Библиотеки заботятся о психическом здоровье своих пользователей

Барбара Бэнд

Photo by Cristina Gottardi on Unsplash

Понятие о психическом здоровье и благополучии, а также об их значимости для каждого всё более прочно проникает в нашу повседневную жизнь. Некоторые исследователи связывают это с пандемией COVID-19, когда в ситуации кризиса, тревоги и неопределённости оказалось огромное количество людей по всему миру. На сегодняшний день этот вопрос в принципе успел выйти за пределы профессионального медицинского сообщества: к его обсуждению и поиску решений подключаются специалисты различных областей. Барбара Бэнд, независимый библиотечный консультант, экс-президент Института библиотечных и информационных специалистов Великобритании (CILIP) делится своими мыслями о том, как библиотеки могут помочь своим пользователям поддерживать психическое здоровье и благополучие.

Какие роли есть у современной библиотеки?

Сегодня у библиотек есть много аспектов деятельности, которые варьируются, исходя из потребностей сообщества в тот или иной момент времени, при этом очевидно, что библиотеки играют сразу несколько ролей в современном социуме:

  • поддерживают грамотность — как обучение чтению, так и улучшение навыков чтения;
  • способствуют чтению для удовольствия — печатные, электронные книги, журналы;
  • оказывают поддержку персональному образованию — как формальному, так и неформальному;
  • предоставляют местному сообществу пространство для встреч и культурных мероприятий.

Однако одним из важнейших аспектов деятельности библиотек является поддержка психического здоровья и благополучия своих пользователей. Именно это часто упускается из виду. Возможно так происходит потому, что истинную ценность данной роли библиотек довольно трудно измерить.

Что такое психическое здоровье?

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет психическое здоровье как «состояние благополучия, в котором каждый человек реализует свой собственный потенциал, может справляться с текущими жизненными трудностями, работать продуктивно и плодотворно, вносить свой вклад в жизнь общества». Проблемы психического здоровья представляют собой растущую угрозу общественного здравоохранения, при этом отмечается, что психические и поведенческие проблемы являются основной причиной инвалидности во всем мире.

Британская благотворительная организация в области психического здоровья Mind заявляет, что ежегодно каждый четвёртый житель Великобритании будет испытывать какие-либо проблемы психического здоровья. Статистические данные другого благотворительного фонда Young Minds показывают, что вопрос психического здоровья и благополучия молодёжи вызывает не меньшее беспокойство:

  • 1 из 8 детей страдает диагностируемым психическим расстройством.
  • 1 из 6 молодых людей (в возрасте от 16 до 24 лет) имеет симптомы общего психического расстройства, такого как депрессия или тревога.
  • Половина всех проблем с психическим здоровьем проявляется к 14 годам, 75% — к 24 годам.
  • Менее 1 из 3 детей и молодых людей с диагностируемым психическим заболеванием получают доступ к уходу и лечению Национальной службы здравоохранения (NHS).
  • В общей сложности менее 1% от общего бюджета NHS расходуется на услуги по охране психического здоровья детей и молодёжи.
  • Число обращений молодых людей в возрасте до 18 лет с зарегистрированным диагнозом психического заболевания в отделение экстренной помощи почти утроилось с 2010 года.

Проблемы психического здоровья в детстве и молодом возрасте сильно влияют на взрослую жизнь человека. Так, согласно всё тому же исследованию фонда Young Minds, каждый третий случай проблем с психическим здоровьем у взрослого напрямую связан с неблагоприятным опытом детства. Взрослые, которые в свои детские годы неоднократно сталкивались с подобными проблемами, в четыре раза чаще имеют низкий уровень психического благополучия и удовлетворённости жизнью.

Как библиотеки могут поддерживать психическое здоровье и благополучие пользователей?

Первое, что нужно осознать, — это то, что библиотека представляет собой уникальное пространство — пространство спокойствия в безумной среде современного общества. Публичная библиотека часто является единственным местом, куда можно пойти в досуговых целях и где не нужно тратить деньги. Школьная библиотека — это безопасная среда со взрослым, внушающим доверие, место, обычно не связанное с уроками, экзаменами, задачами или оценками. Нельзя сказать, что библиотека — это место тишины; в субботу днём ​​моя библиотека в центре города переполнена людьми и мероприятиями. Однако при планировании пространства библиотеки, я всегда следила и слежу за тем, чтобы в ней обязательно находился тихий уголок с удобными креслами, где можно было бы посидеть и почитать.

Ещё одним важным пунктом являются ресурсы библиотеки — авторитетные и заслуживающие доверия. Помимо печатных книг и всевозможных брошюр о важности психического здоровья и благополучия, библиотека может также распространять информацию о достоверных электронных ресурсах, веб-сайтах и горячих линиях на эту тему. Исследования показывают, что от 43% до 61% жителей Великобритании трудоспособного возраста обычно не понимают медицинскую информацию, на распространение которой тратится существенная часть бюджета Национальной службы здравоохранения страны. И роль библиотекаря как посредника между пользователями и надёжными источниками информации становится ещё более важной. 

Кроме того, в библиотеке можно взять книги по конкретным вопросам здоровья. У Агентства по чтению Великобритании есть несколько отличных книжных подборок под названием Reading Well — для взрослых, молодёжи и детей, которые были разработаны и одобрены специалистами здравоохранения. Эти книги часто рекомендуют врачи общей практики, их можно найти в публичных и во многих школьных библиотеках страны, причём их можно как взять на дом, так и читать в формате электронных и аудиокниг. Так, подборка Reading Well для молодёжи включает в себя книги о психическом здоровье, которые содержат советы и полезную информацию о таких проблемах, как тревога, стресс, обсессивно-компульсивное расстройство, а также о трудностях, с которыми зачастую сталкиваются молодые люди (издевательства, буллинг, экзамены). Интересно, что в эту подборку попали книги, рекомендованные не только медицинскими специалистами, но и молодыми читателями. (Просмотреть полный список из 35 книг можно здесь: – Прим. пер.).

Библиотека — это больше, чем просто сумма её составных частей, об этом свидетельствует диапазон предлагаемых в ней активностей и их популярность. Невозможно упомянуть их все, но среди них: стихи для малышей, сторителлинг, мастер-классы, арт-группы, клубы по Lego, шахматам и настольным играм, сессии осознанности и многое другое. Благодаря всему этому библиотеки взаимодействуют со своим сообществом, проводя мероприятия, способствующие дружбе через общие интересы и помогая людям развить чувство принадлежности к социуму, столь важного для их благополучия. Такой подход позволяет вывести библиотеку за пределы её стен в более широкую среду и связаться с людьми, которые при иных обстоятельствах не пользовались бы её ресурсами и услугами.

Библиотекари, особенно в школах, зачастую хорошо осведомлены о своих пользователях, поэтому могут выработать полноценный подход, выявляя потребности учащихся и заполняя пробелы во внеклассных программах. Школьные библиотеки также являются тем местом, куда приходят многие ученики, попавшие в трудную ситуацию или испытывающие психические проблемы. Возможно, для них это безопасное место, в котором они надеются получить поддержку и ответы на волнующие их вопросы. Тем самым, школьные библиотекари находятся в идеальном положении, чтобы поддержать таких учеников, предложить им ресурсы, которые могут помочь, а также выявить возможные проблемы с другими сотрудниками школы.

И, конечно, не будем забывать о самой базовой функции библиотеки — чтении. Существуют веские, научно обоснованные причины читать, а также данные исследований, которые доказывают неоспоримую ценность чтения и его пользу для повышения уровня грамотности, особенно среди детей и молодёжи. Улучшение концентрации внимания и памяти, обогащение словарного запаса и навыков письма, а также развитие эмпатии и общих знаний —неплохо, не правда ли? Помимо очевидной связи с повышением грамотности, чтение для удовольствия (неважно, художественной литературы или нон-фикшн) снижает стресс, помогает наладить сон и облегчает депрессию. Сплошные плюсы — особенно, если речь идёт о хорошем психическом здоровье и благополучии.

Источник: princh.com

Перевела с английского Мария Алексеева