Мировые читательские привычки 2020 года

Мария Алексеева

Photo by Talha Ahmed on Unsplash

2020 год был странным по понятным причинам: большинство из нас проводило больше времени дома. Для некоторых это означало зависнуть на Netflix или потратить время на получение новых знаний и навыков на платформах онлайн-образования. Для других же это была возможность с головой уйти в новые книги и больше читать. Как коронавирус и пандемия повлияли на наши читательские привычки? Какие страны читали больше всего в 2020 году? И какие книги пользовались большей популярностью? 

Компания Global English Editing, занимающаяся профессиональным редактированием и корректурой онлайн, провела собственное исследование мировых читательских привычек-2020 и нашла ответы на эти и другие вопросы, представив в конце прошлого года интереснейшую инфографику.

Для начала обратим внимание на некоторые любопытные итоги исследования.

  • Индия читает больше, чем любая другая страна, за ней следуют Таиланд и Китай.
  • Печатные книги по-прежнему приносят больше доходов, чем электронные издания или аудиокниги. Однако из-за коронавируса продажи бумажных книг упали (что закономерно).
  • Романы оказались в центре читательского внимания. Треть всех художественных произведений массового потребления в 2020 году составили любовные романы.
  • 35% населения мира стали читать больше в условиях пандемии.

Очевидно, что коронавирус сильно ударил по миру, создав серьёзный риск для здоровья населения планеты. Локдауны и другие ограничения оказали разрушительное воздействие на экономику. На фоне всего этого определённо положительным выглядит тот факт, что многие из нас могли больше читать и учиться новому.

Давайте теперь более подробно рассмотрим итоги проведённого анализа и их значение.

Развитие грамотности

Авторы исследования предлагают начать с фундаментального — грамотности.

Ни для кого не секрет, что за последние несколько десятилетий распространение грамотности прошло колоссальный путь, и на то есть веские причины. Цифры говорят сами за себя: в 1820 году только 12% населения умели читать и писать, а сегодня грамотны 86% населения.

В основном это связано с глобальными улучшениями, нацеленными на доступность образования для всех и на устранение неравенства в вопросе грамотности. В то время как мы наблюдаем значительные улучшения в развитых и развивающихся странах, более бедные страны по-прежнему страдают от низкого уровня грамотности. Доказательство тому — Сингапур, являющийся самым грамотным государством в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 99, 93% населения. В то время как в Нигере уровень грамотности среди молодёжи (15—24 лет) составляет всего 36,5%.

Организация ЮНЕСКО, отслеживающая уровень грамотности во всём мире и являющаяся ключевым участником процесса распространения грамотности с 1946 года, заявляет, что подобные низкие показатели дают основание для беспокойства. Минимум 750 миллионов молодых людей и взрослых всё ещё не умеют читать и писать.

Для продвижения грамотности как неотъемлемой части непрерывного обучения ЮНЕСКО применяет следующие подходы, уделяя особое внимание молодёжи и взрослым. В «Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» отмечается необходимость:

  • создания прочного фундамента за счёт воспитания и образования детей младшего возраста;
  • обеспечения качественного базового образования для всех детей;
  • повышения уровня функциональной грамотности для молодёжи и взрослых, не имеющих базовых навыков грамотности;
  • развития грамотной среды.

Мировая книжная индустрия в 2020 году

Мировая книжная индустрия оценивается в 119 миллиардов долларов. Несмотря на то, что многие книжные магазины закрываются по всему миру, продажи печатных книг по-прежнему приносят больший доход, чем электронные книги или аудиокниги. Почему так происходит?

В то время как цифровые медиа определённо подорвали позиции других медиа (таких как печатные газеты, журналы, музыка на материальных носителях), похоже, люди по-прежнему отдают предпочтение бумажным книгам. Книги о природе, по кулинарии и детские издания являются самыми популярными печатными жанрами по той простой причине, что это именно те книги, которые можно выставить в вашем доме. Кроме того, для детей и их гармоничного развития очень важно иметь возможность читать и взаимодействовать именно с печатными книгами.

Детективы, любовные романы и триллеры более популярны в электронном формате. Эти книги плохо смотрятся на книжных полках и занимают достаточно места, да и многим нравится скачивать и читать целые серии сразу. 

Сколько было разговоров о том, что миллениалы убьют старомодную отрасль печатных книг. На самом же деле именно молодые поколения популяризируют печатные книги. Так, 63% продаж бумажных книг в Великобритании приходится на людей моложе 44 лет, а 52% продаж электронных книг — на людей старше 45 лет.

Что читали в 2020

Как известно, книжные жанры имеют тенденцию быть более или менее популярными с течением времени, а их популярность отражает ценности и традиции современного общества.

Сегодня книги-бестселлеры — это любовные романы, что делает их самым прибыльным жанром художественной литературы во всём мире. Неудивительно, что в этом жанре преобладают писатели-женщины, и он всё активнее проникает в кино и сериалы. Так, в 2020 году популярный сериал «Бриджертоны», основанный на  серии книг американской писательницы Джулии Куинн, захватил Netflix и завоевал сердца многих зрителей. В категории нон-фикшн самыми популярными стали религиозные и мотивационные книги. Среди аудиокниг лидируют триллеры.

Любовные романы — индустрия стоимостью в миллиард долларов, которая превосходит все другие жанры, а также подходит для независимой и самостоятельной публикации. Хотя вполне ожидаемо, что книги этого жанра выбирают в основном женщины, тем не менее 16% их читателей составляют мужчины.

Чего же ждать от наступившего года?

Вот некоторые из ожидаемых тенденций 2021 года.

  • Любовные романы останутся самым прибыльным и популярным жанром.
  • В жанре мистики будут выходить как книжные бестселлеры, так и сериалы, многие романы будут адаптированы для сериалов и фильмов Netflix.
  • В последние годы количество книг для молодёжи неизменно растёт, они продолжат хорошо продаваться в 2021 году.
  • Прогнозируется, что COVID-19 будет ещё долго оказывать влияние на писателей, склоняя их выбирать для своих произведений такие темы, «рождённые» 2020 годом, как паника, изоляция, одиночество и т. п.
  • Интерес к теме искусственного интеллекта растёт вместе с технологическим прогрессом, который мы наблюдаем в обществе.
  • Женщины захватывают издательскую индустрию, публикуя всё больше и больше книг с сильными, независимыми персонажами.

Самые книжные страны

Вы когда-нибудь задумывались, какая страна издаёт больше всего книг каждый год? Это ведь совсем не то, о чём мы думаем, когда выбираем очередную книгу для чтения. И всё же…

Из приведённой инфографики становится понятно, что в мировом книгоиздательстве доминируют две страны:

1. Китай — 440 тыс. наименований изданных книг в год.

2. Соединенные Штаты — почти 305 тыс. наименований.

На третьем месте — Великобритания (184 тыс.). Однако если посмотреть, сколько книг издаётся в стране на миллион жителей, то получается, что лидирует именно Великобритания.

Далее следует Япония — чуть более 139 тыс. наименований в год. Замыкает пятёрку Россия — почти 102 тыс. (Прим. ред.: по сведениям Книжной палаты цифра по России всё-таки иная — около 120 тыс. наименований в год.)

Влияние коронавируса

Книжная индустрия пострадала от COVID-19 в глобальном масштабе. Многие книжные магазины были вынуждены перевести свой бизнес в онлайн, сама издательская индустрия также пережила кризис.

Даты выпуска книг были изменены, цепочки поставок приостановлены, при этом люди всё чаще и чаще обращались к книгам, чтобы отвлечься от реальности и немного развлечься. И это хорошие новости. Всё больше и больше людей возвращаются к книгам.

Пандемия и последовавшие за ней повсеместные локдауны, карантины и социальное дистанцирование заставили 35% населения мира читать больше, при этом 14% участников исследования заявили, что они читают значительно, ощутимо больше.

Если посмотреть, какие поколения из-за пандемии стали читать больше и насколько, то здесь всё довольно похоже. Лидируют миллениалы (40%), за ними следуют поколения Z (34%), поколение X (31%) и бэби-бумеры (28%).

Падение продаж печатных книг

Хотя продажи печатных книг по-прежнему лидируют, но и здесь из-за COVID-19 не обошлось без падений. И тем не менее, продажи британской сети книжных магазинов  Waterstones росли на 400% неделя за неделей на фоне пандемии.

Австралийский книжный онлайн-магазин Booktopia сообщил о 28% росте продаж книг в 2020 финансовом году, который впервые превысил 165 миллионов долларов.

Только в Соединенных Штатах продажи печатных книг упали на 38%, несмотря на то, что 33% жителей страны стали больше читать из-за COVID-19.

Рост спроса на книги для домашнего обучения

Если есть какая-то категория, которую невозможно игнорировать в свете пандемии, то это книги для домашнего обучения. Для некоторых домашнее обучение — не их выбор, другие же предпочитают самостоятельно дополнять обучение своих детей в период пандемии. Факт остаётся фактом: 1,3 миллиарда детей во всём мире не смогли посещать школу из-за коронавируса.

Интерес к материалам для домашнего обучения также показывал устойчивый рост отчасти благодаря родителям, чьи дети продолжили обучение в школах дистанционно, и они искали способы помочь этому процессу. В период пандемии Национальная ассоциация домашнего обучения получила более 3400 запросов о предоставлении информации за один день, по сравнению с 5—20 запросами в день до коронавируса.

В Великобритании продажи образовательной литературы выросли на целых 234%. Это третий по величине уровень продаж за всю историю. Также резко выросли продажи сборников головоломок, раскрасок для взрослых и других учебных пособий для детей.

Это далеко не всё, что представлено в исследовании Global English Editing, поэтому предлагаем вам ознакомиться с инфографикой лично и, возможно, обнаружить в ней ещё больше неожиданных, любопытных, дискуссионных фактов о читательских привычках в мире по итогам года, столь непохожего на все предыдущие.

Статья подготовлена по материалам сайтов Global English Editing  и Princh Blog.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*