Проблема «отцов и детей», наверное, относится к категории «вечных тем». Базаровы были, есть и будут… И всё-таки мы считаем, что молодёжная библиотека может взять на себя смелость (и ответственность) называться библиотекой, объединяющей поколения. Наверное, так было всегда, только на это не все обращали внимание.
Дети, поднимаясь на цыпочки, тянутся к старшим, пытаются заглянуть им через плечо: чем это таким интересным те занимаются? Взрослые не только не торопятся стареть (как в советское время многие ожидали пенсии), но всячески отгоняют от себя годы. А нынешняя молодёжь вполне комфортно чувствует себя в своём возрастном диапазоне, продолжая при этом почитывать подростковые книги и проявляя безусловный интерес к «сложной» литературе.
Будучи этаким срединным поколением с широким спектром интересов, молодёжь втягивает в своё «поле» людей разных возрастов. (В Библиотеке для молодёжи был такой сюжет: в психологическом клубе проходит тренинг на тему, связанную со сном. Пришло больше полсотни любознательной молодёжи, а с ними восемь «уже давно как пенсионеров», рассчитывавших, что психолог будет заниматься трактовкой их вчерашних снов. А клуб, между прочим, называется #ВгостяхУдядюшкиЮнга. В итоге пятеро ушли, а трое любопытных остались. И я сама, заглянув в зал, наблюдала дедка с большущей белой бородой, стоящего, как и все — в соответствии с указанием тренера – на стуле.)
Так что же привлекает в молодёжную библиотеку людей разных возрастов? Об этом нам расскажут герои фотопроекта РГБМ «Застуканы в библиотеке», который уже пятый год реализуется в сети «ВКонтакте». Сейчас этих персонажей набралось уже почти 300. Выберем из них нескольких «застуканных» в залах обслуживания и вчитаемся в их реплики: они очень многое позволят нам понять в психологии молодых наших современников.
«Учусь в школе, 9 класс. Я только недавно начал читать много книг, и постоянно покупать их неудобно, поэтому решил брать их в библиотеке, ваша — ближайшая, и здесь очень удобно. Удобные кресла, много места. Нет такого, что ходишь и мест нет или некомфортно. Всё время здесь хорошо. Мне нравится, что есть много разных жанров манги, я фанат. Также люблю фантастику или фэнтези. Вот только что взял книжку „Перси Джексон и Похититель молний”.
Сегодня пятница, и я не пошёл в школу и решил прийти сюда. Я, конечно, прогуливаю, но там предметы, по которым у меня стоят пятёрки: информатика, физкультура. Плюс у нас не было каникул между триместрами, и я решил их сделать себе сам».
— Кирилл
«Мы сейчас по учёбе решаем вопросы разные. В основном приезжаем сюда делать домашки и всякие проекты, потому что здесь комфортно. Дома не всегда получается сконцентрироваться, поэтому едем создать более рабочую атмосферу. У меня направление — прикладное изобразительное искусство, у Саши — социальные науки и образование. Вдвоём как-то проще делать, даже если задачи у нас совсем разные.
Плюс ты видишь, что остальные ботают, и у тебя тоже настроение ботать сразу появляется. Обычно компаниями приходим сюда».
— Лана и Саша
В последние несколько лет мы стали свидетелями по меньшей мере третьей волны интересов молодёжи. Ещё 15 лет назад читатели приходили за книгами, чтобы быстро найти их на полках и унести домой читать. И библиотекари старались облегчить им эту задачу с помощью технологий и правильно организованного открытого доступа к фонду.
Спустя пять лет на нас «накатила» волна интереса молодёжи к разного рода мероприятиям, к настольным играм, а главное — к публичному «проговариванию» недавно полученных ими знаний и готовность слушать своих ровесников. Чётко обозначился интерес к библиотеке как к месту коммуникаций и проведению досуга. И библиотека максимально соответствовала этим запросам.
А сейчас мы наблюдаем, что посетители, приходящие в библиотеку готовиться к занятиям, заниматься с библиотечными и собственными материалами или просто читать книги, вторгаются в так называемые досуговые зоны и устанавливают там тишину, над которой ещё недавно так весело все смеялись: дескать, «тишина должна быть в библиотеке».
И связано это с тем, что, благодаря значительному количеству актуальных и качественных ресурсов, помещений, ориентированных на работу с ними и компетентного персонала, библиотека в глазах молодых всё чаще воспринимается как место получения знания. Потому что образование наконец-то стало восприниматься российской молодёжью как реальный социальный лифт.
«Мы с братом пришли на мероприятие по VR-технологиям. Нас интересуют новые технологии, VR-очки — мы ими не пользовались, любопытно попробовать. Вчера ходили читать мангу. Мой брат говорит, что не все книги, какие хотел, нашёл — он увлекается мангой. Но всё равно, если сравнивать с другими библиотеками, то сильно лучше по комплектованию. Например, даже вот замечаю, что по программированию у вас есть книги 2023 года издания. Обычно в других библиотеках по той же теме самые свежие — десятилетней давности. Тут круто в этом плане». — Маша и Саша
«Я художник, иллюстратор и веб-дизайнер. Я не так давно обнаружила эту библиотеку, и она мне очень понравилась. Нашла я её две недели назад и была в ней уже раз шесть. Мне нравится, что здесь много интересных книг, много зон для чтения, они разнообразные: можно и полежать, и посидеть, и постоять даже. Есть книги, которые я не могла найти в других библиотеках, также интересны мероприятия в конце дня. Я была на лекциях, связанных с искусством в основном, ещё мне нравится арт-разминка, пару раз была там, это что-то вроде йоги, очень интересно и расслабляет в конце дня.
Обычно я беру учебную литературу по искусству либо комиксы, чтобы переключиться. Ааа, ещё я беру книги по экономике».
— Женя
Не только учащаяся молодёжь стекается в библиотеку, чтобы «добыть» здесь необходимую информацию. При наличии актуальных изданий по различным отраслям знания для самообразования, научных лекций и дискуссий библиотека наполняется молодыми профессионалами: от художников и дизайнеров до инженеров и программистов. И чем неформальнее среда временного обитания посетителей, тем дольше они в ней задерживаются.
«Я регулярно езжу в РГБМ заниматься на барабанах. Просто обожаю, я реально загорелся. В ноябре начал с преподавателем заниматься и понял, что это моё, правда. Сам в шоке, что вот так в них влюбился. В „Музподвале” очень хорошая и удобная репточка. Сейчас тренирую „Богемную рапсодию”.
А так мне нравится, что в библиотеке очень много чего есть. Я увидел, что в МедиаLAB можно и 3D-модель свою сделать. Или вот с девушкой однажды приехали и пошли в Зал литературы по естественным и техническим наукам и дальше. Сам я учусь в техническом вузе, и когда увидел книжки по программированию, очень обрадовался, что их много здесь».
— Данила
«Мне очень удобно посещать вашу библиотеку, в свободное время к вам заглядываю в Кабинет художника, чтобы заниматься своим увлечением — моделизмом. Доделываю вертолёт, а затем примусь за военный корабль — дредноут русского императорского Балтийского флота „Севастополь”, при советской власти он был переименован в „Парижскую коммуну”. Он-то будет повнушительнее — 52 см в длину. Увлекаюсь не только историческими моделями, но и фантастическими. Например, делаю фигурки человечков для настольных игр. Вот, с собой есть заготовка для фигурок компьютерной игры Dungeons & Dragons». — Георгий
Получение новых эмоций и помощь в творческой самореализации — важное направление работы библиотеки. Это могут быть, как в РГБМ, «Музыкальный подвал» со студией звукозаписи и кабинетами для индивидуального прослушивания винила и репетиций, Музей электронной книги, МедиаLAB, Кабинет художника и кабинет психолога, видеостудия, Центр комиксов и др. Стоит отметить важную деталь: специализированные залы и услуги создавались не одномоментно, не по замыслу дизайнеров, как бывает в случае с полной модернизацией библиотеки, а по мере выявления той или иной потребности пользователей. И при потере интереса к ним исчезали, замещались новыми.
Более того, по нашему убеждению, каждый год библиотека должна удивлять посетителей. И тогда они поселятся в библиотеке, как сделал это моделист Георгий. Потому что ручное творчество тоже своего рода способ получения нового знания и новых эмоций.
«Мои дети ходят на занятия „К истокам сказки”. Что меня навело на мысль привести их сюда: в зале обслуживания стоит диапроектор как экспонат, и я подумала, как было бы здорово показать детям, как мы смотрели диафильмы в детстве. Мне подсказали, что в библиотеке есть детские занятия, где в том числе ребятам показывают диафильмы. Пока дети занимаются, мы гуляем по библиотеке, берём книги. Кстати, на экскурсии в вашем книгохранилище вот были в этом году». — Мама Инна вместе с бабушкой
«Пришла с детьми книжки сдать и взять новые. Дети, пока дождь пережидаем, обследуют Детскую комнату. Записались в РГБМ год назад. До этого книжки покупали, а теперь берём в библиотеке — дорого стало покупать на всех троих моих. Детей много, поэтому, конечно, кому-то по наследству книги достались, а старшая уже хочет новые для себя найти. Кроме того, все эти книги и хранить где-то нужно, а тут прочитал и сдал. Для себя тоже беру что-то периодически, есть возможность почитать».
Юлия
Детская комната в РГБМ изначально в 2009 году создавалась для того, чтобы молодые родители, оставляя на час-другой здесь своих детей, имели возможность что-то сделать для себя: сдать-взять книги, побывать на мероприятии. Это для них бывает важно.
Чтобы дети не были предоставлены самим себе, стали проводить небольшие игровые, познавательные мероприятия. Со временем мы познакомились с мамами, бабушками и нянями, которые сами с удовольствием занимаются со своими детьми, играют, читают. Фактически библиотека стала комфортным местом для интеллектуального, эмоционального взаимодействия родителя и ребёнка на основе совместного чтения, совместных игр. А это подчас более важно для ребёнка, чем участие в библиотечных мероприятиях.
«В библиотеку хожу, чтобы почитать периодику. В принципе мне всё равно, где её читать, но у вас просто свежие номера есть. Я живу в этом районе, и ко мне территориально ближе другая библиотека. Там сейчас ремонт, но и когда она была открыта, в ней свежих номеров не было никогда. Я всегда читала литературную периодику и выписывала, это мне привычно.
К вам пришла первый раз. Мне этот формат библиотеки очень незнакомый, как-то у вас всё по-другому организовано, чем в моём представлении о библиотеке, поэтому ещё не очень ориентируюсь тут, буду изучать!»
— Вера Васильевна
Пространственная, событийная логика современной молодёжной библиотеки не всегда бывает понятна старшему поколению. Но её атмосфера притягивает читателей «серебряного» поколения, и те не уходят из библиотеки, пытаются разобраться, и если не принимают головой, то хотя бы не раздражаются от столкновения с непривычным.
Итак, библиотека, востребованная у молодых, будет интересна и другим поколениям. И это правильно, потому что позволяет «вечную тему» противостояния «отцов и детей» переводить в плоскость дружеского сосуществования и взаимопонимания.
Обычно рассказ о молодёжной библиотеке мы завершаем динамичными фотографиями энергетически заряженных, уверенно смотрящих в будущее молодых людей.
Однако современного библиотекаря вряд смутят картинки недолгого отдыха читателей. Ведь человек засыпает тогда и там, когда и где он чувствует себя в безопасности, тепле и уюте. Что бы ни происходило за стенами библиотеки, именно здесь он может не играть навязываемые ему обществом социальные роли, а побыть самим собой, остаться наедине с собой и своими мыслями. И в этом мы видим одно из важнейших, человекоориентированных направлений развития библиотеки как социального института.
Спасибо за статью! Она получилась какой-то трогательной и нежной. Особенно круты спящие читатели) Улыбнуло:)