О востребованности литературы по психологии

Маргарита Самохина


В одном из предыдущих выпусков газеты сообщалось, что за 2021-й и первую половину 2022 года посетители РГБМ получили на абонементе около 77 тысяч печатных изданий, примерно половину из которых составляет художественная литература. Другую половину, соответственно, даёт нон-фикшн. И из этой группы изданий около 8 тысяч — литература психологической тематики. Это больше 20% всего запрошенного нон-фикшна и, очевидно, самая большая из его тематических частей.

 

На учебные и справочные издания приходится 15% выдач психологической литературы, на научные — около 7%. Основную же часть — более 77% — составляют научно-популярные книги. Вероятно, молодые люди могут использовать какие-то из них в учебном процессе, однако в основном это свободное чтение.

Три самых популярных автора — Эрих Фромм (107 выдач), Эрик Берн (100 выдач) и Джен Синсеро (94 выдачи).

Более половины выдач Фромма даёт книга «Искусство любить. Исследование природы любви», которая является мировым бестселлером уже более семи десятилетий. Немногим менее держится в списке мировых бестселлеров книга Берна «Игры, в которые играют люди»; именно она в течение полутора лет была на абонементе РГБМ самой выдаваемой книгой по психологии.

В отличие от Фрома и Берна, Джен Синсеро — не психолог и вообще не учёный. Её называют самым востребованным автором мотивационных бестселлеров и «тренером по успеху». Российские издатели книг Синсеро действовали достаточно креативно — один и тот же текст выпускался под разными заглавиями, да и сами заглавия были переведены весьма лихо. В частности, сугубо русское выражение «Ни Сы» представлено (без особой маскировки) в качестве перевода китайской мудрости «будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперёд».

Обращение молодых людей к психологической литературе связано с поисками ответов на следующие вопросы:как «наладить жизнь», как противостоять кризисам, преодолевать препятствия и тревоги, приобрести или развить качества и навыки, позволяющие достичь успеха в карьере, бизнесе, личных отношениях, как стать лидером или, по крайней мере, не остаться одиноким. Так происходит во всём мире, и не случайно рейтинг возглавляют мировые бестселлеры. Авторы книг, издающихся огромными тиражами, дают ответы в чём-то схожие, а в чём-то различные и даже противоположные. В списке авторов, популярных у посетителей абонемента РГБМ, Синсеро соседствует с Марком Мэнсоном, утверждающим, что постоянное стремление к позитиву бессмысленно, что именно трудности придают жизни смысл, что надо спокойно принять и свои недостатки, и несовершенство мира. Индийский проповедник Ошо говорит, что настоящая свобода, дающая просветление и бессмертие, предполагает отсутствие привязанностей к миру. Андрей Курпатов тоже призывает «жить осмысленно», но у него это означает не отказ от мира, а наоборот, использование всех своих возможностей для достижения успеха; его слоган — «у нас всё хорошо, а дальше будет ещё лучше». Михаил Лабковский жёстко формулирует: чтобы не быть невротиком и радоваться жизни, надо делать только то, что хочется, принять себя, перестать зависеть от чужих мнений. Дейл Карнеги (его книги в топе уже почти столетие) рассматривает правила эффективного общения, позволяющие обрести уверенность, стать успешным и влиятельным, избежать конфликтов.

Популярностью пользуются книги, предлагающие «психологический ключ» к проблемам экономики, бизнеса, управленческой деятельности, финансового успеха. Яркий пример — «Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности» Стивена Кови, которого называют «тренером по лидерству». Саморазвитие, подчёркивает автор, идёт исключительно «изнутри наружу», а его путь — от зависимости через независимость к взаимозависимости.

Другой пример популярной книги по бизнес-психологии — «Богатый папа, бедный папа» американского предпринимателя Роберта Кийосаки. Рассуждая о важности финансовой грамотности и о бизнес-мышлении, автор пытается отследить различия в финансовом поведении людей, определяющие, как одни богатеют, а другие остаются бедными.

Об использовании психологических методик в экономике (в частности, в процессе принятия решений в условиях неопределённости) говорит в своей книге «Думай медленно, решай быстро» израильско-американский психолог Даниэль Канеман.

Очень востребованы тексты о воспитании детей. Книга американской журналистки Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой» была выдана посетителям абонемента РГБМ 76 раз (это второе место по выдачам психологической литературы). Более 80 раз выдавались книги Юлии Гиппенрейтер — выдающегося отечественного психолога, работающего, в частности, в области семейной психотерапии. Популярны также работы психолога, педагога и публициста Людмилы Петрановской.

Характерно, что почти каждый автор, чьи книги находятся на вершине рейтинга, общается с аудиторией и устно — выступает (выступал) в качестве преподавателя, лектора, проповедника, консультанта, бизнес-тренера, видеоблогера и т.п. Они сами (либо помощники по их проектам) организуют курсы и школы, где теоретические занятия совмещаются с обучающими практиками.

Полученные нами данные о чтении посетителями абонемента РГБМ литературы по психологии во многом подтверждаются данными недавних исследований других библиотек.

В топе электронных изданий по этой тематике, популярных у молодых посетителей Алтайской краевой библиотеки им. Шишкова, — те же тексты и авторы: «Ни сы», «Богатый папа, бедный папа», «Семь навыков высокоэффективных людей», «Думай медленно, решай быстро», Лабковский, Мэнсон.

Тексты Джен Синсеро, «Хочу и буду» Лабковского оказались в списке самых востребованных электронных книг по психологии из библиотеки «ЛитРес» в Юношеской библиотеке Республики Коми.

Отметим, что в обоих этих случаях (в отличие от РГБМ) изучалась востребованность электронных текстов. И если на абонементе РГБМ нон-фикшн в целом даёт примерно половину выдач, а книги психологической тематики — примерно 20% этой половины, то в исследовании Коми РЮБ беллетристика составила около 39% выдач, а издания по психологии — почти столько же, 36%.

О востребованности книг по психологии говорят результаты онлайн-опроса, организованного недавно аналитическим центром НАФИ: 42% респондентов отметили, что чаще всего они читают именно такие книги; популярнее оказалась лишь художественная литература (60%), все остальные разделы и темы отмечались гораздо реже.

Знакомых авторов находим, просматривая рейтинг книжных покупок за 2021 год. На второй строчке — «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка» Людмилы Петрановской, на третьей — «Хочу и буду» Михаила Лабковского, на четвёртой — «Искусство любить» Эриха Фромма.

В рейтинге самых продаваемых электронных и аудиотекстов, составленном библиотекой «ЛитРес», на первом месте в 2022 году оказалась книга белорусской журналистки Ольги Примаченко «К себе нежно». Она же стала самой продаваемой книгой по психологии в интернет-магазинах Wildberries и OZON. Вообще, как заявили аналитики этих магазинов, в 2022 году издания психологической тематики пользовались наибольшей популярностью.

Нельзя не отметить, что большинство упоминаемых здесь топовых авторов — зарубежные. Прежде всего это касается так называемых self-help книг — литературы по развитию навыков, способствующих достижению успеха в разных сферах жизни. На Западе литература этого типа имеет давние традиции. В США ещё в 1930-х годах быстро приобрели популярность труды Дейла Карнеги и книга Наполеона Хилла «Думай и богатей» (она, кстати, и сегодня востребована посетителями РГБМ — выдана на абонементе около 30 раз). После Второй мировой войны мода на книги и тренинги по саморазвитию пришла и в Западную Европу. В 60-х начался новый бум, а далее спрос на self-help литературу остаётся стабильно высоким, особенно среди женщин.

Можно сказать, что в России в последние восемь-десять лет спрос на self-help книги вырос и продолжает расти. Годы ковида также способствовали её востребованности, как, впрочем, и востребованности психологической литературы в целом.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*