Суета вокруг молодёжной литературы

Елизавета Короткова, Анна Харитонова

5 декабря 2022 года. Понедельник. Заключительный день ярмарки non/fictio№ 24. На повестке дня — молодёжная литература. Существует ли она вообще? Что это такое? Зачем она нужна?
На эти вопросы мы попытались ответить в рамках дискуссионной молодёжной площадки, организованной на ярмарке РГБМ. Мероприятие состояло из трёх блоков: в первом обсуждался молодёжный нон-фикшн, во втором — художественная литература для молодых, а в третьем разбирались с тем, как литература помогает справляться с проблемами «тревожного поколения». Отрефлексировать итоги дискуссионной площадки мы предложили двум специалистам отдела литературных проектов и рекомендательной библиографии РГБМ, кураторам проекта «Молодёжная литература. Новинки книжного рынка»

 

Заметки наблюдателя Елизаветы

Дискуссии выдались очень бурными, эмоциональными и, несомненно, полными пищи для размышлений. Было высказано много ценных идей, которые важно отрефлексировать. Кажется, был сделан ещё один шаг в сторону понимания того, в каком направлении сегодня развивается восприятие феномена «молодёжная литература» и какие потребности в книгах сегодня имеются у молодых взрослых. Своими наблюдениями мы решили поделиться с нашими читателями в этих заметках, не забыв приправить ретроспективу прошедшего мероприятия своими личными соображениями.

В целом, все дискуссионные блоки объединяла общая цель — понять, в чём нуждается молодёжь сегодня, какие книги она читает и как книжный рынок отвечает её нуждам. В то же время в каждом блоке участвовали разные люди, так или иначе связанные с книжным рынком и/или молодёжной аудиторией, и у всех был свой собственный взгляд на предмет обсуждения. Каждый рассматривал тему сквозь призму своей собственной деятельности. Сами темы дискуссионных блоков также отличались между собой и требовали разной отправной точки для обсуждения.

Первый слот под названием «Non Fiction для молодёжи: реальность и хотелки» был посвящён молодёжному нон-фикшну — отличаются ли предпочтения молодёжи при выборе научно-популярной литературы от запросов старшей аудитории, а если да, то тогда какие книги чаще выбирает молодая аудитория? 

Участники дискуссии сошлись во мнении, что у молодёжи имеется большой запрос на книги по самоопределению и самопознанию. Если говорить о молодёжи как о людях, находящихся в буферной зоне между беспечным детством и тяготами взрослой жизни (и соответственно пытающихся наметить свои планы на будущее), такой тезис кажется вполне логичным. 

Из этой мысли следует ещё одна важная характеристика — молодёжь является очень открытой и интересующейся аудиторией. Главное желание молодых людей — познать себя — отлично коррелирует с потребностью изучать мир вокруг. Ведь только так можно найти своё место. По этой причине молодёжь сталкивается с огромным информационным потоком, который нужно как-то фильтровать. Иначе как гарантированно получить наиболее подходящую книгу для изучения — ту самую, которая требуется молодому взрослому здесь и сейчас? 

На фоне этого вопроса напрашивается мысль о том, что сегодня достаточно остро стоит проблема «навигаторов», которые были бы способны помочь молодым взрослым в выборе нон-фикшн книг. Кто может выступать навигатором молодёжного чтения? Как привлечь молодых взрослых к чтению именно тех книг, которые действительно помогут ответить на актуальные для них самих вопросы? 

О том, какие рекомендательный источники чаще всего выбирают для себя молодые читатели, можно почитать в статье, опубликованной в прошлом выпуске нашей газеты. Там же было упомянуто, что современные библиотеки сегодня тоже могут и должны быть в курсе актуальных литературных трендов и принимать активное участие в формировании читательских вкусов. Спикеры, участвовавшие в дискуссии, пришли к тем же выводам и согласились, что библиотека способна выступать посредником между книгой и читателем.

Директор РГБМ Ирина Михнова в рамках встречи представила новые библиотечные проекты, целью которых является как раз помощь в выполнении этой задачи: электронную медиаэнциклопедию «В Профиль», справочно-библиографический электронный ресурс «Навигатор молодёжного чтения. Фантастика» и электронный каталог «Молодёжная литература. Новинки книжного рынка».

Обсудив молодёжный нон-фикшн, мы перешли к литературе художественной. Тут уже встал вопрос о том, что вообще такое молодёжная литература и по каким критериям можно определить книгу как Young Adult. 

Михаил Форрейтер, руководитель направления «Книги для подростков и молодёжи» издательства «РОСМЭН», высказал интересную мысль о том, что молодёжная литература является таковой, когда речь идёт о проживании каких-то первых опытов: первые дни в университете или на работе; первые романтические отношения; первые потери, разочарования, а также другие знаменательные и эмоциональные события, которые происходят в жизни каждого из нас и требуют здоровой и крепкой рефлексии. С помощью книги человек может безопасно пропустить через себя этот опыт и, возможно, ментально подготовиться к новым жизненным этапам и испытаниям. 

В таком ракурсе рассмотрения литература для молодёжи может быть интересна к прочтению и ностальгирующим взрослым, желающим вновь окунуться в те чувства, что охватывали их душу в юности; это может быть полезно и в случае, если человек не сумел правильно отрефлексировать какой-то свой личный первый опыт — тогда книга может стать хорошим терапевтическим инструментом для того, чтобы заново понять и принять какой-то важный, но стёртый из памяти эпизод собственной жизни.

Бурное обсуждение разразилось вокруг определения возрастных рамок молодых взрослых. Встал вопрос о том, для людей какого возраста пишется Young Adult литература — для подростков или для аудитории, уже достигшей совершеннолетия? В этом контексте коснулись темы взросления. Можно ли считать, что увеличение возраста людей, попадающих под определение «молодые взрослые» — это обязательно признак инфантилизма? Было озвучено несколько мнений на этот счёт, но хотелось бы остановиться на одном, высказанном Михаилом Визелем — писателем, литературным критиком и главным редактором портала «Год литературы». Михаил опроверг тезис о том, что наличие большой возрастной прослойки молодых взрослых является порождением инфантильности современной молодёжи: «Сейчас появились ещё более молодые люди, студенты, люди пришедшие на свои первые работы, при их образе жизни у них появились свободные деньги, они получили возможность тратить их и на себя, и на своё саморазвитие, самоуход в смысле фитнеса и всего такого прочего. И в том числе на покупку книжек, ориентированных более узко на них. Я тоже категорически не согласен с тем, что young adult определяют для старшеклассников, ни в коем случае. Её аудитория — именно люди, которые “уже выпивают и которым дают покурить по закону» и при этом ещё не обременены заботами об ипотеке, о садиках и школах для своих детей и всем тем, что мы называем взрослой жизнью. Почему это возможно именно сегодня? Потому что людей, которые могут себе это позволить, стало больше. Это хорошо, и это не порождение инфантилизма, это порождения развития общества».

На наш взгляд, это было очень точное высказывание, показывающее, что предоставленные молодым людям «тепличные» условия жизни — это показатель того, что общество достигло успеха, а не деградации. Люди просто не успевают к моменту совершеннолетия пережить такое количество трудных ситуаций, которое позволило бы им считаться абсолютно взрослыми. Они находятся только в начале своего пути, они ещё слишком «зелёные». В этом и есть смысл термина «молодые взрослые».

Ещё один хороший момент, который подняли на дискуссии — это функция, которую выполняет YA-книга в отношении читателя. В отличие от классического романа-воспитания, современная книга не поучает, не пытается выставить персонажа истории как благородного рыцаря своего времени. В книгах для молодых взрослых, как правило, отсутствует дидактика — поведение и характер персонажей приближены к реальным характерам людей. У них есть свои плюсы и минусы, автор не пытается лепить из них «образцы для подражания». Это помогает создать особую связь между книгой и читателем. Герой воспринимается больше как друг, у которого тоже есть свои проблемы и недостатки (которые он, однако, часто осознаёт и прорабатывает по ходу сюжета). Это не недосягаемый идеал, чей жизненный сценарий и модель поведения лишь отдалённо напоминают реальную жизнь.

Третий блок выдался очень насыщенным — собралось много спикеров, задействованных в совершенно разных сферах медиапространства. Не все из них крутятся в мире книг, но все они тесно связаны с молодыми взрослыми. 

Важно отметить, что молодёжное чтение и книги обсуждались чётко в контексте заявленной темы «Тревожное поколение: как литература помогает справляться с проблемами молодым взрослым». Участники дискуссии разбирались с тем, может ли книга быть терапевтическим инструментом; если да, то как она может помочь людям в стрессовой ситуации — в момент, когда человеку становится непосильно пережить какой-то тяжёлый опыт самостоятельно.

Много времени было уделено теме эскапизма — спикеры сошлись на мнении, что в наше время нужно избавляться от негативной коннотации слова, так как порой уход от реальности — это жизненная необходимость. Для ментального и физического здоровья человека, переживающего тяжёлое время, важно иметь возможность погрузиться в книгу и отвлечься от своих проблем. В таком случае лёгкое чтение выступает неким островком безопасности, в котором человек может спрятаться от своих трудностей, попав в иную реальность; сложные же книги с нагруженным сюжетом помогают людям безопасно получить новый опыт, «прожить» тяжёлые ситуации вместе с героем и тем самым научиться легче воспринимать свою «настоящую реальность». 

Поэтому молодёжь имеет право читать любые книги для того, чтобы почувствовать себя лучше. Не нужно осуждать книжный рынок за то, что на нём имеются книги разного качества — у молодых взрослых должна быть свобода выбора чтения, особенно когда дело касается депрессивного состояния. У многих людей просто нет денег на психотерапевта, друзья и близкие тоже не всегда могут дать правильный совет — поэтому книги могут выступить палочкой-выручалочкой, настоящей терапевтической помощью.

Заключительной темой обсуждения, о которой хотелось бы сказать несколько слов, стала «Теория поколений и её место в изучении молодёжной литературы». В ходе дискуссии спикеры несколько раз говорили о том, что вчерашнюю и сегодняшнюю молодёжь нужно воспринимать по-разному, сквозь призму того, к какому поколению она относится — к миллениалам (поколение Y) или зумерам (поколение Z). Чтобы лучше понимать молодёжную литературу и делать какие-то выводы о «молодых взрослых», нужно обязательно вникать в контекст того, к какому поколению они принадлежат. Ведь, как и у каждой эпохи имеются свои особые характеристики, так и у каждого отдельного поколения они есть. Так что при исследовании молодёжной литературы важно воспринимать молодёжь также в русле поколенческой теории, с учётом всех нюансов.

 

Ещё одно «мнение из зала». Наблюдатель Анна

Хотелось бы дополнить и уточнить сказанное выше.

Пытаясь дать чёткое определение понятию «молодёжная литература», мы исходим из следующих предпосылок: молодёжная литература — это составляющая молодёжной культуры, которая, в свою очередь, органично принадлежит культуре в целом. Схема проста. Однако сразу стоит подчеркнуть (и об этом нужно неустанно напоминать), что, говоря о таком предмете, как молодёжная литература, мы резко разграничиваем понятия литература и чтение. Это принципиально разные вещи. Ведь в круг чтения молодёжи может входить (и входит, конечно) далеко не только литература для молодых.

Состоявшиеся три блока дискуссий в рамках книжной ярмарки non/fictio№24 вывели на авансцену обсуждения такой феномен как литература Young Adult. И мы пытались вновь разобраться при участии всех сторон, имеющих к нему отношение (писатели, издатели, критики), что же это такое и с чем его едят. А главное, как подчеркнула выше моя коллега: «по каким критериям можно определить книгу как Young Adult?»

Здесь я заострю внимание вот о чём: мы не сводим всю молодёжную литературу к Young Adult (просто именно эти литературные линейки были одним из ключевых предметов дискуссий).

А вот что касается критериев отнесения книги к направлению Young Adult, здесь, на мой взгляд, всё весьма неоднозначно. Во втором блоке обсуждений разговор шёл о литературе Young Adult именно как о явлении современности. Получается, мы говорим об этой литературе как о порождении сегодняшнего книгоиздательского процесса (во всяком случае, на российской почве) и как о продукте современной эпохи. Для нас это не чётко сформированная «жанровая ниша», заполняемая текстами с определёнными содержательными и внешними характеристиками. Тогда — что же? 

Размышляя на эти темы, я пришла к определённому, возможно, промежуточному и временному выводу, в котором, однако, меня ещё больше убедили итоги дискуссий. Степень «янгэдалтовости книги» мы считываем не по набору определённых характеристик текста. Есть множество произведений разных эпох, которые по своему содержанию и направленности — более чем Young Adult. Однако они этот «маркер» не получают. Большая часть школьной программы, то есть классика, а также книги, которые раньше были отмечены «для среднего и старшего школьного возраста», для юношества и т.п. — это по всем содержательным признакам Young Adult. Они включают то смысловое зерно, которое было отмечено моей коллегой выше в качестве ключевой характеристики молодёжной литературы и литературы Young Adult в том числе — описание первого опыта в жизни и становления личности. Любопытно ещё и то, что, завершая, к примеру, третью дискуссию, молодые спикеры среди книг, особенно повлиявших на их становление, называли, по сути, сплошь классические тексты. Это прекрасно и также вновь говорит о том, что классика отвечает потребностям развивающейся личности. Вот тебе, бабушка, и Young Adult, как говорится! Но от примеров текстов знаковых, с историей, что называется, перейдём к другим и заострим вопрос.

Возьмём более свежий пример из современной российской прозы — роман «Финист — ясный сокол» Андрея Рубанова. По набору признаков, которые сейчас делают книгу суперактуальной у молодёжи, а именно: наличие фэнтезийного элемента, занимательный пересказ известной истории в новом ключе, обращение к славянской мифологии, да что уж там — даже наличие нецензурной лексики, позволительной для читательской аудитории 18+ — тех самых «молодых взрослых», любовная история, наконец! — в этой книге есть всё, что может сделать её молодёжной по всем фронтам, и весьма «янгэдалтовой». После дискуссии я подошла с вопросом к эксперту, назвавшему эту книгу, а именно к Михаилу Визелю, и задала вопрос: почему при всём отмеченном выше, «Финист — ясный сокол» для нас всё же маркируется как интеллектуальный мейнстрим и не связывается в восприятии с молодёжной нишей? Однозначного ответа на этот вопрос получено не было. Я вообще не уверена, что он может быть. Понятно, что этот роман молодёжь активно читает, он собрал всевозможные литературные награды, среди которых и «Премия Читателя», которая, кстати, демонстрирует молодёжный выбор. Однако в поле Young Adult эту книгу мы не относим.

Мой главный вопрос, рождённый второй дискуссией о «молодёжной художке», звучит так: что позволяет нам отнести книгу к Young Adult-литературе, помимо собственно формальных признаков (пометки от издательства)? Ведь все названные жанровые и содержательные признаки таких книг встречаются в том же интеллектуальном мейнстриме дня сегодняшнего и в классике. К каким выводам я пришла? Литература Young Adult — это, всё-таки, порождение рынка и определённая издательская линейка, адресованная конкретной читательской аудитории, нацеленная на определённый возрастной сегмент. Но эта «нацеленность» ни в коем случае не исключает и того факта, что лучшие экземпляры будет интересно читать и другим категориям читателей. Да и вообще: хочу подчеркнуть: рассуждая о формальной стороне и в интонации «баба яга против» я пытаюсь разобраться в вопросе феномена Young Adult именно структурно, выключая оценочные суждения относительно текстов.

Перепрыгну на шаг назад и дополню видение первого блока дискуссий, посвящённого нон-фикшну. Мне кажется важным момент, который затронули лишь слегка и, на мой взгляд, к большому сожалению, до конца не развили. Я только обозначу этот вопрос: о форме и содержании книги как издательского продукта. Речь вскользь зашла о том, что покупать и читать книги — это тоже две разные тенденции. Книга (особенно научно-популярная и уж тем более об искусстве) многими постулируется и воспринимается как арт-объект. Вообще, визуальная подача контента — решает. Оформительские фишки изданий важны не только для привлечения внимания читателя и покупателя. Грамотно и чётко структурированный, при этом творчески преподнесённый текст — это очень важно. А в нон-фикшн изданиях графическое оформление ещё и помогает воспринимать содержание, оно становится навигатором, путеводителем по тексту.

Теперь к вопросу о навигации. Очень важному. На мой взгляд, изобретать велосипед здесь не нужно, он уже изобретён: хоть с одним колесом, хоть двухколёсный, хоть трёх, хоть тандем, хоть с моторчиком. В качестве навигатора в мире книг для молодёжи, а шире — для читателя вообще, выступали, выступают и будут выступать как определённые институции, так и частные «инстанции». И в этом нет ничего ни нового, ни дурного. Под институциями я подразумеваю образовательные учреждения и их специалистов-предметников, академическое литературоведение, литературную критику. Это не плохо, а даже очень хорошо и правильно, что специалисты с филологической подготовкой способны сориентировать читателя в огромном поле литературы — собственно, это во многом и есть их работа. Под частными инстанциями я подразумеваю огромное количество рекомендаций, работающих по принципу «читатель советует читателю». Форматы навигации во всех случаях могут быть разные: от тематических библиографических списков и указателей до блогерских каналов на ютубе, от лекций в аудитории до подкастов. 

Как правило, базовые ориентиры задают институции — они способны дать общую матрицу поля литературы. А вот уже дальше сам читатель, исходя из своих потребностей и вкусов, ищет наиболее понятный и комфортный, близкий ему способ погружения в мир книг — кто-то читает статьи критиков или обзоры новинок, кто-то слушает блогеров, кто-то подходит за советом к библиотечной кафедре в любимом читальном зале, кто-то двигается сам по наитию.

И в завершение пару мыслей про эскапизм. Слово это прозвучало десятки раз в течение всех дискуссионных слотов. Я думаю, стоит различать эскапизм как массовое явление эпохи, как тенденцию и эскапизм в контексте терапевтической функции литературы. А ещё эскапизм может становиться и предметом изображения самой литературы, сколько сюжетов о побеге от реальности мы знаем! В общем, произнося слово эскапизм мы должны чётко понимать в каком смысле и в каком контексте оно используется нами прямо сейчас. И тогда станет понятно, когда это норма и ничего страшного (всем нам нужно время от времени отвлечься, обрести дополнительные ресурсы — почему же не с помощью чтения?), а когда — явление уже другого ряда, сопряжённое с инфантилизмом.