Владислав Ткачук — VFX супервайзер (мастер компьютерных спецэффектов в кино, на ТВ и в интернет-рекламе). Один из основателей студии Synticate.team, создающей 3D-видеоконтент для российского и международного рынков. Как CG-художник работал на фильмах «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Марс», «Одна любовь на миллион», «Ирония судьбы. Продолжение», «Ёлки — 2» и др., а также в проектах холдинга ВГТРК. Сейчас Владислав Ткачук делает новый шаг в освоении компьютерной сферы — представляет интерактивную инсталляцию «Hi, Human. Портал в будущее» в Центре современного искусства М’АРС (см. рубрику «Микс» в этом номере).
— Владислав, объясните, как компьютерный бот, разговаривающий с публикой, стал предметом искусства?
— Проект «Hi, Human. Портал в будущее» — исследование взгляда на индивида и человечество со стороны машины, которая потенциально может существовать автономно тысячи лет. Пришла идея посмотреть на современного человека с расстояния в три тысячелетия, как будто Hi, Human находится в лесу в 5020 году. Если говорить конкретно об элементах инсталляции, которые удалось создать — уже есть отлично работающие языковые боты. И некоторые даже претендуют на звание ИИ (искусственного интеллекта) — например, Сири от Apple. У меня, как у визионера, всегда возникали мысли, почему у этих ИИ до сих пор нет визуального интерфейса? И такие размышления привели к сборке прототипа, имеющего внешние данные. То есть мы с Романом Цукановым и Димой Папижем, участниками арт-группы Synticatе, привязали нашу риалтаймовую аудиореактивную генеративную графику к Алисе от Яндекса и показали её на международной выставке BYOB в прошлом году.
— «Hi, Human» позиционируется как постоянно дополняющийся проект, который запрограммирован на развитие, на усовершенствование. Как это работает?
— «Hi, Human. Портал в будущее» задаёт вопросы посетителям, считывает их ответы, которые мгновенно становятся частью арт-объекта. Инсталляция также сканирует всех пришедших в Центр М’АРС, генерирует интерпретации записанных образов. Важно отметить, что весь контент выставки при этом создают сами зрители, вступая в диалог с искусственным разумом. По нашему замыслу эта интерактивная инсталляция является платформой для совместного творчества человека и машины.
Показателен в этом смысле второй модуль нашей выставки, основанный на футуристических работах в графике, звуке и текстах участников всероссийского творческого конкурса #ХочуТакоеБудущее, который мы запускали вместе с Центром М’АРС в период карантина. Главным критерием отбора концепций в графике, звуке и текстах стал позитивный взгляд на будущее. Негативными проекциями жизни и так всё переполнено в массовой культуре. Мне понравилось, что в своих рассказах на заявленную тему люди говорили не просто общие слова, а давали конкретные рекомендации, как действовать, чтобы через годы реализовать положительные сценарии.
— Поделитесь своей личной футуристической концепцией. Каким вы хотите видеть будущее?
— Как житель города, мечтаю в первую очередь о том, чтобы мы, наконец, перешли на электротранспорт. Скорость интернета и тренд удалённой работы уже позволяют распределяться из больших городов по экопоселениям. Считаю, что будущее за ними — небольшими экокластерами. Правильным было бы свести к нулю вред от технологий беспроводной передачи данных. И ещё важно воспитать в нашем обществе культуру отказа от пластика и других загрязняющих планету материалов.
А как визионеру мне было бы интересно внедрить в общественные пространства интерактивные голографические ИИ интерфейсы, которые бы повышали людям настроение, приносили эстетическое удовольствие, помогали в чём-то, например, узнать, как добраться куда-нибудь. Это бывает необходимо, если ты едешь на самокате или велосипеде, и у тебя разрядился телефон. Хотелось бы начать с подобных простых шагов, которые приведут нас в красивое, интересное и позитивное будущее.
— Какое будущее вы предсказываете цифровому искусству?
— У него всё только начинается. Мы находимся на пороге массового распространения AR-гарнитур, через пару лет они появятся в нашей жизни также, как появились смартфоны. Художники начнут наполнять эту нишу для творчества своим искусством. Картины приучили нас к восприятию искусства внутри прямоугольника рамы, и это, думаю, впоследствии повлияло на создание экранов телевизоров и других устройств в виде прямоугольника. С распространением AR-очков мы будем созерцать контент не на прямоугольной форме снаружи, а находиться внутри него. Сейчас это уже происходит в VR-измерении. Но VR — неудобный формат, он требует дорогого стационарного компьютера, поэтому мало распространён. А AR-программы, на мой взгляд, войдут в массовый обиход. Формула будущего в этом аспекте: Облако + 5G + AR.
— Вы много занимаетесь рекламой. Может ли она стать предметом искусства? Есть ли уже такие примеры?
— Главная задача рекламы — продавать. Думаю, что при соответствующей задаче она может выглядеть как предмет искусства, выполненный на уровне самых высоких стандартов. Ведь есть же «Ночь пожирателей рекламы», где собираются люди, которые с удовольствием несколько часов подряд смотрят в киноформате лучшие рекламные ролики, отобранные создателем этого ивента — Жаном Мари Бурсико.
— Поскольку от искусства мы перешли к рекламе — какие проекты вы считаете наиболее удачными, соединяющими креативность, искусное воплощение и востребованность у аудитории? Какие из них стали поворотными в вашей судьбе?
— В плане выхода творческой энергии в чистом виде это, конечно же, «Hi, Human. Портал в будущее» — выставка является квинтэссенцией всего, что волновало меня последние несколько лет. Первым шагом в сторону дизайна в рекламном направлении считаю проект для Центрального банка Российской Федерации, здесь нам удалось сказать новое слово в стилизации Гильош (Гильош — орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой; декоративная отделка украшения. — Ред.). Также я бы отметил наш ролик о «Чудо-йогурте». Это как раз тот случай, когда задача была – создать рекламу, которая выглядит как искусство. Мне кажется, всё получилось, и этот проект открыл мне двери на международный рынок в качестве режиссёра. Другая наша важная работа — проект заявки от России на проведение Всемирной универсальной выставки «Экспо— 2020» в Екатеринбурге. Он точно стал вехой и повлиял на то, что происходит сейчас с Synticate.team. Кстати, это для нас первое высказывание на тему визуализации будущего. Ролики с маленьким роботом для «Билайна» мне нравятся тем, что мы нащупали визуальный синтез анимации и дизайна, а это суть деятельности нашей команды, это заложено в нашем названии и ДНК. И ещё в проекте для ЖК West garden было интересным погрузить зрителя в ощущение гармонии человеческой среды обитания и природы. Мы создавали этот контент с большим удовольствием.
— Владислав, а какую главную задачу вы ставите перед собой, осуществляя столь разные проекты?
— Таких задач три: непрерывное «расти и развиваться», делать красивые вещи и создавать что-то полезное и нужное людям.
Вопросы задавала Юлия Смолякова