
Московский поэт, художник, рок-музыкант, руководитель молодёжной секции «Агора» Союза литераторов России Максим Маркевич делится своим рейтингом необходимых книг.
Когда нам было по 15–18 лет, считалось, что надо прочитать модных авторов. Паланик, Уэльбек, Воннегут. Помню, какое угнетающее впечатление они производили. А сейчас у меня сложилось понимание, как такая литература получается: вечером у них тусовка с другими писателями и поэтами, они выпивают, настроение бодрое. Но писать нельзя. А с утра руки свободны, и они пишут, но настроение плохое из-за похмелья. А мы тут головы ломаем — что имел в виду писатель в данной сцене. Ничего не имел, он хотел прилечь.
Поэтому мои рекомендации будут простыми и позитивными, и даже про любимую книгу «Братья Карамазовы» писать не стану.
1. Роберт Говард «Конан-варвар» (Новеллы)
Очень просто, иногда почти примитивно, но всегда работает — динамика на месте, образ мира на месте, бицепсы-дельты на месте. Это как простая и полезная еда для молодого спортсмена — греча, курятина, компот из сухофруктов.
2. Марк Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»
На самом деле, эпоха не слишком позитивная. Есть фильм Данелии «Совсем пропащий» по «Приключениям Гекльберри Финна», и там акцент на негативную сторону: плантационное рабство, жестокость нравов, преступность. Но от книг впечатление совсем другое, очень положительное. Дело здесь в мощнейшем заряде витальности, который автор внедрил в текст.
3. Книга о вкусной и здоровой пище
Здесь всё просто: хочешь, чтобы девушки тебя любили, научись вкусно готовить. Девушкам тоже полезно уметь готовить, потому что мужчины традиционно стремятся ко вкусной еде.
4. Даниил Хармс. Рассказы, миниатюры, сценки и всё, что у него ещё есть
Хармс описывает дурней. Хвилищевский, который старался есть клюкву не морщась, дурень. Это всё истории про плохие личные границы. Чехов писал о том же, Шукшин разрабатывал ту же тему, но у Хармса всё в предельно циничном виде, что способствует наглядности.
5. Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»
Стивенсон отдыхал в некоем подобии санатория, там собралось приятное общество, и они беседовали по вечерам. Чтобы сделать ближним интереснее, Стивенсон каждое утро писал по главе, а вечером зачитывал её друзьям. Поэтому в тексте такая прекрасная живая атмосфера. Вообще, уверен, что лучшее искусство вырастает из игры.
6. Михаил Успенский, Андрей Лазарчук «Посмотри в глаза чудовищ»
То же самое: встретились два умных, тонких, энциклопедически образованных человека и устроили литературную игру. Очень интересно наблюдать, к тому же в книге есть вайб конца девяностых — начала нулевых, который ушёл с концами, а жаль.
7. Сергей Довлатов «Чемодан»
Когда читал в позднем детстве, думал — ну нет, не может такого быть, автор многое придумал или преувеличил. А сейчас время прошло, и вижу, что автор ещё про многое умолчал. Если вам мало лет, вы вливаетесь в литературную тусовку, почитайте, чтобы понять, что вас ждёт.
8. Андрей Круз «Эпоха мёртвых» (Цикл)
Что такое зомби-апокалипсис в западной традиции? Все страдают, погибают, теряют друзей, разбиваются на банды и сидят в печали. Что такое зомби-апокалипсис в книгах Круза (спойлер)? Герой прошёл через всю Европу и, как говорил мой папа, прибарахлился: добыл несколько автоматов, патронов несколько тысяч, коллиматорный прицел, рулоны кевлара, грузовик Ивеко, моторную лодку, кованую кровать, всё довёз до дома, получил от начальства особнячок в пригороде, перевёз туда семью и котов, пошёл работать на руководящую должность. Круз, хоть и прожил последние годы своей жизни не в России, — глубоко русский мужик. Кроме того, меня как человека, вскормленного Платоновым и Буниным, впечатлил его язык: оказывается, и так можно, и всё работает.
9. Эдуард Геворкян «Чёрный стерх»
Мистический текст — из разряда Павича и Кэрролла. Сейчас таким мало кто занимается, потому что трудно найти издательство, готовое издавать странную литературу. Надеюсь, скоро ситуация изменится: приходит поколение, выросшее на аниме, а там у людей гораздо больше внутренней свободы. Вообще, думаю, что мы парадоксальным образом движемся в сторону большей свободы, что идея нависать над автором с рамками жанра и форматом изживает себя в пользу чистого потока, что жёсткие правила необходимы при переходе улицы, а в искусстве важны спонтанность и чистое удовольствие, но здесь отдельный разговор.
10. Джон Р.Р. Толкин «Властелин колец»
Если человек не прочитал данный текст, то он не поймёт ни блэк-метал, ни данжен синт, ни ди энд ди, ни тёмное фэнтези, ни теорию большого взрыва (сериал). Да и в целом половина культуры мимо пройдёт. Фильмы частично восполняют пробел, но всё же не до конца. А самое приятное — не постесняться и заполировать это дело «Сильмариллионом».
Оставьте первый комментарий