С библиотечной стороны

Ксения КОСАЧКОВА

 

Вот и наступила зима… а библиотеки по-прежнему продолжают нас радовать обильным «урожаем» ярких и интересных мероприятий, проектов, акций. В нашей подборке мы постарались представить самое любопытное из того, что приготовил нам библиотечный мир за последние месяцы.

Астраханская библиотека для молодёжи имени Б. Шаховского в октябре запустила проект «Прочитано. Рекомендуем!», направленный на социокультурную адаптацию иностранных мигрантов путём их знакомства с русской классической и современной художественной литературой. Проект реализуется в формате небольших видеобесед, в которых библиотекарь вместе с обучающимися и работающими в вузах области молодыми иностранцами читают и обсуждают русские произведения, проводят их сравнение с зарубежной литературой, рассуждают над особенностями русской культуры в целом. На данный момент вышло уже пять видеороликов, посвящённых произведениям А.П. Чехова «Дама с собачкой» и «Моя “Она”», М.М. Зощенко «Обезьяний язык» и басням И.А. Крылова. Участие в съёмках приняли студенты из Марокко, Республики Ботсвана и Республики Чад. Посмотреть записи бесед можно на официальном канале библиотеки в YouTube.

Осенью этого года в Свердловской областной библиотеке для детей и молодёжи имени В.П. Крапивина заработала LifeHub-лаборатория для подростков «Школа взрослой жизни», организованная при поддержке Министерства культуры Свердловской области и Фонда Михаила Прохорова. Лаборатория представляет собой открытую образовательную площадку для молодых людей в возрасте от 14 до 17 лет, которая направлена на развитие практических умений и навыков для выживания в условиях мегаполиса и успешной личностной, творческой и профессиональной самореализации в обществе. По словам организаторов, это те навыки, которым не научат в школе или дома, включая практики, связанные с ориентированием в городе, взаимоотношениями с друзьями, поведением в обществе, имиджем, финансовой грамотностью, предпринимательством, профессиональным самоопределением, реализацией творческих талантов, участием в волонтёрском движении и др. — что так или иначе позволит облегчить вступление подростков в самостоятельную жизнь. Занятия «школы» распределяются по блокам «Выживание», «Творчество» и «Общение» и проводятся в формате тренингов, лекций, практикумов, деловых игр, квестов, экскурсий, марафонов.

В день проведения акции «Ночь искусств — 2018» Библиотечный центр для детей и юношества «Читай-город» (г. Великий Новгород) организовал очередной спектакль в рамках проекта «Театр–24». Уникальность проекта, который реализуется библиотекой уже на протяжении нескольких лет, заключается в том, что оригинальные одноактные спектакли создаются спонтанной группой молодых ребят от 14 до 30 лет всего за 24 часа. Молодые люди участвуют на всех этапах подготовки представления, выступая в качестве драматургов, режиссёров, актёров, реквизиторов, декораторов и других представителей театральных профессий.

Библиотека, в свою очередь, оказывает основную организационную и информационную поддержку, в том числе подбирает цитаты из литературного произведения, которые становятся основой для будущих постановок. На этот раз в качестве литературного источника для сюжетов спектаклей была выбрана постмодернистская поэма в прозе «Москва-Петушки» писателя Венедикта Ерофеева. Каждой из четырёх команд, принявших участие в ноябрьской театральной программе, было предложено создать спектакль по цитате из произведения на выбор: 1) «Надо чтить потёмки чужой души, надо смотреть в них, пусть даже там и нет ничего, пусть там дрянь одна — всё равно: смотри и чти, смотри и не плюй»; 2) «У каждого свой вкус — один любит распускать сопли, другой утирать, третий размазывать»; 3) «Неужели так трудно отворить человеку дверь и впустить его на три минуты погреться?»; 4) «Не всякая простота — святая. И не всякая комедия — божественна».

В итоге все работы молодых людей получились социально направленными. Показ спектаклей завершился зрительским голосованием, по результатам которого победу одержала команда с постановкой «Конкурс чтецов». Спектакль, созданный на основе цитаты «У каждого свой вкус — один любит распускать сопли, другой утирать, третий размазывать», был посвящён взаимоотношениям одноклассников и столкновению интересов разных поколений.

В Новосибирской областной юношеской библиотеке завершился VII Областной конкурс читающей молодёжи «BOOK-симпатия», который ежегодно проводится библиотекой в период с октября по ноябрь. Участникам необходимо было подготовить устную презентацию своей любимой книги, которая могла включать инсценировку, клип, песню, танец и т.д. Конкурс проводился по четырём номинациям: «Буктрейлер», «Фото в Instagram», «Творческий номер», «Иллюстрация к литературному произведению». Последняя номинация впервые была введена в этом году и уже, по словам организаторов, позволила выявить работы высокого профессионального уровня. Участие в состязании приняли около 80 молодых ребят из разных городов России, Украины и Республики Беларусь. В качестве основы для конкурсных материалов участники выбирали как классическую, так и современную литературу различных жанров и тематики, включая произведения, посвящённые вопросам нравственного и социального становления юного человека. Среди книг, ставших основой для работ 19 финалистов, — романы «Мы» Е.И. Замятина, «Священная книга оборотня» В.О. Пелевина и «Жизнь Пи» Я. Мартела, роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого, рассказ «Лошадиная фамилия» А.П. Чехова, «Большая книга сказок», юмористическая проза «Модный адвокат» Н. Тэффи. Результаты конкурса доступны по ссылке

Литературные рэп-баттлы — и такое можно встретить сегодня в библиотеках нашей страны, изыскивающих нестандартные подходы к продвижению книги и чтения среди молодёжи. Так, Белгородская государственная универсальная научная библиотека запустила в этом году проект «Баттл#PROклассику», представляющий собой речитативный поединок на основе классической поэзии. В рамках проекта молодые люди в формате BPM battle (заранее заготовленные тексты зачитываются под биты в диапазоне от 120—140 ударов в минуту) представляли великих поэтов: И. Бродского и Б. Пастернака, Ф. Тютчева и А. Фета, Н. Гумилёва и А. Блока, В. Жуковского и А. Грибоедова, А. Пушкина и М. Лермонтова, О. Мандельштама и А. Белого. Для участников проекта дополнительно были проведены мастер-классы по основам стихосложения и речитативу классической поэзии, лекции по истории развития хип-хоп культуры. 24 ноября состоялся заключительный этап проекта, который проходил в два раунда: сначала тройка финалистов соревновалась на основе отрепетированных заготовок, а затем в формате импровизации по творчеству выбранного поэта: В. Маяковского, С. Есенина или Д. Хармса. Увидеть ход состязаний и узнать имя победителя баттла можно на странице проекта во «ВКонтакте»

Показать, какими яркими, увлечёнными и интересными личностями могут быть современные библиотекари, решила Центральная библиотека имени А.С. Пушкина г. Челябинска, инициировав акцию «Живая библиотека». Мероприятие, где в образе «живых книг» выступили специалисты библиотеки, состоялось 21 ноября в рамках праздничной программы «Сто к одному», приуроченной к 101-летию Пушкинки. Отличие «Живой библиотеки» от традиционной заключается в том, что в качестве книг в ней выступают живые люди, а вместо чтения происходит разговор. Такие необычные «библиотеки» призваны содействовать взаимопониманию с представителями различных мировоззрений, профессий и увлечений, формировать мнение об окружающих не через навязываемые извне ярлыки, а путём личного с ними общения. Напомним, что «Живая библиотека» является частью одноимённого международного проекта, который был запущен 18 лет назад в Копенгагене (Дания). В России акция впервые прошла в Российской государственной библиотеке для молодёжи в 2011 году.

Книгоблогер, китаевед, битломан, экотурист, ефрейтор, судебный эксперт, режиссёр, агроном, филолог, историк, энциклопедист, музыкант, юрист, путешественник и даже мама Котопса — все они работают в челябинской Пушкинке и, как смогли убедиться посетители, успешно находят применение своим увлечениям, талантам и профессиональным знаниям, наполняя деятельность библиотеки новыми смыслами: библиотекари снимают короткометражные фильмы, организуют живые уголки, ведут тематические клубы, проводят экскурсии по городу и многое другое.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*