Франция, Париж, 20-е годы девятнадцатого века. Зарождение нового литературного течения, которое немногим позднее получило название «романтизм». Романтики, поэты и писатели, собираются вместе, и среди них выделяется совсем молодой, но уже готовый писать огромные исторические романы Виктор Гюго. Он стал признанным вождём романтиков и главным теоретиком романтизма.
После бурной эпохи наполеоновских войн в обществе проснулся огромный интерес к французской истории. Но одно дело — литература, другое — градостроительство. Огромный мрачный собор на острове Сите, посреди Парижа, казался ненужным и зря занимающим место. Городские власти решали — снести его или всё-таки перестроить? А было собору около пяти сотен лет.
Виктор Гюго решил спасти старинное здание. А как? Ему в голову пришла неожиданная мысль: нужно не просто написать исторический роман, где события развиваются на фоне этого здания, а сделать главным героем сам собор Парижской Богоматери. Отважному романтику было тогда двадцать с небольшим.
Роман вышел в марте 1831 года. Собор был спасён. А приятельница Гюго, Луиза Бертен, поэтесса и композитор, попросила его написать сценарий оперы по роману. Гюго не отказал — интерес к опере в Париже всегда был огромен, ещё немного славы романтику не помешает. Премьера состоялась в 1836 году и… парижане это произведение не приняли.
Но сценарием заинтересовался балетмейстер Жюль Перро. Естественно, его увлёк сам сюжет и кипение страстей.
Много лет спустя знаток балета Иван Иванович Соллертинский писал: «Отличие “Эсмеральды” от остальных балетов заключено в самой композиции спектакля. В большинстве классических балетов собственно сценичное действие ничтожно; это — сказка, которая служит лишь предлогом для танцев. Наоборот, “Эсмеральда” целиком построена на сильном мелодраматическом действии, полном ярких массовых сцен; вместо безличных фантастических персонажей — живые лица; действие перенесено в обстановку кипучих самодеятельных празднеств средневекового Парижа».
В итоге из сюжета было выброшено всё, что утяжеляло его. Остались только Эсмеральда и влюбленные в неё мужчины.
Действие начинается с того, что поэт Гренгуар случайно забрёл на Двор чудес — в царство парижских бродяг, цыган и нищих. Его ловят и приговаривают к смерти. Но по воровским законам жертве сохранят жизнь, если какая-нибудь из женщин выберет его себе в мужья. Плясунья Эсмеральда в последнюю минуту спасает несчастного, и их «венчают» на четыре года.
В это время коварный архидьякон Клод Фролло, пылающий страстью к Эсмеральде, подговаривает горбуна Квазимодо похитить девушку. Но появившийся патруль спасает её. Капитан Феб велит арестовать Квазимодо и оказать помощь прелестной цыганке. Очарованная благородным красавцем Фебом и глубоко благодарная ему Эсмеральда получает от него шарф на память.
Вернувшись в свою каморку, Эсмеральда вынуждена объяснять влюбленному Гренгуару, что их брак — фиктивный, что она всего лишь хотела спасти его от смерти. Смирившись, «супруг» соглашается быть её партнером в танцах, которым она его учит.
Эсмеральда остаётся одна. Она мечтает о Фебе. В глубине медленно отворяется дверь — и в комнате возникает мрачная фигура Клода Фролло. Поражённая его появлением Эсмеральда приказывает Фролло удалиться, но он бросается перед ней на колени, моля ответить на его страстную любовь. Эсмеральда с презрением отвергает его предложение, но Фролло продолжает настойчиво добиваться цыганки — и она выхватывает кинжал. Квазимодо останавливает руку Эсмеральды, но, вспомнив о проявленной к нему доброте, помогает девушке скрыться. «Горе тебе и проклятие ему!» — и с этой угрозой Фролло подбирает кинжал, оброненный Эсмеральдой.
Действие второе. Во дворце празднуют помолвку Флер-де-Лис с Фебом. Приглашены, чтобы развлечь гостей, цыганки-плясуньи. Эсмеральда понимает, что Феб женится на другой, в горе она решает покинуть праздник и надевает шарф. Увидав свой подарок на цыганке, Флер-де-Лис не может сдержать слёз и бросает кольцо Феба. Общее смятение. Эсмеральда уходит. Феб устремляется за нею.
Они оказываются в гостинице. Их любовное свидание видит Клод Фролло. Он бросается на соперника с кинжалом и тяжело ранит его. Потом он доносит судьям, что кинжал принадлежит Эсмеральде, и суд обвиняет её в преступлении. Фролло может её спасти, если она согласится ответить на его любовь. Но Эсмеральда отталкивает Фролло. И её приговаривают к смерти.
Но, когда девушку ведут на казнь, Фролло опять предлагает ей спасение — и опять слышит отказ. В последнюю минуту появляется Феб и открывает всем правду: его хотел убить Клод Фролло, осужденная Эсмеральда невинна! Она бросается в объятия возлюбленного. Взбешённый архидьякон хватается за кинжал, но Квазимодо вырывает у злодея клинок и расправляется с ним, сбрасывая с моста. Эсмеральда отдаёт Фебу руку и сердце.
Почему Перро заинтересовался этой историей? Сюжет сценария совпал с его душевной драмой. Он любил танцовщицу Карлотту Гризи, а она, несколько лет бывши его подругой, всё же ушла. Перро же продолжал любить женщину, которая благодаря ему стала в балете той эпохи одной из звёзд первой величины. Эта любовь и диктовала выбор сценариев для балетов.
Он со всех сторон обыгрывал эпизоды своего неудавшегося брака. Автобиографичность его балетов была столь явной, что Перро и не скрывал этого. Ему хотелось поделиться сокровенными мыслями и чувствами посредством балета. В «Эолине» ревнивый демон старался силой собственной воли подчинить себе девушку-оборотня, влюбленную в графа Эдгара. В «Эсмеральде» великодушный урод Квазимодо и скромный поэт Гренгуар всячески стремились уберечь от бед беспечную цыганку, влюблённую в красавца офицера.
Но не всё было потеряно! С 1842 года Карлотта Гризи во время своих отпусков в парижской Опере постоянно и успешно гастролировала в Лондоне вместе с Перро. Естественно, она и танцевала партию Эсмеральды на премьере 9 марта 1844 года, в лондонском Театре Её Величества. А сам Жюль Перро танцевал партию Гренгуара. Автором музыки стал итальянский композитор Цезарь Пуни (Чезаре, но в России его привыкли звать Цезарем).
Карлотта была идеальной Эсмеральдой — мягкость и изящество французской школы танца соединились у неё с виртуозным блеском и техникой итальянцев. Танцы Карлотты, поставленные Перро, отличались парящими прыжками, сильными и лёгкими полётами. Она и актёрский талант имела — парижане были в восторге от сцены безумия Жизели в её исполнении.
Перро на протяжении всего спектакля держал зал в напряжении. Он сумел передать замысел Гюго, писавшего своих персонажей яркими красками без лишнего психологизма, зато наделившего каждого из них пылкой страстью.
«В “Эсмеральде” действие построено на принципе контрастов — основной романтической формуле. Блестящему дворянину Фебу де Шатопер, обладателю сверкающих лат и поверхностной души, противопоставлен уродливый горбун — звонарь Квазимодо, в забитой душе которого теплится любовь к спасшей его от побоев цыганке Эсмеральде. Ей, нищей танцовщице, в свою очередь противопоставлен хитрый, надменный синдик Клод Фролло — зловещая фигура в черной сутане — ради удовлетворения похоти идущий на отвратительное преступление» (И.И. Соллертинский)
Через четыре года «Эсмеральда» появилась и в России.
Жюль Перро перенёс этот балет в Петербург в 1848 году. Главную партию в этот раз танцевала легендарная балерина Фанни Эльслер. Перро фактически заново поставил для неё «Эсмеральду». Эльслер покорила русскую публику. Она приехала в Россию, когда уже близился час её прощания со сценой (Эльслер было уже около 40 лет), и всё-таки русская публика и критика в 1850-е годы всей душой восторгались именно Эльслер.
«Эсмеральда» вновь заявила о себе в 1886 г. в Петербурге — на сей раз балет возобновил и «отредактировал» первый петербургский Феб, ставший к тому времени и главным хореографом, — Мариус Петипа. Заглавную партию танцевала итальянка Вирджиния Цукки. Но эта редакция оказалась не слишком удачной.
Петипа не принял трактовки Гюго и Перро, которые наделили парижскую толпу не только отрицательными качествами. Показывать буйную, карнавальную толпу, исступленно пляшущую на улицах, он не пожелал. Поэтому не получился контраст роковых судеб героев и праздничного фона массовой оргии, что было бы вполне в духе романтической антитезы Гюго. Поэтому «Эсмеральда» в новой редакции превратилась чуть ли не в камерно-лирический балет.
По словам Соллертинского, «Получилась хореографическая мелодрама, где из пяти главных ролей по меньшей мере три исключительно пантомимного характера — архидиакон Клод, феодальный офицер Феб де Шатопер и глухой уродец — звонарь Квазимодо. Из остальных играет и танцует уличная плясунья Эсмеральда и подтанцовывает поэтический чудак Гренгуар». Но зато было прекрасное па-де-сиз на балу у Флер-де-Лис: Эсмеральда, Гренгуар и четыре цыганки. Была вариация страдающей Эсмеральды, ставшая балетной классикой.
И был ещё один шедевр Петипа, к сожалению, утраченный. Это — па-де-труа Дианы, Эндимиона и сатира. Когда в 1935 году Агриппина Ваганова ставила «Эсмеральду» в Кировском (ныне Мариинском) театре, она превратила этот вставной номер в па-де-де, назвав его «Диана и Актеон», хотя он не имеет ни малейшего отношения к мифу об Актеоне. Теперь это па-де-де (у него есть ещё одно название — «па-де-Диан») используется в балетных конкурсах для демонстрации техники молодых исполнителей.
Ваганова усилила отрицательную сторону образов Двора чудес, забыв, что в отверженных Гюго показывает чистоту и человечность. Она сконцентрировала внимание на пьяных, больных, проститутках, фигуры которых были подсказаны рисунками Иеронима Босха. Оказалось, что такой реализм «Эсмеральде» противопоказан. Спектакль не удался.
Было время, когда «Эсмеральду» Перро и Петипа с её несложной танцевальной музыкой и счастливым финалом сочли устаревшей. В 1902 году балетмейстер А.А. Горский поставил в московском Большом театре балет «Дочь Гудулы» на музыку А.Ю. Симона, максимально, насколько это было возможно, использовав роман Гюго. Он назвал свой спектакль «мимодрамой с танцами». Финал, разумеется, был трагический. Публика понимала, что так хотел сам великий Гюго, но… но и этот спектакль в репертуаре не удержался.
Наконец балетмейстеры-постановщики поняли, что не надо ничего слишком менять в «Эсмеральде». И такая, какой её задумал Перро, она прекрасно находит своих зрителей и поклонников.