Комфортное библиотечное пространство: опыт разных стран

Евгения Микаелян

Photo by Radu Marcusu on Unsplash
Комфортная атмосфера библиотеки: в чём она выражается? Что ещё, помимо мягких кресел и тёплого света, делает её таковой? И как организуют своё комфортное пространство библиотеки разных стран? Что они делают, чтобы посетителям хотелось не только дольше находиться в библиотеке, но и возвращаться туда снова.

Нет сомнений, что библиотека сегодня —  это не только фонды. Это, в том числе, особое пространство, характеризующееся комфортом —  физическим и психологическим. И если за понятием физического комфорта стоит вполне ясный набор черт и факторов, знакомых большинству, то составляющие психологического комфорта могут вызвать куда больше вопросов. В контексте жизни библиотек физический комфорт включает в себя всё, что связано с планировкой и оформлением интерьера: цвет, освещение, мебель, декоративное решение, озеленение, а также возможность выбрать для себя оптимально комфортное место из разнообразного ряда, предложенного библиотекой. Психологический же комфорт связан с субъективным восприятием атмосферы библиотечного пространства, понятием эстетики, наличия какого-либо стиля, а также напрямую относится к поведению библиотечного персонала по отношению к пользователю. Нет сомнений, что обстановка, в которую попадает человек, переступивший порог библиотеки, —  это первое, что он оценивает и что вызывает те или иные эмоции. 

Так вышло, что интерес исследователей всегда был сосредоточен, скорее, на технической стороне работы библиотек, на статистических и фактических данных, а не на том, что чувствует читатель в библиотеке, как он относится к библиотечному пространству с персональной, субъективной точки зрения. Между тем сегодняшние библиотеки не могут позволить себе недооценивать фактор комфорта. Если их пространство недостаточно продумано и проработано, а пользователь чувствует себя в нём неуверенно или неудобно (особенно если при этом также есть выбор между библиотекой и каким-либо другим местом), то он никогда не сможет в полной мере сосредоточиться на информационных ресурсах библиотеки.

Организация комфортного библиотечного пространства происходит в России и за рубежом в разных темпах и с использованием различных методов. Несмотря на это и там, и там важную роль играет (или, по крайне мере, в идеале должно играть) мнение самих пользователей. А именно, мнение о том, что же собой представляет то самое комфортное библиотечное пространство, в котором хочется не только находиться, но и возвращаться в него снова и снова.

США и Канада

В статье «If they build it, they will come. A student-designed library» рассказывается о необычном проекте, в ходе которого группе студентов дали возможность выразить собственную точку зрения и самим выбрать идеальный дизайн помещения библиотеки. Автор исследования попросил студентов разных направлений, посещающих его внеклассный курс по библиотечному дизайну, нарисовать своё идеальное помещение для учёбы. Среди иллюстраций были холлы и гостиные общежитий, собственные комнаты и даже кафе. Никто из испытуемых не нарисовал свою университетскую библиотеку. 

Когда студентов спросили, почему они не рассматривают свою библиотеку как комфортное место для учёбы, ответы были следующими: «стены больничного белого цвета», «неприятное флуоресцентное освещение», «неэстетично» и т.д. На вопрос, как тогда, по мнению студентов, должна выглядеть та самая университетская библиотека, чтобы именно в ней хотелось заниматься, были получены следующие рекомендации: естественное освещение, наличие кафе, специальная зона, которая работает 24/7, индивидуальные источники света, длинные диваны. Были предложены и такие варианты: «более мягкое, рассеянное освещение», «тёплые цвета», «комфортность», а также «пространство, которое бы вдохновляло».

Интересно заметить, что именно комфортность, атмосфера места, а не какие-либо другие факторы вроде наличия информационных ресурсов и техники оказались решающим критерием при выборе места для работы. К сожалению, из-за отсутствия в библиотеке описанных выше условий, студенты всегда делали выбор в пользу других мест и заведений, даже платных, пока их устраивал интерьер.

Так, важным критерием психологического комфорта становится понятие «атмосфера». Что кроется за психологическим «ощущением» атмосферы места, какие факторы влияют на её восприятие? И, главное, как она помогает создать комфортное пространство и задержать пользователя в стенах библиотеки?

Многие исследователи считают, что нынешний успех книжных магазинов и книжных кофеен заключается именно в том, что те, имитируя то, что библиотеки делали уже до них, торгуют комфортным физическим пространством для взаимодействия с книгами. Книжные магазины пытаются воссоздать атмосферу библиотеки, поощряя клиентов задерживаться в своих стенах: они сознательно «подражают» библиотекам. Возникает вопрос, почему библиотеки, которые в теории предоставляют то же самое комфортное, атмосферное пространство, но при этом бесплатно, часто проигрывают в сравнении со своими платными конкурентами? Неужели библиотеки не уделяют достаточного внимания разработке и улучшению качества своего пространства, поддержанию той «библиотечной атмосферы», которая многими так романтизируется? 

В 2015 году библиотека университета Конкордия (Монреаль, Канада) провела исследование, чтобы выявить предпочтения пользователей перед запланированным ремонтом библиотеки. Интересно следующее: когда респондентов спросили, что именно они хотели бы добавить или улучшить, то, помимо технических аспектов, качества меблировки и прочих удобств, третьей и самой частой категорией ответов стали комментарии относительно комфортности и атмосферы библиотечного пространства:

 «Обстановка здесь не очень комфортная. Стены непримечательные и угнетающие, отчего настроение сразу падает»; «Создайте приятное пространство. По мне так библиотека слишком старомодная»; «Создайте благожелательную и комфортную атмосферу для долгих часов учёбы»; «Я бы определённо изменил освещение на что-то более яркое вместо этого желтоватого света. На мой взгляд, он создает неприятную атмосферу»; «Из-за этого ковра библиотека выглядит изношенной и поблёкшей».

Такой результат убедительно показывает, что психологический комфорт и атмосфера библиотеки — это хоть и субъективные, но столь же важные параметры, как, например, технологическое оснащение библиотеки и физическое состояние, качество мебели, и на них несомненно стоит обращать не меньшее внимание при разработке дизайна библиотечного пространства. Особенно это касается библиотек, которые работают с молодёжью (университетских и специализированных) как одной из наиболее мобильных, динамичных и переменчивых групп пользователей, а потому и наиболее требовательных к комфорту и общей атмосфере пространства.

Франция

Во французских библиотеках регулярно проводятся анкетирования и опросы читателей касательно качества предоставляемых услуг, включая вопрос о комфортности библиотечного пространства. Особо примечательным является исследование, проведённое в 2012 году мэрией Парижа с целью оценки качества муниципальных библиотек. Респондентам было предложено назвать критерии «идеальной» по их меркам библиотеки. В итоге все результаты были так или иначе связаны с пространством учреждения, её психологическим и физическим комфортом.

Популярностью пользовались природные материалы и «натуральные» элементы в дизайне библиотек. Так, многие респонденты отдавали предпочтение естественному освещению, озеленению, «естественным» изогнутым линиям в интерьере, выполненном из натуральных материалов. Многие хотели бы видеть в оформлении библиотек стекло, дерево, растения, тёплое рассеянное освещение. Предлагалось даже обеспечить возможность выхода в сад или собственный дворик библиотеки в солнечные дни.

Помимо этого, многие уделили внимание важности зонирования пространства библиотек. Респонденты высказались о желании видеть в библиотеке как изолированные тихие зоны для работы, так и более расслабленные площадки для общения и отдыха. Что касается предпочитаемых мест для сидения за книгой, в приоритете оказались мягкие и комфортные варианты (диваны, кресла, кресла-мешки, шезлонги). В более традиционной «рабочей» зоне посетители хотели бы видеть удобные стулья, достаточно хорошо сконструированные, чтобы на них можно было долго работать и оставаться сосредоточенными без дискомфорта для тела. Более того, многие пользователи также хотели бы видеть в стенах библиотек экспериментальные и нестандартные зоны для чтения или созерцания, как, например, дзен-пространства с комнатными фонтанами, аквариумами и садами.

Некоторые опрошенные предложили заимствовать из книжных магазинов идею собственных тематических разделов и цветовых кодов, основанных не на традиционных классификациях, а на субъективных ощущениях: иными словами, речь идёт о распределении книг на секции: «мечтать», «смеяться», «абстрагироваться», «играть», «получать информацию» и тому подобное. Можно справедливо предположить, что такие идеи поступали в основном от читателей, которые зачастую бегло просматривают стеллажи книг, ища «что-нибудь интересное», что зацепит их взгляд.

В большинстве своём требования к «идеальной» библиотеке в глазах французских респондентов следующие. Это должно быть место, в котором они смогут чувствовать себя хорошо, в которое захочется возвращаться снова и снова; оформленное в тёплых натуральных цветах, комфортное, с уютной дружелюбной атмосферой. Идеальная библиотека для них — это зонированное пространство, где находятся как традиционные места для работы, без отвлекающих факторов, мотивирующие на долгосрочную концентрацию внимания, с достаточным акустическим комфортом, так и более неформальные зоны для расслабленного чтения, работы в компании, рефлексии и созерцания.

Россия

Конечно, на Западе изучением вопросов комфорта библиотечного пространства занимаются уже не одно десятилетие. Их опыт колоссален, но это, разумеется не означает,  что тема игнорируется и не изучается в российских библиотечных кругах. К тому же вопрос комфортности библиотечного пространства сегодня как никогда актуален и среди пользователей библиотек.

Следуя опыту зарубежных коллег, которые при разработке дизайна и планировки комфортного пространства обращаются к предпочтениям именно пользователей, мы провели аналогичное исследование. Респондентам (постоянным посетителям различных публичных библиотек России) предлагалось ответить на ряд вопросов о физическом и психологическом комфорте и уюте библиотечного пространства. Например, субъективно оценить важность ряда факторов физической комфортности пространства (таких как наличие места у окна, нестандартной мебели, соблюдение зонирования и т.п.), поделиться опытом и оценкой общения с сотрудниками библиотек, а также дать в свободной форме определение своего идеального комфортного библиотечного пространства.

В первую очередь стоит остановиться на ответах, полученных на заключительный вопрос. Респонденты выделили следующие факторы комфортного пространства библиотеки, на которые следует обратить внимание:

  • акустический, температурный и гигиенический комфорт;
  • зонирование и наличие выбора между различными точками: формальными и неформальными, собственный выбор места для работы («хорошо бы, если бы в библиотеке были, условно, “рабочие”места и что-то типа зоны отдыха, неформальное место, но это идеальный вариант», «возможность присесть с книгой на пол, потому что мне было бы так комфортней», «всегда нравятся нестандартные “уютные” пространства»);
  • уединённость, наличие закоулков, приватных мест для работы или одноместных уголков («для меня важна уединённость, и я не стану сидеть там, где много людей…», «уединённые пространства, где ты никого не видишь», «можно забиться в уголок», «больше уединённости от других посетителей, например, что-то вроде небольших кабинок»);
  • просторность и нестеснённость («большое пространство, чтобы обеспечить удалённость людей друг от друга»);
  • стиль и дизайн помещения, интерьер, в том числе и атмосфера библиотеки («чтобы декор был уютный и домашний», «я пользуюсь библиотекой как местом, где можно взять книги, но уютная атмосфера […] завлекает оставаться в библиотеках подольше», «что-то отличительное, запоминающееся в интерьере, но не мешающее аутентичности», «чтобы было атмосферно, приятно находиться», «визуально, как какой-нибудь музей современного искусства — модернистское», «визуальное пространство, декор и дизайн интерьера для меня очень важны», «приятная атмосфера,настраивает на рабочий лад», «такая библиотека, которая не навлекает тоску и уныние, и желание поскорее оттуда уйти», «было бы здорово, если бы больше библиотек уделяло внимание декору, особенно тематическому»);
  • интуитивно понятный дизайн библиотеки и наличие инструкций («помещения библиотеки не должны быть лабиринтом, потому что малейшее ощущение потерянности уже приводит к дискомфорту»);
  • дружелюбный вежливый персонал;
  • наличие кафетерия/автоматов с едой («очень здорово, если бы при библиотеке была небольшая столовая или хотя бы автомат с кофе»);
  • наличие бесплатного Wi-Fi и индивидуальных розеток.

Эти результаты показывают, что вместе с неоспоримой важностью стандартных показателей комфортности библиотечного пространства (акустический, температурный и гигиенический комфорт) такие факторы, как стиль, дизайн и атмосфера также играют важную и во многом принципиальную роль. Значительная часть респондентов предпочла бы заниматься не только в чистом и тихом, но также и в визуально приятном, эстетически привлекательном пространстве, обладающем определённой атмосферой. 

Интересны мнения читателей по поводу специальных зон для работы и чтения. Половина респондентов предпочитает подобные неформальные места для чтения традиционным, при этом абсолютное большинство также поддержало необходимость как минимум наличия таких пространств в библиотеке, то есть возможности выбора между различными зонами. Помимо этого, достаточно большое количество респондентов хотело бы иметь доступ к уединённым рабочим пространствам. И даже если библиотеке было бы очевидно затруднительно предоставить каждому пользователю свою комнату для работы, она вполне может обеспечить наличие изолированных мест с помощью правильно расставленных предметов мебели или стеллажей, уголков или одноместных кресел, создающих атмосферу уединённости.

Отметим стремление большинства респондентов к менее формальной и более разряженной обстановке при общении с сотрудниками библиотеки. Что вполне ожидаемо, если учитывать, что многие пользователи, особенно молодёжь, приходят в библиотеку в свободное от учёбы и работы время: им не хочется покидать одно формальное строгое пространство (школа, институт, работа) для того, чтобы прийти в другое, также имеющее строгую регламентацию, где их будут жёстко контролировать (только не учителя и коллеги, а сотрудники библиотеки). 

Итак, подведём итоги. На основании проведённого исследования и изученного опыта других стран выделим несколько эффективных методов повышения комфортности библиотечного пространства: 

  • проведение опросов для выявления предпочтений и желаний фокусной группы пользователей библиотеки;
  • сотрудничество библиотечных работников с профессиональными дизайнерами и архитекторами в целях создания не только функционального, но и стильного помещения;
  • следование единому стилю, создание определённой атмосферы пространства библиотеки;
  • грамотное зонирование библиотечного пространства, отвечающее разным пользовательским запросам; 
  • предоставление свободы в выборе места для времяпрепровождения и в передвижении с библиотечными материалами по пространству библиотеки;
  • обеспечение необходимым количеством визуально изолированных рабочих мест, например, одноместными креслами или уединёнными пространствами, созданными с помощью определённой расстановки стеллажей;
  • внимание к вопросам дружелюбности и вежливости персонала.

Детально продуманное комфортное библиотечное пространство сегодня как никогда играет огромную роль в успехе современной библиотеки, которая в виду своей уникальности незаменима ни одним из конкурентов.