Предлагаем вашему вниманию очередную увлекательную «балетную историю» от писательницы Далии Трускиновской.
Образованный русский читатель знает об этом балете исключительно из длинного, почти бесконечного стихотворения Некрасова. Написано оно от лица зрителя-критика, впервые опубликовано в 1866 году, а в перекрестье прицела попала замечательная танцовщица Мария Суровщикова-Петипа, жена знаменитого балетмейстера Мариуса Петипа.
Неужели молчать славянину,
Неужели жалеть кулака,
Как Бернарди затянет «Лучину»,
Как пойдет Петипа трепака?..
(…)
Все — до ластовиц белых в рубахе —
Было верно: на шляпе цветы,
Удаль русская в каждом размахе…
Не артистка — волшебница ты!
(…)
И ты думаешь: «Гурия рая!
Ты мила, ты воздушно легка,
Так танцуй же ты “Деву Дуная”,
Но в покое оставь мужика!»
В мерзлых лапотках, в шубе нагольной,
Весь заиндевев, сам за себя
В эту пору он пляшет довольно,
Зиму дома сидеть не любя.
Танец мужиков, которым Некрасов остался бы доволен, поставил почти сто лет спустя, в 1963 году, балетмейстер Фёдор Лопухов. Точнее, он поставил «Картинки с выставки» Мусоргского, а среди «картинок» была одна под названием «Быдло». Начинается она с того, что четыре мужика в драных рубахах, портах и лаптях ползают на коленях зигзагами по сцене; так виделось Лопухову закабалённое крестьянство.
Что касается Марии Суровщиковой-Петипа, она танцевала во многих балетах своего мужа, но, как на грех, в «Деве Дуная» — ни разу.
Почему же поэт Некрасов именно этот балет противопоставил горькому реализму подлинной крестьянской жизни?
Потому что это был образцовый, можно сказать, эталонный романтический балет.
Поставил его Филиппо Тальони для своей дочери — Марии Тальони. Хотя её ослепительный успех в «Сильфиде» (об этом балете мы писали в одном из выпусков газеты) стал событием европейского масштаба, но артистке требовался новый репертуар. И желательно — балет с более весёлым финалом.
Сценарий Тальони написал сам, в композиторы пригласил Адольфа Адана. Никаких избыточных сложностей в «Деве Дуная» не было.
Сюжет был несложен и предоставлял простор для балетмейстера. Героиню назвали Флёр де Шан (в переводе с французского — Полевой цветок; её ещё младенцем нашли в поле среди цветов). Эта роль предназначалась Марии Тальони. Покровительницей подкидыша была то ли нимфа, то ли фея — Дева Дуная. Флёр де Шан и Рудольф, молодой оруженосец знатного и зловредного барона Виллибальда, — чета влюблённых. Этот барон долго сбирался жениться, но всё медлил — пока не встретил Флер де Шан. Влюблённые в отчаянии, барон готовится к свадьбе, и тогда красавица, чтобы не стать женой нелюбимого, бросается в Дунай. Рудольф, утратив рассудок, вскоре бросается следом. На дне Дуная влюбленные встречаются. Подводные волшебные силы, видя их взаимную любовь, возвращают их на сушу, в мир живых людей. Как к этому отнёсся старый барон — либретто умалчивает.
Премьера «Девы Дуная» состоялась в Парижской опере 21 сентября 1836 года. Публика прекрасно приняла балет — мало того, что Мария Тальони блистала пуантовой техникой, так она ещё справилась с актёрски выигрышным эпизодом — когда старалась показаться неловкой и неуклюжей перед бароном Виллибальдом.
В Санкт-Петербурге внимательно читали парижскую прессу. Вскоре в Россию были приглашены отец и дочь Тальони. Филиппо Тальони поставил «Деву Дуная» на сцене Большого Каменного театра. Премьера состоялась 20 декабря 1837 года. Естественно, в главной партии блистала Мария Тальони. Через год эту постановку перенесли в Москву.
Почему же балет «Дева Дуная» пользовался таким огромным успехом уже после того, как Тальони уехали из России? Почему он стал символом целого направления в хореографии? Скорее всего, потому, что это был очень красивый балет. Филиппо Тальони был не гениальным, как его современник Жюль Перро, а просто хорошим хореографом, но он знал, что хочет видеть публика на балетной сцене. Красивые герои, красивые чувства, красивые танцы, в меру — драматизма, прекрасный дивертисмент и радостный апофеоз.
Впоследствии «Дева Дуная» сыграла совершенно неожиданную роль в истории русского балета. В конце 70-х годов XIX века директором императорских театров был барон Кистер, вошедший в историю исключительно своей экономией. Он экономил решительно на всём, норовил использовать старые костюмы и старые декорации, и однажды ему это вышло боком.
Вот как вспоминает о крахе бароновой карьеры Мариус Петипа.
«На одном из балетных представлений в театре присутствовал император Александр II; во время антракта, сидя в своей аванложе за чаем, он вспомнил в разговоре, что ещё мальчиком видел прелестный балет — “Дева Дуная” с участием знаменитой Тальони. Г-н директор, находившийся в соседней ложе с императорской и слышавший этот разговор, тут же поспешил на сцену и, позвав меня, пересказал слова его величества.
— Я хочу сделать государю приятный сюрприз и поставить “Деву Дуная”.
— Превосходная мысль, ваше превосходительство.
— Знаете вы этот балет, г-н Петипа?
— Видеть не видел, ваше превосходительство, но много о нём слышал.
— Так я попрошу вас завтра же с утра быть у меня в конторе, мы всё это обсудим.
Назавтра прихожу к директору и рассказываю, как я представляю себе эту постановку.
— Я полагаю, ваше превосходительство, что понадобятся новые костюмы и новые декорации.
— Нет, — отвечает он мне, обойдёмся без них; надо подновить и освежить старые.
— Помилуйте, ваше превосходительство, в юном возрасте его величеству всё казалось прекрасным, теперь дело другое, нужно поставить этот балет со всей роскошью, чтобы он произвёл на него впечатление.— Нет, — повторяет директор, — нужно быть экономным.
— Смотрите, ваше превосходительство, как бы государь не прогневался.
— Прошу вас, г-н Петипа, завтра же прислать мне список декораций и указать всё, что потребуется для этого балета.
Во время первого представления “Девы Дуная” его величество в антракте явился на сцену, и я имел честь выслушать от него следующее: “Г-н Петипа, танцы вы поставили прелестно, но, право же, ни в одном, самом захолустном театре не увидишь таких ужасных декораций и костюмов”. Я молча поклонился, и государь вернулся в свою ложу.
Вскоре после этого г-н барон Кистер был уволен, а на его место назначен г-н Всеволожский, остававшийся на этом посту в течение восемнадцати лет».
Ивану Александровичу Всеволожскому пришлось немало потрудиться, чтобы всё привести в надлежащим вид и порядок, соответствующий исключительному положению императорских театров. Это был образованный, талантливый и знающий толк в искусстве человек. Именно он вместе с Мариусом Петипа создал сценарий балета «Спящая красавица», именно он заказал Чайковскому музыку для этого балета и для «Щелкунчика». При нём в санкт-петербургском Эрмитажном театре были поставлены балеты Глазунова «Испытание Дамиса» и «Времена года». И это ещё не всё. Всеволожский, одарённый и эрудированный художник, создал эскизы костюмов к 25 балетным спектаклям, в том числе к «Спящей красавице», «Щелкунчику» и «Раймонде».
Так что маленький скандал с «Девой Дуная» в итоге способствовал новой славе русского балета.