Современное искусство в современной библиотеке

Анна Харитонова

За прошедший 2020 год в РГБМ сформировался представительный фонд по современному искусству, в состав которого вошли самые авторитетные, актуальные и яркие издания, переданные в дар институциями, занимающимися визуальной культурой XX—XXI вв. Какие именно ресурсы по современному искусству представлены в РГБМ? С какими организациями в этой сфере она сегодня взаимодействует? И главное: зачем библиотекам современное искусство, а современному искусству — библиотека?

Что? Где? 

В 2020 году в Российской государственной библиотеке для молодёжи сформировался новый обширный фонд — собрание актуальных книг, журналов и каталогов по современному искусству. И уже сейчас можно судить о его востребованности у молодых посетителей библиотеки, интересующихся знаковыми событиями современного арт-процесса и движением визуальной культуры в целом. О чём свидетельствует активный спрос молодёжи на издания, представленные теперь на стеллажах в Зале художественной литературы РГБМ и являющиеся весьма репрезентативной выборкой нового большого собрания книг Библиотеки для молодёжи, посвящённых современному искусству.

В фонде представлены издания, предоставленные РГБМ в дар целым рядом организаций: учебными заведениями, галереями и музеями, которые занимаются визуальной культурой XX—XXI вв.

Кто? Почему?

За формирование нового фонда взялся куратор просветительских проектов РГБМ в сфере искусства Даниил Левитес, в круг профессиональных и личных интересов которого входят вопросы и проблемы современного искусства. В частности, в процессе организации в библиотеке культурно-образовательных мероприятий по этой теме и работы непосредственно с молодёжью — как с молодыми специалистами, так и с молодой аудиторией, посещающей подобные события, — им был отмечен запрос со стороны посетителей на контент, посвящённый современным арт-практикам (то есть на издания, которые органично и существенно дополнили бы имеющееся собрание книг по истории мирового искусства, представленное в Зале художественной литературы и в Кабинете художника РГБМ). А значит, стоило задуматься о создании некой доступной ресурсной базы, способной объединить самые разные источники информации, причём информации актуальной и желательно — прошедшей некий отбор в авторитетном сообществе. Поэтому логичным решением было обратиться в первую очередь именно к тем организациям, которые занимаются современным искусством и в исследовательски-теоретическом аспекте, и на практике. Так, среди учреждений, с которыми РГБМ взаимодействовало при собрании нового фонда, оказались ведущие отечественные музеи, институты и галереи.

В число дарителей вошли такие  арт-институции, как ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Музей современного искусства «Гараж», V-A-C, Галерея Триумф, Phillips, МАММ, ММОМА, ЦСИ «Винзавод», XL gallery, Британская высшая школа дизайна, Институт современного искусства и теории «База», Премия Кандинского, Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина, CosMoscow.

Как?

Как сориентироваться в новом собрании изданий по современному искусству и узнать основную информацию о каждом конкретном дарителе? В этом посетителю поможет система QR-кодов, расположенных прямо на стеллажах: отсканировав код на полочном разделителе (у интересующей подборки книг), можно прочесть или прослушать предлагаемое описание, кратко и ёмко знакомящее с деятельностью каждой представленной организации.


 


 

Что ещё?

Какими ещё ресурсами, помимо печатных изданий, на сегодняшний день располагает Российская государственная библиотека для молодёжи и каким непечатным контентом делится с читателями? Особого внимания заслуживает рубрика подкаста «Аудитория РГБМ» — «Это надо видеть», куратором и ведущим которой также является Даниил Левитес. Героем каждого нового выпуска становятся разные представители современного арт-сообщества: это и сами художники, и галеристы, и кураторы выставок, и искусствоведы, и преподаватели… список можно оставить открытым. В ходе живого диалога гости делятся своим личным опытом, а также размышлениями о самых разных сторонах жизни визуальной культуры в современном мире, о её многогранном диалоге с повседневной реальностью и другими искусствами.

Подкаст «Это надо видеть» — замечательная возможность услышать живые человеческие голоса современного искусства, которые одновременно просто и с экспертной достоверностью рассказывают о положении дел в арт-мире сегодняшнего дня.

Зачем? 

О смысле и перспективах организации доступных ресурсов по современному искусству в стенах библиотеки, а также о самих библиотеках как о площадках, способных его популяризировать, мы решили поразмышлять вместе с представителями ряда организаций, предоставивших свои издания РГБМ. Для чего задали следующий вопрос:

Библиотека сегодня больше, чем библиотека — это современное пространство, обладающее широким спектром культурно-просветительских ресурсов. Как бы вы оценили её перспективы в роли ещё одной арт-площадки (наряду с галереями, музеями и прочими институциями), способной транслировать, продвигать и поддерживать современное искусство?

И вот что получилось.


 

Ян Гинзбург, художник, автор инсталляций, куратор, руководитель библиотеки Образовательного центра ММОМА:

На мой взгляд самим библиотекам следует оставаться в рамках предоставления информационных услуг и научной обработки книги. Переход библиотеки в статус культурного центра таит в себе ряд проблем с идентичностью этой сферы и нарушает статус кво. Так как современное искусство не привязано к конкретному медиуму, оно может легко интегрироваться в библиотечную среду. Сама эстетика библиотек была вдохновляющей для художников концептуалистов, восхищавшихся нонспектакулярностью пространства и библиотечными шифрами. Сегодня районные библиотеки могут стать площадками для репрезентации локальных исследовательских проектов или проектов, изучающих состояние современных библиотек. Интеграция одного в другое должна проходить осмысленно, как и со стороны художника так и со стороны библиотеки, чтобы были учтены интересы искусства и площадки со всеми её особенностями. Если библиотеки будут обладать современной литературой по искусству это уже будет большим шагом вперед.


 

Ольга Свиблова, директор «Мультимедиа Арт Музея»:

Библиотека — культурно-просветительская институция, которая безусловно должна быть. То, что мы поделились своими изданиями с Российской государственной библиотекой для молодёжи, безусловно важно. И чем больше будет библиотек, связанных с разными аспектами литературы вообще (научной, художественной, литературы по современному искусству), тем лучше. Чтобы люди приходили сегодня смотреть книги, нужно прикладывать огромные усилия, потому что у детей, которые растут сейчас, во многом есть иллюзия: всё можно посмотреть в интернете. Это не так. 

Когда мы гуглим того или иного современного художника, неважно российского или зарубежного, Илью Кабакова или Джефа Кунса, мы получаем краткую справку из Википедии, но не видим целостных проектов. А для художника было и остаётся главным в жизни — издать книгу. Потому что каждый его проект — это законченное художественное высказывание. И именно книги способны полно раскрыть эти целостные высказывания. 

Когда мы изучаем хорошие, качественно изданные книги, у человека возникает визуальный вкус и определённым образом настраивается оптика его визуального восприятия. Визуальное восприятие — это самое главное в разговоре о любом искусстве: современном или не современном.

Я в детстве воспитывалась на книгах и до сих пор обожаю Джотто или Дюрера, потому что у мамы были замечательные издания с их гравюрами. И прошло полвека моей жизни прежде, чем я увидела Джотто в реальности. Образование людей, которые будут общаться с искусством, случается только в контакте непосредственно с произведением искусства. И эту возможность дают книги. К сожалению, фонды даже профильных библиотек давно не комплектуются как положено, а ведь они должны комплектоваться системно. Это очень важно, потому что образование человека — это системная вещь. 

Библиотек должно быть много, также, как и выставочных площадок. Но не надо превращать библиотеку в арт-площадку. Библиотека должна заниматься своими делами. В экологии культуры сегодняшнего дня обязательно должны быть библиотеки. И надо понимать, что сейчас издавать бумажные книги — это luxury. Ведь это дорого, и бумажные издания практически никто не покупает. Я основываюсь на статистике, а она падает во всём мире. Естественно, для людей покупка книг — дополнительные расходы. К тому же, их надо куда-то ставить, а не у всех есть место, где это можно сделать. А книги должны стоять системно, ими надо жить. Так где же они должны находиться? В библиотеках. 

Библиотеки — это учебные центры, учебное поле, поэтому я против термина «арт-площадка». Основная задача библиотеки — образовательная деятельность. А образование — это колоссальная ответственность. И с ним сегодня существует проблема. Если мы чувствуем эту ответственность, то понимаем: библиотеки страны являются важнейшим образовательным центром. И не надо там делать перформансов. Необходимо уметь работать с книгами. Книга — это что, без чего мы не можем быть образованными людьми. В библиотеках должны беспрерывно проходить образовательные занятия, создаваться целые программы силами умных людей, которые способны рассказывать о книгах, говорить о художниках, создавать видео-презентации, представлять и советовать различные издания, популяризировать околокнижные и другие просветительские темы. Таких библиотек, активно подключающих разные сегменты своего книжного собрания и продуманно строящих системные образовательные курсы, должно быть множество. Вот этим должны заниматься библиотеки с моей точки зрения. 

Ты листаешь книги и открываешь небо в алмазах. Какое же это счастье! И этой возможностью надо пользоваться. Хорошо, что у вас библиотека для молодёжи. Потому что есть время собирать камни, а есть время разбрасывать. Дети и молодёжь ещё читают книги, они учатся. А вот потом начинается взрослая жизнь. И там, во взрослой жизни, мы бежим-бежим… и вроде бы хочется попасть туда, попасть сюда, но нам всё время напоминают: вы должны это, вы должны то. 

К счастью, сегодня библиотекам в России и в частности в Москве уделяют огромное внимание. У нас библиотек больше, чем в любой другой стране. Библиотеки — это часть системы, без которой культура не живёт.


 

Дмитрий Ханкин, совладелец галереи «Триумф»:

Библиотека имеет очень специфическую функцию — хранить книги и предоставлять людям возможность ими пользоваться. Ничто не заменит живых книг — бумажных изданий. И я сам не готов перейти на ридеры и аудиоподкасты. Ну, не готов и всё — и таких людей много. Что касается многофункциональности библиотечного пространства: я это поддерживаю. Мне очень нравилась история, которую раскачивали Капков и Фаланстер, по превращению библиотек во что-то большее, чем просто хранилище книг. Это нормально и хорошо. При этом я говорю не о больших библиотеках (у которых совершенно иные функции, как, например, у больших музеев), я говорю об обычных районных библиотеках. Конечно, место с быстрым интернетом и свободным wi-fi, креслами и, допустим, скандинавским интерьером и ещё чем-то привлекательным способно служить если не магнитом, то маяком. Ну, а на вопрос о том, возможно ли в какой-то мере библиотекам заменить институцию современного искусства, отвечу встречным вопросом: зачем? Это же разные вещи: что называется, одно — жёлтое, другое — тёплое. Совершенно не обязательно смешивать. Теоретически — да, библиотека может стать площадкой для современного искусства там, где нет специфических учреждений культуры, занимающихся искусством как таковым. Таких, в общем, мало. Да, в библиотеках можно показывать «нечто». Но, как мы знаем, чтобы по-настоящему демонстрировать искусство, нужно обладать правильным пространством, светом и прочими необходимыми условиями. Библиотека же существует не для этого. Хотя, безусловно, размещать на стенах что-то приятное и относящееся к книжной графике, к иллюстрации никогда не помешает.


 

Валерий Леденёв, арт-критик, старший библиотекарь Музея современного искусства «Гаража»:

Библиотеку невозможно рассматривать в отрыве от своей основной функции — закупки и систематизации книг и предоставления доступа к значимой для посетителя информации. С другой стороны, роль библиотеки не может ограничиваться единственно накоплением книг. Работой с посетителями — за счёт программы публичных мероприятий, книжных выставок и др. — библиотека может стимулировать читательский интерес, обеспечивать посетителям возможность лучше ориентироваться в фондах и давать те или иные «точки входа» в мир информации и литературы. Что касается нашей библиотеки, то в 2017 году мы инициировали проект «В единственном экземпляре», посвящённый книге художника: каждый год современные художники делают для нас авторский объект в формате книги. Это позволяет переосмыслить роль библиотеки не только как хранилища информации, но и активного участника современного художественного процесса.


 

И напоследок:

Если вы давно хотите поближе познакомиться с современным искусством, будучи вдохновлёнными посещением музеев и галерей, или же наоборот — только собираясь пойти на выставку, но не слишком хорошо представляя, куда и за чем именно можно сегодня отправиться, — приходите в РГБМ, где вам помогут сориентироваться в многообразии имён, работ и направлений, предоставив свежие и яркие издания по интересующему вас запросу. А также присоединяйтесь к аудитории слушателей подкаста «Это надо видеть» и знакомьтесь с деятелями огромного и увлекательного мира совриска.


 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*