Списком своих главных книг «до 30» делится известный поэт и литературный критик Елена Генерозова.
1. Джеймс Джойс «Улисс»
Роман об одном дне дублинского обывателя Леопольда Блума представляет собой не только литературный шедевр — это одно из самых сложных произведений мировой литературы. «Улисс», написанный в самом начале прошлого века, кардинально изменил понимание того, на что способно писательское мастерство. Геннадий Барабтарло в своём очерке об одном из романов Набокова говорил о том, что «хорошо устроенный роман прежде всего самоучитель условий существования». Продолжая эту мысль, можно сказать, что роман Джойса есть «самоучитель условий существования языка», ибо языковые эксперименты книги настолько разнообразны и безграничны, что можно с уверенностью сказать: до сих пор никто не придумал в языке ничего нового.
Роман требует внимания и времени, поэтому желательно прочесть его до тридцати: после внимание рассеивается на много других вещей помимо литературы, да и времени для него вряд ли будет достаточно.
2. Эрнст Гомбрих «История искусства»
Этот труд принадлежит к числу самых известных произведений об истории мирового искусства. Умение автора писать о сложных вещах просто, но емко и увлекательно, сочетать в тексте точность академического исследователя и эмоциональность романтика позволило ему (и книге) выдержать десятки переизданий на десятки языков.
Все, кто мало интересуется искусством, но всё же хотел бы иметь общее представление о его истории, могут этой единственной книгой и обойтись — она даст более-менее исчерпывающую информацию об основных художественных течениях и их представителях.
Все те, кто много интересуется искусством, после прочтения наверняка оставят книгу в качестве настольного учебника.
Не исключено, что читатели из первой группы после знакомства с книгой перейдут во вторую.
3. Уильям Шекспир «Комедии»
Пушкин при плохом настроении, как известно, советовал перечесть «Женитьбу Фигаро» или выпить шампанского, но многие советуют для тех же целей «Комедии» Шекспира.
Комедийного творчество великого англичанина — явление исключительное. Традиция комедии, идущая от античных классиков, носила прежде всего сатирический характер. Комедии Шекспира никого не высмеивают, они показывают нам прежде всего волшебный мир добра и справедливости, воспетый чуть ранее в английском фольклоре и балладах. Добро и честность в этих пьесах торжествуют, враги побеждены, но, если присмотреться внимательно, быстро становится виден следующий, более высокий уровень: Шекспир, как настоящий гений, поднимает общечеловеческую мечту о счастье на высоту подлинной гуманистической философии.
Мир этих пьес населяют живые люди Ренессанса — весёлые, грустные, несовершенные, сомневающиеся, смешные. Тамошний дух веселья и радости полон юмора и снисходителен к человеческим слабостям и ошибкам — как раз этому и стоит поучится у книги.
4. Борис Васильев «В списках не значился»
Действие романа разворачивается в начале Великой Отечественной Войны, и рассказывает об одном из защитников Брестской крепости. Важная книга — как, впрочем, и все произведения Васильева — для понимания того, кто мы такие, откуда, на какой земле живём, что вообще вокруг происходит и происходило: то есть, в итоге, для понимания себя самого.
Так получилось, что для любой семьи в нашей стране война — это и глубоко личное болезненное переживание, история о близких людях. В тысяча девятьсот сорок первом году огромное количество молодых людей в мире продолжало учиться в университетах, читать книги, ходить на свидания. А вот у нас всё сложилось иначе. Очень важно это понять задолго до тридцати.
5. Варлам Шаламов «Колымские рассказы»
Цикл рассказов, в которых отражена жизнь заключённого Севвостлага. Ещё одна крайне важная для самоидентификации книга. Это произведение (в той же степени как и солженицынский «Архипелаг ГУЛАГ») одновременно и художественный текст, повествование обычного, рядового человека, и исторический документ, исследование, запечатленная память.
Несмотря на описание страшных событий, ни в малейшей степени не приукрашенных, книга Шаламова не перечень ужасов. Ровный и спокойный язык автора, его повествовательский талант, его жизненное мужество даёт нам понимание того, что значит быть и оставаться человеком в одном из самых тяжёлых и трагических периодов нашей с вами истории.
6. Сомерсет Моэм «Луна и грош»
Замысел книги подсказан биографией французского художника-постмодерниста Поля Гогена. Главный герой, преуспевающий маклер, вдруг бросает семью, работу, родину, спокойствие и предсказуемость сытой буржуазной жизни ради рая природы далёкого тропического острова. И ради рая живописи.
Этот роман о пределах допустимого с точки зрения морали и с точки зрения искусства, заставит вас ещё раз задуматься о выборе между долгом и стремлением к максимальному самовыражению. Когда человек молод, подобные вопросы в его жизни, как правило, стоят наиболее остро: в последующие годы людям чаще всего приходится иметь дело лишь с последствиями этого выбора. Что предпочесть — достаток и спокойствие или служение тому, что любишь, вкупе с бедностью и безвестностью? Ответ важен, и для каждого он свой.
7. Теодор Драйзер «Американская трагедия»
Роман о заурядном юноше приятной наружности, который был тщеславен и беден…нет, не так: это роман о подлинных ценностях и «ценностях», навязанных обществом человеку. Или нет, не так — это роман о цене, которую приходится платить человеку за свои поступки и убеждения. А ещё — о муках выбора, внутренней борьбе и противоречиях «человеческой, слишком человеческой» натуры.
Книга, по праву принадлежащая золотому фонду мировой литературы, подробнейшим образом разбирает жизнь нескольких слоёв американского общества начала прошлого века. Произведение правдиво и ярко доказывает что от американской мечты до американской трагедии только один шаг.
8. Стефан Цвейг «Новеллы»
Цвейг — австрийский писатель, поэт, драматург, журналист — считал, что хуже всего ему удаются романы, они выходят растянутым подобием его новелл. А вот новеллы свои ценил высоко — как, собственно, и миллионы их почитателей.
Герои его коротких произведений — люди, принадлежащие к высшим слоям общества, внешние обстоятельства которых определяют не только неожиданные повороты судьбы, но и внутренние драматические изыскания. Уникально разработанная динамика повествования и умелое описание душевных переживаний героев, постепенное наращивание и неожиданное разрешение психологических конфликтов научит сопереживать и анализировать «темноту человеческой души».
Мало кто кроме Цвейга может заставить почувствовать, насколько человек на самом деле уязвим, насколько он беззащитен. Могу с уверенностью сказать, что тот, кто прочёл новеллы, никогда не сможет их забыть.
9. Джордж Оруэлл «1984»
Антиутопии читают, в основном, молодые люди. Молодость — это протест против множества общепринятых вещей, бунт «инаковости», непохожести на других, поиски отдельного, отличного от других, пути, и переосмысления окружающей действительности.
Тоталитарный мир, в котором родился и вырос главный герой книги, похож на множество стран и миров, как настоящих, так и выдуманных. Общее у этих мест одно: человеческая жизнь, индивидуальность, даже в самой безобидной для общества форме, в конце-концов сводится к нулю.
Джордж Оруэлл создал свой роман под впечатлением итогов Второй мировой войны и назревающего противостояния двух сверхдержав. Спустя множество десятилетий после этих печальных событий, несмотря на все достижения современности, значительная доля человечества всё ещё подвержена законам, описанным в книге.
10. Умберто Эко «Имя Розы»
История, рассказанная нам итальянским учёным, философом, культурологом, специалистом по средневековой эстетике и семиотике, на первый взгляд представляет собой образец массовой литературы, а именно — детектив.
Но детектив этот не просто единственный в своём роде — он уникальный.
Во-первых, потому что заставляет читателя покинуть привычную позицию восприятия текста, предлагая поменяться точкой восприятия действительности со средневековым монахом, даже двумя: в романе два главных героя, старик-интеллектуал и его юный спутник, прибывающие в монастырь в Северной Италии для расследования загадочного убийства.
Во-вторых, этот роман-загадка (или, точнее, роман-разрешение загадки, роман-ключ), сможет предложить что-то своё буквально каждому: массовый читатель увидит для себя отличную беллетристику и острый сюжет, интеллектуал широкого профиля – множество аллюзий к истории, философии, литературе, узкий специалист-гуманитарий — научные теории.
А есть ещё в-третьих, в-четвёртых и так далее, буквально до бесконечности… Почему это стоит прочесть до тридцати? Возраст до тридцати – это поиск «своих», тех, с кем можно говорить на одном языке. Роман «Имя Розы» позволит вам быстро их находить, в частности, среди людей, говорящих о книгах.
Так монахи разных стран в средневековых монастырях разговаривали друг с другом на латыни.