственно для тех самых молодых сотрудников библиотек России с целью комплексной оценки их профессиональной мотивации. Анкета анонимная и это ключевой фактор, обеспечивающий качество и достоверность полученных данных.
Оставьте первый комментарий