Подмигивающие страницы

Анна Харитонова

27 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения замечательного художника, новатора рисованного и кукольного кино Евгения Тихоновича Мигунова (1921—2004). Вековой юбилей — отличный повод напомнить читателям, со страниц каких изданий нам вновь и вновь жизнерадостно подмигивают очаровательные персонажи, увиденные и оживлённые Мигуновым. 

Художник, иллюстратор, режиссёр и мультипликатор Евгений Тихонович Мигунов так или иначе знаком каждому из нас, даже если мы об этом не знаем. Почему? Потому что добрый и красочный, остроумный и трогательный, огромный и вместе с тем уютный мир его историй и персонажей, мир, который он подарил всем нам, коснулся не одного поколения. Созданная им вселенная сегодня продолжает жить, несмотря на вереницу прошедших лет, а вместе с этим изменившийся репертуар книжных изданий, журналов и мультфильмов.

Мигунов — легенда студии «Союзмультфильм», классик «Диафильма» и таких знаковых периодических изданий, как «Крокодил» и «Весёлые картинки», «Мурзилка» и «Пионер», автор фильма «Карандаш и Клякса — весёлые охотники», человек, «научивший» олимпийского Мишку («папой» которого является другой замечательный художник-иллюстратор Виктор Чижиков) самым разным видам спорта — Евгений Тихонович создал 21 серию рисунков-эскизов, на которых медвежонок пробует себя в олимпийских дисциплинах, встречает гостей, несёт факел и даже слушает радио в огромных наушниках!

В 1940—1950-е годы Мигунов был душой «Союзмультфильма», увлечённым мастером, любящим своё дело и не боящимся экспериментов. Этот же размах крыльев режиссёра и художника-мультипликатора, эти широта и смелость натуры стали причиной того, что в 1960 году его, мягко говоря, отстранили от работы в студии. Историк анимации, сотрудник НИИ киноискусства, автор ряда публикаций о режиссёрах и мультипликаторах «Союзмультфильма» Георгий Бородин пишет о том эпизоде и о самом Евгении Тихоновиче следующее:

«Балагур, хохмач, трудяга. Легенда. «Женька Мигунов, который умеет всё». <…> «Он всё испытал и всё проник» — режиссура, сценарное мастерство, изобразительное решение, цеховая «рутина», песенные тексты, озвучание, техническое обеспечение, худсовет, теория, преподавание… Он был первым почти во всём. Любой элемент производственного процесса был испробован им лично, и в каждой ипостаси он добивался «знака качества». «Союзмультфильм» без Мигунова – это нонсенс. Это водка без спирта. Вряд ли на студии появлялся более органичный для мультипликации художник. <…> Теперь каяться поздно, и то страшное пятно 1960-го года навсегда останется для студии несмываемым. <…> Его анимационная биография — как захватывающая книга, оборванная на самом подходе к кульминации <…> Студия исторгла Мигунова. Но Мигунов сохранил студию в себе». 

С 1960-х годов начинается новый этап профессионального пути Евгения Тихоновича. Совершенно по-особому творческий гений Мигунова раскрылся в области книжной иллюстрации. Долгие годы художник будет сотрудничать с издательством «Детская литература», в 1990-е годы список пополнится издательствами «Культура» и «Армада».

Какие же литературные истории появились в печати в графической оркестровке Мигунова? Здесь можно назвать целый ряд популярных книг: «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о тройке» Аркадия и Бориса Стругацких, рассказы и пьесы Николая Носова, «Электроник — мальчик из чемодана», «Рэси — неуловимый друг» и «Победитель невозможного» Евгения Велтисова, приключенческие фантастические истории о мальчике Алёше Андрея Саломатова — «Цицерон — гроза тимиуков», «Возвращение Цицерона» и другие. 

Особое место в биографии Мигунова занимает следующий сюжет. Художник почти 40 лет работал рука об руку с писателем Киром Булычёвым — литературным папой, пожалуй, самой известной «Девочки с Земли» — Алисы Селезнёвой. Евгений Тихонович стал первым иллюстратором, воплотившим образ рыжеволосой любознательной и смелой Алисы и запечатлевшим затем все её приключения. (Так, уже много позже выхода в свет дебютных книг о юной москвичке из будущего, в 1990-е годы им велась трудоёмкая и кропотливая работа над шестью томами «Приключений Алисы».)

Кроме того, благодаря Мигунову известные литературные сюжеты оживали и в качестве диафильмов. Среди них: «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова, «Дядя Стёпа» Сергея Михалкова, «Робот, которому захотелось спать» и «Чиполлино» Джанни Родари, «Почтальон и поросёнок» Дональда Биссета, «Красная Шапочка» Шарля Перро, «Три медведя» Льва Толстого. 

Евгений Тихонович нередко и сам выступал в качестве автора текстов ироничных и метких подписей к своим сатирическим зарисовкам на страницах журналов. Он известен также как мемуарист (сохранились тетради под общим названием «О, об и про…»), чьи ценные записи, в которых отражена целая жизнь мастера, а также его теоретические эссе и заметки об иллюстрации и мультипликации, по-прежнему нуждаются в достойных вдумчивых исследователях и издателях.