Центру рисованных историй Российской государственной библиотеки для молодёжи в сентябре 2020 года исполняется 10 лет. Это первая отечественная структура, которая взялась исследовать комиксы как феномен книжной культуры. Круглая весомая дата требует паузы, анализа и подведения итогов, ведь без осмысления пройденного нельзя нарисовать перспективу движения вперёд… Мы пообщались с сотрудниками Центра, попросили их доходчиво и ёмко — согласно канонам жанра, к которому они трепетно относятся, — проиллюстрировать сделанное. В результате, в сумме со всеми воспоминаниями, фактами и событиями, получилась, скорее, история не рисованная, а занимательная математическая. Но за этими отчётными цифрами чувствуются драматургия событий, энергия и заинтересованность их участников — художников и исследователей комиксов.
Центр рисованных историй РГБМ обладает крупнейшей в России коллекцией рисованных историй всех стилей и направлений на 15 языках мира — около 7000 книг и свыше 1200 журналов. Он осуществил более 40 выставочных проектов на площадках библиотеки и более 60 выездных мероприятий в городах России, а также за рубежом — в Ангулеме и Страсбурге (Франция), Стокгольме (Швеция), Ереване (Армения), Алжире (Алжир) и т.д.
Ирина Михнова, директор Российской государственной библиотеки для молодёжи: «Началось всё с того, что я попросила своих коллег заняться переводами материалов (в первую очередь англоязычных) о том, как происходит библиотечное обслуживание молодёжи в европейских странах и в США. В процессе обнаружился очень большой объём материалов, посвящённых наличию комиксов как весомой части библиотечного фонда почти во всех публичных библиотеках Европы и Америки. И это нас, безусловно, заинтересовало. Но встал вопрос: будет ли отклик на комиксы у нашего читателя? Мы рискнули, запустили людей по магазинам и попытались сначала закупить то, что есть на прилавках. В итоге у нас где-то пара десятков названий появилось. Мы попытались сформировать фонды и стали предлагать разным залам, чтобы они поставили эти комиксы у себя. Отказались все. Одним словом, предыдущие десятилетия — время полного отторжения идеи комиксов применительно к молодёжному чтению — да, наверное, и к детскому тоже. Потому что они трактовались только как… Проблемы визуализации текста не стояло. Шли только упрощение и примитивизация текста. В девяностые годы в библиотечной среде ходили такие байки-страшилки, что кто-то однажды в каком-то магазине увидел комикс то ли по “Анне Карениной”, то ли по “Войне и миру”. Это был такой ужас в нашей среде! Потому что никто тогда в глаза не видел комикса».
В Центре прошло более 450 встреч, лекций, презентаций, в том числе с участием иностранных авторов рисованных историй из Франции, Бельгии, Испании, Италии, Сербии, Армении, Украины, Финляндии, Швеции, Норвегии, США, Великобритании, Польши, Чехии, Китая, США, Болгарии, Конго, Казахстана, Германии, Японии. Так, гостями Центра были Бенуа Сокаль (автор культовой игры Syberia), Жан-Пьер Жибра (автор рисованной истории «Отсрочка), Паскаль Рабате (автор графического романа «Ибикус»), Кристиина Колехмайнен (директор Сериатеки, шведской библиотеки комиксов в Стокгольме), Катрин Феррероль (директор библиотеки комиксов в Ангулеме, Франция) и многие другие.
Алим Велитов, директор фестиваля «КомМиссия», сотрудник Центра рисованных историй РГБМ: «Движение художников-комиксистов в нашей стране — это довольно многочисленное, но всё же альтернативное сообщество. Мы общаемся с художниками Франции, в этой стране комиксы официально признаны искусством — наравне с литературой, музыкой, кино, театром. Они выпускаются в качественных переплётах, на дорогой бумаге, их изучают в университетах. Но мы делаем шаги в этом направлении».
Александр Кунин, руководитель Центра рисованных историй РГБМ: «До 2010 года рисованных историй в фондах российских библиотек практически не было, да и сами библиотекари не понимали, как с этими книгами работать. Кто-то питал негативные стереотипы, кто-то боялся сталкиваться с предметом, в котором чувствовал себя неуверенно. А кто-то, может, и хотел бы что-то делать в этой области, но сталкивался с непониманием руководства. Сам факт того, что федеральная библиотека включила работу с рисованными историями в план своей работы, стал важным фактором для руководителей российских библиотек. И к этой теме стали относиться лояльнее, стали интересоваться. А наши бесконечные поездки по России с лекциями, мастер-классами для читателей и для библиотекарей стали важным методическим подспорьем. Можно утверждать, что если бы не РГБМ, то путь комиксов в библиотеки России был бы более сложным и долгим».
В творческой копилке Центра — шесть клубных проектов, в числе которых Комикс-клуб, Манга-клуб, киноклуб «Бардо», Встречи в ЦК, «МультВикенд», «Четвёртая стена». В числе наиболее ярких недавних событий — «Комикс-марафон» (недельные комикс-интенсивы для профессиональных комиксистов и увлечённой молодёжи в семи регионах России — в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Калининграде, Ханты-Мансийске, Сыктывкаре и Нижнем Новгороде). А также первая и самая крупная за всю историю международная выставка «RING NOVA. Россия в рисованных историях и мультфильмах», состоявшаяся в Южной Корее в 2019 году.
Александр Кунин, руководитель Центра рисованных историй РГБМ: «Рисованные истории — естественная часть молодёжной культуры, мировой культуры. Они тесно переплетаются с кино и другими видами искусства, находят своё отражение в массовой культуре, в архитектуре и в граффити. От нас не зависит судьба этого явления. Нам интересно изучать рисованные истории, находить способы для использования этого языка в работе публичных библиотек, в популяризации каких-то важных для общества тем. Сегодня в России много специалистов (издатели, авторы, книготорговцы, библиотекари, журналисты), которым рисованные истории оказываются интересны с профессиональной точки зрения».
Все эти годы ведётся работа по осуществлению главной задачи: на официальном и бытовом уровнях внедрить мысль о том, что рисованные истории — это художественные знаки времени, что их авторов надо знать в лицо, что комикс-сообществам надо помогать, давая им импульсы для генерации творческих идей. Войти в новое десятилетие решили масштабно: к десятилетию первого российского Центра комиксов и первого отечественного библиотечного комикса 15 сентября в Российской государственной библиотеке для молодёжи состоится большая фестивальная программа, внутри которой много примечательного: «Комиксы десятилетия» — презентация выставки знаковых работ в жанре рисованных историй; «Изображенное время: от “Искателей” до “Хронографа”» — презентация выставки художников-сподвижников Центра рисованных историй РГБМ; Всероссийский конкурс комиксов «Место действия — библиотека!» (церемония объявления и награждения победителей — участников творческого конкурса); «История российского комикса» — презентация медиаинсталляции о ключевых фигурах и событиях отечественной комикс-культуры; презентация Международного фестиваля комиксов, графической новеллы, манга, мультиков и BD «КомМиссия»; Всероссийский слёт комикс-сообществ (в офлайн- и онлайн-форматах); «Диалог комикс-культур» — онлайн-включение комикс-центров России и мира; «Они были первыми» — встреча с авторами первого отечественного библиотечного комикса, художниками Анной Сучковой и Сергеем Христенко. А кроме того — мастер-классы, лекции, воркшопы, встречи с художниками и издателями, панельная дискуссия для библиотекарей и педагогов, научно-практический семинар — мероприятия для читателей, художников-комиксистов, исследователей и популяризаторов комиксов.
Алим Велитов, директор фестиваля «КомМиссия», сотрудник Центра рисованных историй РГБМ: «Человек, который любит комиксы, на всю жизнь сохраняет непосредственный взгляд на жизнь. Он не превращается в скучного заморенного взрослого, он всегда открыт для новых впечатлений. Кроме того, читая комиксы, человек заставляет работать оба полушария мозга, с чем у типичного взрослого обычно проблемы (с годами, как известно, мы больше задействуем левое полушарие, забывая о правом)».
Десятилетие Центра рисованных историй РГБМ — возможность обратить внимание на сферу, которая позволяет «прокачать» креативные навыки и творческое начало. А для сообщества библиотекарей и педагогов — важный повод взглянуть на развитие отечественной комикс-индустрии, обсудить актуальные темы, такие как комиксы в образовании, в популяризации знаний, в социальной работе, продвижении языков и культуры народов страны.
Александр Кунин, руководитель Центра рисованных историй РГБМ: «Могу уверенно сказать: культура рисованных историй будет развиваться, поскольку этот вид искусства прочно занял своё место в круге интересов детей и молодёжи. А перед Центром, наравне с прежними, сегодня появились и новые задачи — быть модератором молодёжного чтения, выделять из массива публикуемых изданий самое лучшее».