Дева Дуная

Далия Трускиновская

Предлагаем вашему вниманию очередную увлекательную «балетную историю» от писательницы Далии Трускиновской.

Образованный русский читатель знает об этом балете исключительно из длинного, почти бесконечного стихотворения Некрасова. Написано оно от лица зрителя-критика, впервые опубликовано в 1866 году, а в перекрестье прицела попала замечательная танцовщица Мария Суровщикова-Петипа, жена знаменитого балетмейстера Мариуса Петипа.


Неужели молчать славянину,
Неужели жалеть кулака,
Как Бернарди затянет «Лучину»,
Как пойдет Петипа трепака?..
(…)
Все
 — до ластовиц белых в рубахе —
Было верно: на шляпе цветы,
Удаль русская в каждом размахе…
Не артистка
 — волшебница ты!
(…)


И ты думаешь: «Гурия рая!
Ты мила, ты воздушно легка,
Так танцуй же ты “Деву Дуная”,
Но в покое оставь мужика!»
В мерзлых лапотках, в шубе нагольной,
Весь заиндевев, сам за себя
В эту пору он пляшет довольно,
Зиму дома сидеть не любя.

 

Танец мужиков, которым Некрасов остался бы доволен, поставил почти сто лет спустя, в 1963 году, балетмейстер Фёдор Лопухов. Точнее, он поставил «Картинки с выставки» Мусоргского, а среди «картинок» была одна под названием «Быдло». Начинается она с того, что четыре мужика в драных рубахах, портах и лаптях ползают на коленях зигзагами по сцене; так виделось Лопухову закабалённое крестьянство.

Что касается Марии Суровщиковой-Петипа, она танцевала во многих балетах своего мужа, но, как на грех, в «Деве Дуная» — ни разу.

Почему же поэт Некрасов именно этот балет противопоставил горькому реализму подлинной крестьянской жизни?

Потому что это был образцовый, можно сказать, эталонный романтический балет.

Поставил его Филиппо Тальони для своей дочери — Марии Тальони. Хотя её ослепительный успех в «Сильфиде» (об этом балете мы писали в одном из выпусков газеты) стал событием европейского масштаба, но артистке требовался новый репертуар. И желательно — балет с более весёлым финалом.

Сценарий Тальони написал сам, в композиторы пригласил Адольфа Адана. Никаких избыточных сложностей в «Деве Дуная» не было.

Сюжет был несложен и предоставлял простор для балетмейстера. Героиню назвали Флёр де Шан (в переводе с французского — Полевой цветок; её ещё младенцем нашли в поле среди цветов). Эта роль предназначалась Марии Тальони. Покровительницей подкидыша была то ли нимфа, то ли фея — Дева Дуная. Флёр де Шан и Рудольф, молодой оруженосец знатного и зловредного барона Виллибальда, — чета влюблённых. Этот барон долго сбирался жениться, но всё медлил — пока не встретил Флер де Шан. Влюблённые в отчаянии, барон готовится к свадьбе, и тогда красавица, чтобы не стать женой нелюбимого, бросается в Дунай. Рудольф, утратив рассудок, вскоре бросается следом. На дне Дуная влюбленные встречаются. Подводные волшебные силы, видя их взаимную любовь, возвращают их на сушу, в мир живых людей. Как к этому отнёсся старый барон — либретто умалчивает.

Премьера «Девы Дуная» состоялась в Парижской опере 21 сентября 1836 года. Публика прекрасно приняла балет — мало того, что Мария Тальони блистала пуантовой техникой, так она ещё справилась с актёрски выигрышным эпизодом — когда старалась показаться неловкой и неуклюжей перед бароном Виллибальдом.

В Санкт-Петербурге внимательно читали парижскую прессу. Вскоре в Россию были приглашены отец и дочь Тальони. Филиппо Тальони поставил «Деву Дуная» на сцене Большого Каменного театра. Премьера состоялась 20 декабря 1837 года. Естественно, в главной партии блистала Мария Тальони. Через год эту постановку перенесли в Москву.

Почему же балет «Дева Дуная» пользовался таким огромным успехом уже после того, как Тальони уехали из России? Почему он стал символом целого направления в хореографии? Скорее всего, потому, что это был очень красивый балет. Филиппо Тальони был не гениальным, как его современник Жюль Перро, а просто хорошим хореографом, но он знал, что хочет видеть публика на балетной сцене. Красивые герои, красивые чувства, красивые танцы, в меру — драматизма, прекрасный дивертисмент и радостный апофеоз.

Впоследствии «Дева Дуная» сыграла совершенно неожиданную роль в истории русского балета. В конце 70-х годов XIX века директором императорских театров был барон Кистер, вошедший в историю исключительно своей экономией. Он экономил решительно на всём, норовил использовать старые костюмы и старые декорации, и однажды ему это вышло боком.

Вот как вспоминает о крахе бароновой карьеры Мариус Петипа.

«На одном из балетных представлений в театре присутствовал император Александр II; во время антракта, сидя в своей аванложе за чаем, он вспомнил в разговоре, что ещё мальчиком видел прелестный балет — “Дева Дуная” с участием знаменитой Тальони. Г-н директор, находившийся в соседней ложе с императорской и слышавший этот разговор, тут же поспешил на сцену и, позвав меня, пересказал слова его величества.
— Я хочу сделать государю приятный сюрприз и поставить “Деву Дуная”.
— Превосходная мысль, ваше превосходительство.
— Знаете вы этот балет, г-н Петипа?
— Видеть не видел, ваше превосходительство, но много о нём слышал.
— Так я попрошу вас завтра же с утра быть у меня в конторе, мы всё это обсудим.
Назавтра прихожу к директору и рассказываю, как я представляю себе эту постановку.
— Я полагаю, ваше превосходительство, что понадобятся новые костюмы и новые декорации.
— Нет, — отвечает он мне, обойдёмся без них; надо подновить и освежить старые.
— Помилуйте, ваше превосходительство, в юном возрасте его величеству всё казалось прекрасным, теперь дело другое, нужно поставить этот балет со всей роскошью, чтобы он произвёл на него впечатление.— Нет, — повторяет директор, — нужно быть экономным.
— Смотрите, ваше превосходительство, как бы государь не прогневался.
— Прошу вас, г-н Петипа, завтра же прислать мне список декораций и указать всё, что потребуется для этого балета.
Во время первого представления “Девы Дуная” его величество в антракте явился на сцену, и я имел честь выслушать от него следующее: “Г-н Петипа, танцы вы поставили прелестно, но, право же, ни в одном, самом захолустном театре не увидишь таких ужасных декораций и костюмов”. Я молча поклонился, и государь вернулся в свою ложу.
Вскоре после этого г-н барон Кистер был уволен, а на его место назначен г-н Всеволожский, остававшийся на этом посту в течение восемнадцати лет».

Ивану Александровичу Всеволожскому пришлось немало потрудиться, чтобы всё привести в надлежащим вид и порядок, соответствующий исключительному положению императорских театров. Это был образованный, талантливый и знающий толк в искусстве человек. Именно он вместе с Мариусом Петипа создал сценарий балета «Спящая красавица», именно он заказал Чайковскому музыку для этого балета и для «Щелкунчика». При нём в санкт-петербургском Эрмитажном театре были поставлены балеты Глазунова «Испытание Дамиса» и «Времена года». И это ещё не всё. Всеволожский, одарённый и эрудированный художник, создал эскизы костюмов к 25 балетным спектаклям, в том числе к «Спящей красавице», «Щелкунчику» и «Раймонде».

Так что маленький скандал с «Девой Дуная» в итоге способствовал новой славе русского балета.