Доступны — в Сети

Ксения Косачкова

В связи с недавно сложившейся эпидемиологической обстановкой в библиотеках с середины марта было приостановлено очное обслуживание читателей и проведение публичных мероприятий. Однако работа библиотекарей на этом не остановилась, просто она перешла в онлайн-режим. Библиотеки активно осваивают новые форматы работы.

В прошлом выпуске мы уже обратили внимание на стремительное появление подкастов в российских библиотеках. Не прошло и месяца, как мы фиксируем новую волну внимания к формату. В апреле Красноярская краевая молодёжная библиотека запустила серию подкастов «Молодёжка сЧитает», где библиотекари с приглашёнными гостями обсуждают актуальные темы, связанные с литературой и искусством. Аудиоматериалы выходят еженедельно по понедельникам в официальной группе библиотеки в социальной сети «Вконтакте» и на Youtube-канале.

Самарская областная юношеская библиотека с помощью подкастов решила расширить формат другого своего проекта «Книжные разговоры» — дискуссионного клуба, заседания которого обычно проводятся в реальном режиме.

Свой подкаст-проект «Сырнички Сэлинджера» создала и Юношеская библиотека Республики Коми. Здесь молодые библиотекари рассказывают о книгах и литературе; в дальнейшем планируют расширить круг тем, но акцент остаётся неизменным: продвижение чтения в молодёжной среде.

Ещё один литературный проект — «Книжные разговоры»  Юношеская библиотека Коми реализовала на платформе мессенджера Discord, применяемого обычно для голосовых трансляций и конференций. На данном аудиосервере любой желающий мог послушать в реальном времени рассказы библиотекарей о литературе и сам принять участие в различных обсуждениях с помощью текстового чата, в который дополнительно можно добавлять ссылки, картинки, файлы размером до 8 Мб. Онлайн-встречи проходят днём с понедельника по пятницу с 14 до 16 часов.

Собраться вместе и в уютной обстановке устроить творческие выступления, пообщаться — можно и по удалёнке. Централизованная библиотечная система Восточного административного округа г. Москвы организовала творческие онлайн-квартирники в рамках сетевого проекта по России «Ссылка». Каждая онлайн-встреча строится, как правило, вокруг какого-то одного направления творчества. Участие в ней принимают от 3 до 12 человек, делясь друг с другом своими наработками, вместе их обсуждая и общаясь на любые темы. Есть у квартирника и свой  ведущий, который модерирует весь процесс: знакомит зрителей с участниками встречи, инициирует различные обсуждения, следит за комментариями к видео и отвечает на вопросы публики. На данный момент состоялись квартирники поэтов, сторителлеров, музыкантов. Проходили такие онлайн-встречи по пятницам с 20 до 22 часов. К акции уже присоединились и коллеги из регионов, в том числе из библиотек Санкт-Петербурга, Вологодской области, Республики Бурятия. Все вечера транслируются в прямом эфире в социальные сетях. Посмотреть записи можно в официальной группе проекта в социальной сети «ВКонтакте» .

В любой ситуации нужно попытаться найти позитивную сторону. Самоизоляция — это хороший повод в неспешной обстановке окунуться в мир литературы. К этому располагает и множество акций, инициируемых библиотеками страны. Например, в Центральной молодёжной библиотеке имени М.А. Светлова г. Москвы с января был запущен Книжный челлендж. Его участникам предлагают бросить себе вызов и прочесть до конца года 20 книг, опираясь на специально разработанный список. Перечень включает в числе прочего комиксы, книги — лауреаты литературных премий, университетские романы, любимые книги семьи, произведения, взятые у друзей и знакомых, книги, полученные в библиотеке, — словом, целая палитра, которая даёт возможность участникам включиться в разные темы, жанры и направления литературы. Читатель должен оставлять отзыв о книге в текстовом или видеоформате, размещая его  в социальных сетях с хэштегом #светловкачеллендж и указанием пункта из списка челленджа, по которому было прочитано произведение. Тем, кто выполнит задания раньше всех, библиотека передаст от своих партнёров призы, в числе которых подарочные сертификаты на книги, билеты в музей, онлайн-доступ к лекциям и мастер-классам и др. Для того, чтобы помочь участникам челленджа определиться с выбором книги для прочтения, «Светловка» периодически составляет специальные книжные подборки, а для поддержания интереса к челленджу ежеквартально поощряет самых активных его участников подарками.

Интересный вариант досуга для школьников и студентов в дни самоизоляции предложила Школа волонтёрских инициатив «Наше дело», работающая на базе отдела электронных ресурсов Мурманской областной детско-юношеской библиотеки имени В.П. Махаевой. Участники школы запустили волонтёрский проект #Читаювкарантине, приглашающий  молодёжь записать короткий видеоролик, мотивирующий к прочтению любимой книги, или сделать с ней селфи, сопроводив фото аннотацией к произведению. Волонтёры библиотеки уже представили обзоры на книгу «Дневник слабака» американского детского писателя, изобретателя игр и карикатуриста Джеффа Кинни и на книгу «ГОРМОНичное тело. Как бороться с нарушениями обмена веществ и хронической усталостью» российского врача-блогера Марины Берковской. Добровольцы Мурманской детско-юношеской библиотеки активно реализуют и другие полезные проекты. Например, волонтёр Екатерина Козырева в апреле начала вести проект «Вечерняя сказка». На сон грядущий девушка читает на камеру детям и их родителям произведения известных детских писателей. Всю деятельность помощников библиотеки можно увидеть в группе #НАШЕдело «ВКонтакте».

В Национальной библиотеке Удмуртской республики в онлайн-режиме проводят читки. Встречи были организованы в рамках литературного клуба «Чтение по ролям», направленного на учащихся старших классов, а также первокурсников средних и высших учебных заведений. Программа клуба включает в себя несколько блоков:  инсценировку фрагментов из литературы, презентацию стихотворения и прозы или их частей с последующим разбором, подражание античным литературным «дуэлям», прослушивание голосовых отрывков из произведений, проведение литературной игры в формате «Своя игра», встречи со специалистами из литературной сферы. Обычно занятия проходят в «живом» формате, но в связи с самоизоляцией их решено было продолжить дистанционно.

В канун 75-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне библиотеки подготовили множество проектов, ориентированных на молодое поколение. Например, Республиканская детско-юношеская библиотека Республики Бурятия совместно с Ресурсным центром патриотического воспитания, туризма и спорта Республики Бурятии подготовила Мультимедийный проект краеведческой направленности «Четыре года — четыре урока» . Он представляет собой четыре видеолекции, каждая из которых посвящена какому-то одному знаковому событию ВОВ и участию в этом событии земляков Восточной Сибири. Лекторами выступили методисты Ресурсного центра, сотрудники Детско-юношеской библиотеки и руководитель поискового отряда «Рысь».

Прелесть формата мастер-класса в его универсальности и не обязательной привязанности к месту. Мастер-классов в онлайн-режиме библиотеки сейчас проводят много. На волне увлечённости молодёжью рисованными историями Белгородская государственная универсальная научная библиотека организовала дистанционные уроки по созданию комиксов..

Активно проводятся в библиотеках всевозможные акции и марафоны. Участники литературного сообщества «ВЯЗ» на базе Астраханской библиотеки для молодёжи имени Б. Шаховского запустили творческий марафон «FastArt». По правилам акции, каждые два дня в официальной группе сообщества задавалась новая тема, по которой нужно было предложить своё произведение — это могло быть стихотворение, проза, фотография, рисунок. Назовём некоторые из тем: «Такая странная весна», «Все цвета мира», «Звериная тема», «Сказочный сюжет», «Разговор с…», «Главное — чувства»…

Другая популярная возможность скрасить досуг — игры. Библиотека Друзей Централизованной библиотечной системы Московского района г. Санкт-Петербурга предложила пользователям социальной сети «ВКонтакте» поучаствовать в игре по созданию библиотечного рассказа. По условиям акции, библиотекари размещают часть истории, а дальнейшее развитие сюжета определяют уже читатели путём выбора одного из предложенных в опросе пунктов. Участники игры могут также представить свои идеи относительно действий, поступков героя рассказа. Следить за сборкой библиоистории можно в официальной группе библиотеки «ВКонтакте».

 Подборка составлена по материалам сети Интернет.


 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*