Рекомендует Сеть

Елизавета Короткова

Книжный рынок сегодня огромен. По сведениям Российской книжной палаты, за один только 2021 год было зарегистрировано 108 тысяч новых книг. Читателю важно ориентироваться в этом потоке, поэтому он обращается к интернету в поисках интересующего его контента.
Библиотеки должны помогать читателю с выбором, а для этого необходимо быть в контексте сегодняшних литературных трендов, понимать, что читает молодёжь, что ей интересно, какие книги являются наиболее востребованными и актуальными сегодня. 

По данным журнала «Книжная Индустрия», сегодня читательская аудитория при выборе книг в первую очередь ориентируется на информацию, которую предоставляет интернет-сообщество. Особенно это актуально для молодой аудитории от 14 до 35 лет. На просторах сети существует огромное количество различных ресурсов, сайтов, видео- и аудиоконтента, которые посвящены книгам. Достаточно «загуглить» книгу, чтобы тут же обнаружить статью из «Википедии» или открыть сайт с отзывами, которые предлагают узнать мнение людей о ней. 

Существует много ресурсов, целиком и полностью посвящённых книгам. Сайтов, которые как-то затрагивают книги в комплексе с другими темами, — ещё больше. Охватить весь этот мир целиком в рамках одной статьи, пожалуй, невозможно. Но попробуем наметить некоторые направления, которые, возможно, помогут сориентироваться в мире сетевых литературных рекомендаций. 

Для удобства можно условно поделить источники таким образом:

  • специализированные сайты и образовательные литературные интернет-проекты;
  • книжные колонки в популярных культурно-просветительских интернет-изданиях;
  • блогерская среда.

Начнём с сетевых литературных проектов. За счёт своей изначальной тематической направленности, такие ресурсы являются наиболее профессиональными (что не делает их менее интересными для широкой читательской аудитории). В формировании контента сайтов принимают участие люди, связанные своей сферой деятельности с литературным миром и гуманитарным знанием. Разберём несколько наиболее популярных ресурсов такого плана.

«Горький» — сетевое издание, посвящённое чтению. Сайт проекта состоит из нескольких разделов. Главная фишка проекта — авторские рецензии на книги, причём предпочтение в основном отдаётся нон-фикшну. Еженедельно выходят обзоры интересных книжных новинок. Также на ресурсе имеется раздел «Фрагменты», где выкладываются интересные отрывки из книг, показавшиеся редакторам достойными отдельной публикации. В «Контексте» размещаются материалы, которые преподносят читателю широкий спектр увлекательной информации, связанной с литературным миром — интервью, интересные факты о книгах, тексты о писателях и многое другое. Раздел «Книжная полка» содержит тематические книжные подборки. 

«Полка» — образовательный проект о книгах, написанных на русском языке. Главная идея авторов проекта — создание виртуальной книжной полки, на которой разместились бы все знаковые произведения русской литературы. На сегодняшний день здесь 108 «самых важных русских книг», которые навсегда оставили след в истории и повлияли на развитие литературной мысли в России. Книги отбирались группой экспертов: писателями, издателями, критиками и литературоведами. Каждому из произведений отводится отдельное место на книжной полке сайта — будто книга действительно стоит у вас в шкафу. Нажав на интересующую книгу, можно получить огромный пласт информации о ней. 

Помимо художественных текстов, на сайте обнаруживаем ещё несколько разделов.

Во-первых, это рекомендательные списки книг, рассортированные по значимым для истории литературы периодам. Ретроспектива охватывает тысячу лет — с XI века по наше время.

Во-вторых, на «Полке» регулярно выкладываются критические и литературно-краеведческие статьи, интервью, книжные подборки, а также рецензии на новые книги.

Книжные подборки и критические обзоры можно найти на сайтах просветительских проектов, ориентированных на литературную тематику лишь отчасти: ArzamasПостНаука и N+1, — все они имеют отдельные регулярно обновляемые книжные рубрики.

Разумеется, книжный контент не ограничивается вышеперечисленными каналами. Рекомендации и подборки можно найти на очень многих сайтах, которые прямо или косвенно связаны с литературным миром — это могут быть сайты издательств, книжных магазинов, премий или библиотек. Хороший пример — Литрес, который, помимо электронного доступа к книгам, регулярно делится со своими пользователями тематическими подборками, публикует обзоры и отзывы.


Отдельного упоминания достоин ресурс Livelib, которым сегодня активно пользуются читатели. Социальная сеть для увлечённых чтением людей была запущена ещё в далёком 2007 году. При этом популярность и актуальность она не теряет по сей день, являясь бессменным лидером среди аналогичных площадок. Помимо любительских рецензий и рейтинговой системы, пользователи активно составляют свои личные литературные подборки и делятся ими с другими. На сайте также имеется специальная модель «Рекомендательный сигналы», предлагающая пользователю получить книжные рекомендации по своему вкусу. 

Сервис ReadRate по функционалу напоминает LiveLib, но здесь основной акцент сделан на выпуск рекомендательных подборок для читателей. На сервисе есть рубрика «Коллекции», где располагается огромное количество тематических списков книг.

Пожалуй, трудно переоценить популярность и важность в современном цифровом мире книжной блогерской среды. Она наиболее медийна, а потому и больше знакома молодёжному кругу. При попытке вникнуть в этот мир легко растеряться — книжных блогеров сегодня бесконечное количество. 

Для запуска своих каналов блогеры выбирают разные площадки, но наиболее популярными среди молодёжи сегодня являются YouTube и Telegram. Популярность первого всё ещё выше — история российского «буктьюба» уже углубляется корнями далеко в прошлое, в то время как Telegram пока довольно молодая площадка, только набирающая популярность. Формат подачи, конечно, также играет важную роль — видеоконтент намного охотнее поглощается людьми, чем текстовый. 

В сети много дискуссий на тему, можно ли считать мнение книжных блогеров достойным аналогом литературной критики и книжной журналистики. Насколько авторитетными могут быть их впечатления, анализ и оценка прочитанных книг? Многие подвергают сомнению то, что блогеры способны дать адекватную критику той или иной книге. 

У книжного блогера Полины Парс имеется интересное видео на этот счёт, где она делится своим мнением по вопросу. Девушка во многом опирается на лекцию Галины Юзефович по той же теме и приходит к выводу, что сегодня границы между книжным блогером и литературным критиком практически стёрты. Литературный критик превращается в книжного блогера, а книжный блогер — в литературного критика. Точка зрения довольно спорная, но право на существование имеет. 

По факту вопрос этот остаётся открытым, однако с точки зрения пользователя, ищущего для себя актуальную литературу для прочтения, Telegram и YouTube — это самые доступные каналы для поиска. Поэтому обзор этого сегмента сетевой библиографии является важным. Именно так можно узнать о трендах и вкусах молодых ребят, особенно если речь идёт об аудитории 15–25 лет.

Молодёжь активно существует в социальных сетях. Ей привычно и комфортно зайти на видеохостинг и найти «живой» контент человека, рассказывающего о своих предпочтениях и интересах. Когда молодой читатель сегодня ищет близкую его сердцу литературу, он чаще всего обращается сверстнику-блогеру, который наиболее совпадает с ним по своему «вайбу». Сегодня читателям важно установить такой контакт с блогером, который делится своим мнением, важно почувствовать родство. Если пользователь находит какие-то точки соприкосновения с блогером, необязательно на книжной почве (это могут быть даже самые базовые совпадения: пол, возраст, социальный статус и т.д.), он уже начинает постепенно проникаться к нему доверием, понимать, что и вкус на книги тоже может совпасть. Наблюдая за жизнью и регулярным контентом медийной персоны, подписчики чувствуют будто общаются с другом. Поэтому блогеры имеют большое влияние на молодёжное чтение.

Итак, поговорим о книжных блогерах — людях, которые много читают и готовы делиться своими книжными открытиями с другими. Эти люди полны энтузиазма: они увлечены своим хобби, они живут книгами и потому хотят популяризировать своё мнение на широкую публику. Рассмотрим несколько блогеров с аудиторией более чем в 100 тысяч подписчиков.

Один из популярных книжных блогеров – Anthony Uly. Свою деятельность на YouTube он ведёт уже больше 8 лет. На протяжении всего этого времени он создавал очень разный контент, но книги всегда оставались для него одним из важнейших увлечений. Сейчас на канале у Энтони уже более миллиона подписчиков — огромная аудитория, которая только за последние пару лет увеличилась в несколько раз. Наиболее популярной частью его контента сейчас является обзор скандальных книг, громко принятых в медиа-пространстве. Так, например, взлёт карьеры блогера произошёл после выхода «Мятной сказки» Александра Полярного. Книга получила огромный шквал критики после своей публикации, но при этом заняла первое место в списке самых продаваемых книг в России за 2020 год. Произошло это во многом за счёт скандальной личности автора, а не литературной ценности произведения.

В последнее время Anthony Uly концентрируется в своей деятельности на том, чтобы осуждать плохие книги, в основном — сетевые фанфики, которым удалось пробиться в бумажный формат. При этом блогер почти не делится с аудиторией примерами хорошей литературы. Сейчас интересные книжные подборки можно найти разве что в его Telegram-канале. 

Так было не всегда — раньше Anthony Uly снимал обзоры на прочитанные книги, составлял интересные подборки и вообще имел репутацию человека, советующего душевные вещи. Более того, Энтони является одним из немногих книжных блогеров-старичков, которые остались на видеохостинге со времён становления российского буктьюба. 

Другим актуальным книжным блогером с большой базой подписчиков (223 тысячи на момент написания статьи) является Полина Парс, о которой уже упоминалось ранее. Контент на её канале целиком посвящён книгам, причём книги эти в большинстве своём познавательные и интеллектуально наполненные — в сферу её интересов входит гуманитарная нон-фикшн литература. Помимо этого, девушка любит классическую литературу: Бродского, Цветаеву, Достоевского и Набокова. В то же время, Полина Парс вовсе не избегает современных книг — в её обзорах можно найти и фантастику, и достойные образцы Young Adult, да и в целом видео про книжные новинки часто всплывают на канале. В 2021 году девушка выступала членом жюри литературной премии «Лицей» — это хорошо иллюстрирует то, что ценность блогерского мнения в наше время может быть действительно высокой. 

Популярный канал «bookspace» ведёт девушка по имени Аня. Аудитория у неё не менее внушительная — 216 тысяч. Главные книжные интересы канала — фантастика, комиксы и Young Adult. Здесь можно обнаружить несколько видео с доскональным разбором творчества Стивена Кинга — он является одним из фаворитов канала.

Канал «CALVADOZE» ведёт, наверное, самый юный представитель из круга популярных российских буктьюберов по имени Темур. Контент на его канале прославился своей теплотой, уютом и домашней атмосферой. Литературу Темур советует очень разную, большое предпочтение отдаётся современным авторам и комиксам, но есть место и для бессмертной классики.

Также хочется упомянуть каналы «Аля» и «Books of Scarly» — оба видеоблога ведут девушки, которые любят Young Adult и фэнтези. Хоть аудитория у них и поменьше, чем у вышеперечисленных буктьюберов, но девушки также являются известными блогерами в своём сегменте и регулярно выпускают новый контент: обозрения новинок книжного рынка и актуальной литературы, которую читает и любит современная молодёжь.

База подписчиков у Telegram-каналов не столь велика и имеет совершенно иные масштабы, но зато именно этот формат ведения блога сейчас предпочитают люди, по своей профессии тесно связанные с литературным миром. 

Так, например, свои литературные Telegram-каналы ведут книжные редакторы, критики и писатели: Егор Михайлов (канал «Литература и жизнь»), Сергей Сдобнов («Мрачное обозрение»), Владимир Панкратов («Стоунер»), Галина Юзефович («Рыба Лоцман»), Евгения Лисицына («greenlampbooks»), Денис Песков («KNIGSOVET»), Сергей Лебеденко («Книгижарь»), Анастасия Завозова («Толще твиттера»), Алексей Поляринов («Поляринов пишет»)…

 Всех перечислить невозможно, аудитория каналов исчисляется либо несколькими сотнями, либо несколькими тысячами читателей. В таких блогах в основном можно найти обзоры на самые свежие новинки книжного рынка, подборки выкладываются довольно редко, при этом книжные посты часто разбавляются новостным контентом, который посвящён текущему литературному процессу. Доля нон-фикшна на таких каналах выше, чем на каналах у буктьюберов, — так, например, канал Дениса Пескова посвящён исключительно этому направлению и является, пожалуй, наиболее авторитетным в этом сегменте.

Впрочем, у таких Telegram-блогов есть свои минусы — часто концепт книжного блога теряется за полудневниковыми записями и репостами новостей из других каналов. Формат Telegram не позволяет как-то группировать и сортировать контент, в мессенджере нельзя расположить всё по категориям и папкам, поэтому ведение канала часто скатывается в сборную солянку из контента. Пожалуй, из каналов вышеперечисленных блогеров наиболее чётким в своём концепте является уже упомянутый выше блог Дениса Пескова, чьи посты в Telegram — полноценные рецензии на прочитанные книги.

В Telegram есть и книжные блогеры, чей контент схож с тем, что можно увидеть на YouTube. Главное отличие — авторы могут сохранять анонимность и им необязательно раскрывать свою личность публике.

Например, канал «Книжный лис», аудитория которого составляет 47 тысяч подписчиков, — самая большая аудитория среди всех книжных блогов на просторах мессенджера. Ведёт его целая группа авторов. Канал обновляется ежедневно, команда старается обозревать все интересные новинки и делиться своим мнением о них. Книги тут можно найти разные, на любой вкус — от классики до Young Adult. 

Другой канал, «Книжный бункер», ведётся анонимом, который описывает себя и свой канал так: «Хозяйка книжного онлайн-клуба для интровертов. Литературный гедонист». В блоге автор делится своим чтением на аудиторию в 20 тысяч человек, предпочтение в основном отдаётся триллерам и детективам. Онлайн-клуб, который ведёт девушка, представляет собой закрытую группу в Telegram, в которой люди собираются для того, чтобы проводить совместные чтения.

Что ж, уже по приведённым примерам видим, что сетевая библиография в наши дни — это огромное информационное поле, в которое можно и нужно углубляться, изучать и анализировать. Вся современная литературная жизнь сконцентрирована в сетевом пространстве, и людей, которые делятся своим мнением и знанием в медиа, — превеликое множество. Сегодня на каждого человека найдётся «свой» книжный блог и ресурс, наиболее привлекательный и близкий сердцу и уму. 

Важная же задача библиотечного сообщества — быть в курсе всех этих сетевых течений, не отставать от литературных трендов, стремиться увидеть сетевой книжный контент с того ракурса, с какого его видит сам читатель, отбирать среди увиденного всё самое лучшее и рекомендовать людям те книги, которые действительно стоят внимания.