«Бумфест» вчера и сегодня

Александр КУНИН

@boomfestcomix

 

Осенняя пора для любителей рисованных историй в России традиционно связана с фестивалями. Традиции этой уже 11 лет, и началась она в Санкт-Петербурге, где впервые прошёл фестиваль «Бумфест». В нынешнем году мероприятие чуть было не сорвалось из-за финансовых трудностей, и это на фоне того, что рынок развлекательных комикс- и гик-фестивалей в нашей стране расширяется бурными темпами. Что же такое «Бумфест» и зачем он нам нужен?

 

С чего все начиналось…

Первый фестиваль состоялся в Петербурге осенью 2007 года и был посвящён рисованным историям из Швейцарии. Основной площадкой тогда выступил Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. С тех пор привлечение литературных музеев, библиотек, галерей и арт-пространств в качестве выставочных площадок фестиваля стало едва ли не отличительной чертой «Бумфеста». Позже, на опыте организации московского фестиваля комиксов «КомМиссия», я понял, что такой подход даёт возможность не только расширить аудиторию читателей графической литературы, поднять рисованные истории на уровень официальной культуры, но и позволяет сократить до возможного минимума расходы на организацию всего мероприятия. К этой теме мы ещё вернёмся.

Начиная с 2008 года появилась тема комикс-самиздата и экспериментальных художественных практик. Книжки комиксов, выполненные вручную, с использованием необычных техник печати, до сих пор привлекают внимание не только профессиональных комиксистов, но и обычных посетителей, которые понимают ценность и уникальность авторских изданий.

На первых порах фестиваль отдавал явный приоритет международным программам. Приглашались как отдельные яркие авторы, классики европейского и мирового комикса (Паскаль Рабатэ, Давид Б., Джо Сакко, Эмиль Браво и др.), так и целые фестивали, которые представляли выставки своих конкурсных программ. Так в 2008 году прошла большая выставка Международного фестиваля Fumetto (Люцерн, Швейцария). В 2010 году авторитетный европейский фестиваль из Ангулема (Франция) представил выставку «Новая волна французского комикса». Показательно, что сегодня, спустя почти семь лет, молодые авторы, чьи работы участвовали в той экспозиции, стали уже заметными фигурами в мире европейских рисованных историй.

 

@boomfestcomix

 
«Бумфест» никогда не выделял хэдлайнера фестиваля, все гости были на равных. Со временем сложился круг отечественных авторов, которые периодически принимают участие в программе фестиваля с различными проектами, — Виктория Ломаско, Алексей Никитин, Виктор Меламед, Аскольд Акишин и др. Этот фестивальный круг художников сформировался, в том числе, и благодаря ежегодному тематическому конкурсу рисованных историй. В конкурсе участвует большое количество авторов, но увидеть их работы возможно лишь на выставках, в интернет они не выкладываются. По крайней мере, так было почти каждый год.

 

Контекст и резонанс

Фестивали бывают разные. Для коммерческого гик-фестиваля основные строки расходов — аренда помещения, пиар проекта и формирование узнаваемого наполнения (приглашаются звёздные авторы и актёры, организуются яркие развлечения). Прибыль организаторы получают от продажи своих площадей в аренду торговцам и фирмам, представляющим схожую тематику, от рекламы на площадке и, собственно, от продажи билетов.

Фестивали, подобные «Бумфесту», — некоммерческие. Здесь важно сформировать насыщенную культурную и образовательную программу, посетив которую человек, будь то художник или обычный читатель, обогатился бы новыми знаниями и умениями. Всем тем, что он едва ли найдёт где-то ещё в таком концентрированном виде. Площадку, как правило, некоммерческие фестивали получают бесплатно. Но серьёзные финансовые вливания (а сил — ещё больше) уходят на подготовку, организацию и обслуживание визитов гостей, формирование выставочной и образовательной программы. Вход на такие мероприятия обычно или бесплатный, или стоит каких-то символических денег.

Для устроителей некоммерческого фестиваля вся эта организационная работа, в первую очередь, — инструмент для собственного профессионального роста, дающий возможность лучше понять рынок и его механизмы. Найти своё место в индустрии и повлиять на её формирование. В 2008 году было создано издательство «Бумкнига», большинство книжных изданий которого становились либо следствием фестивальных выставок, либо основанием для них. Конечно, этот путь от выставки к книге (или наоборот) не всегда простой и быстрый. Например, выставка, посвящённая творчеству Уго Пратта, состоялась на фестивале в 2011 году. А культовую книгу этого автора «Баллада солёного моря», в которой начинаются приключения Корто Мальтезе, удалось издать лишь в 2017 году.

Охватывая взглядом те 11 лет, что существует «Бумфест», хочется выделить достижения, никак не связанные с интересами оргкомитета, но зато серьёзно повлиявшие на мир отечественных рисованных историй.

Фестиваль послужил почвой для активного развития массы комикс-проектов в Санкт-Петербурге. Свои первые шаги именно на фестивале сделало издательство «Комильфо», которое сегодня выпускает значительное количество популярных комиксов. На «Бумфесте» стихийно сложилось Петербургское комикс-сообщество — группа молодых авторов-комиксистов, радовавших город различными комикс-проектами. Во многом благодаря уже этому сообществу сложилось несколько творческих объединений и издательских проектов. Наиболее интересный из них — издательство «КомФедерация». Появились новые фестивали комиксов в Петербурге: «МикроКомикКоны» и «Большой фестиваль комиксов».

Ну, и, конечно, благодаря «Бумфесту» на рисованные истории обратили внимание санкт-петербургские публичные библиотеки. И в конце 2012 года на базе МЦБС им. М.Ю. Лермонтова была основана первая в Петербурге Библиотека комиксов.

 

Послесловие

Эту заметку я пишу накануне поездки на 11-й Международный фестиваль рисованных историй «Бумфест», который пройдёт в Петербурге с 20 сентября по 8 октября. Выставочная программа продлится всего две недели, а не месяц, как в прошлые годы. Но это не так важно, учитывая, что фестиваля этой осенью вообще могло не быть.

 

 
В 2017 году основная программа фестиваля будет сконцентрирована 23–24 сентября в «Новой Голландии». Конкурсная выставка, посвящённая теме «Семейный архив», расположится в Библиотеке книжной графики и комиксов (МЦБС им. М.Ю. Лермонтова). Там же 22-го сентября мне предстоит принять участие в конференции «Комиксы в публичных библиотеках — российский и зарубежный опыт».

Во время подготовки своего доклада на тему «Комиксы в библиотеках России: история, современное состояние, перспективы» я то и дело вспоминал свои поездки на «Бумфест». Знакомства, разговоры, впечатления. Без них, без «Бумфеста», я был бы другим человеком.

 

2 комментария

  1. Я бы обязательно упомянул о появлении издательства Бумкнига и его роли в общественном сознании!

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*