Всё в топ!..

Александр КУНИН

Осенью 2019 года книжный магазин «Лабиринт» и РГБМ на Международном фестивале «КомМиссия» провели голосование среди читателей на лучший отечественный комикс сезона 2018—2019. Итак, взглянем на топ-10.

Когда речь заходит о комиксах на прилавках магазинов, то принято, в первую очередь, говорить об американской супергероике или японской манге. На этот счёт существует масса гайдов и рейтингов, призванных помочь читателю сориентироваться. Что касается мира отечественных рисованных историй, то с гайдами посложнее будет. Есть рейтинги и списки рекомендаций, основанные на мнениях «комиксной» общественности. Но тем интереснее наш рейтинг, потому что в нём участвовали самые разные читатели. Даже те, кто к рисованным историям практически равнодушен. А выбирали они среди рисованных историй исключительно отечественного производства.

Сразу оговоримся: книги представлены в случайном порядке.

Ольга Лаврентьева «Сурвило» (издательство «Бумкнига»)

«Бабушка, а что ты делала, когда началась война?» — «Бельё стирала». В этих двух репликах — вся философия произведения и весь парадокс русской трагедии. Никаких политических оценок, никакого патриотического пафоса, никаких оправданий. И вот что ещё впечатляет: это история про судьбу «врагов народа», про блокаду Ленинграда, про Вторую мировую войну, но у меня нет ощущения, что эта книга о прошлом — она о нашем настоящем.

Начиная с незначительного казуса, случившегося в детстве художницы, Ольга Лаврентьева мастерски выстраивает драматическую коллизию, уводящую читателя в неоднозначное прошлое страны и собственной семьи. Сурвило — фамилия бабушки автора, именно о ней, Валентине Викентьевне Сурвило, и идёт повествование в книге.

 
Юлия Никитина «Полуночная земля» (издательство «Бумкнига»)

Это автобиографическая повесть. Здесь нет героического прошлого или драмы исторических событий, в контексте которых развивалась бы жизнь человека. Главные герои — девочка-художница и её мама из Салехарда. Кто эти люди по национальности? Каково их происхождение? Как их семья оказалась на Урале, а потом в Сибири? На эти вопросы нет ответов. Типичная история советского человека, человека без особого прошлого. Вернее — с прошлым, о котором он ничего не знает или просто не задумывается о нём. Иначе говоря, это типичная история большей части населения нашей страны!

Но знаете, однажды такой «советский человек», отпахав какое-то время на государство, пройдя через школы, институты, работы, обязательно остановится и задумается: а для чего вообще вся эта жизнь и где моё место в ней? Что главное в жизни? И хорошо, если в этот момент ему в руки попадёт книга Юлии Никитиной «Полуночная земля».

 
Наталия Девова (автор сюжета) «Экслибриум. Том 6. Бумажный порез» (издательство «БАБЛ»)

Главный герой серии «Экслиблиум» — обычная девушка Лилия, которая по странному стечению обстоятельств становится членом тайного сообщества книгочеев, книжных магов, призванных восстанавливать порядок в литературных сюжетах, если в вымышленных мирах что-то начинает идти не так, как было написано автором.

Лилия вместе со своими друзьями Сашей, Ингой и Матвеем учится на первом курсе магов в ордене Настоящая Московская Библиотека. И в этом выпуске, который состоит на самом деле из двух историй — «Бумажный порез» и «Морок», — ребятам предстоит пройти сложный экзамен, который проверит их дружбу на прочность. А затем, по воле экзаменатора, они попадут в мир Говарда Лавкрафта, чтобы разобраться, что там не так и кто в этом виноват.

 
Koro «Голубь Геннадий» (издательство «КомФедерация»)

Если бы мы жили в обществе, где быть интеллигентным и успешным, образованным и учтивым, талантливым и независтливым — так же обычно, как мыть руки перед едой или здороваться при встрече, то эта книга, в лучшем случае, осталась бы незамеченной.

Главный герой — голубь Геннадий. Он типичный гопник из спального района: хам, вор, хулиган, эгоист, фашист, необразованный и туповатый неудачник. Конечно, в рисованной истории есть и другие персонажи: голуби, воробьи, люди, вороны и даже чайка. Но все они не случайные статисты, а вполне конкретные типажи из жизни, знакомые каждому россиянину. Эта грустная, ироничная история очень полюбилась читателям.

 
Дарья Петушок «Коленки» (издательство «КомФедерация»)

Это комикс-посвящение маме, папе, брату художницы. Четыре короткие истории, написанные то от имени брата, то от имени сестры, повествуют о вполне обыденных вещах. О разводе родителей, об эгоизме и непонимании, о том, что, будучи связанными семейными узами, эти четыре человека оказываются невероятно далеки друг от друга.

Но в то же время это удивительно позитивная, оптимистичная книга! Вы спросите, как это возможно? Отвечу: так же легко, как удалось автору впихнуть целую повесть в середину шестикадрового комикс-стрипа, в котором ничего даже не нарисовано, только несколько реплик. Причём, если сначала, когда читатель только открывает книгу, эти реплики кажутся странными, то уже после прочтения книги они наполняются особым смыслом и глубиной.

 
Варвара Леднёва «В Мурманск и обратно. Дневник путешествий в рисунках» (издательство «Комикс Паблишер»)

Жанр путевых заметок, или трэвел-комиксы, очень интересен. Обычно главным героем комикс-путешествия выступает сам автор, который делится с читателем своими переживаниями, впечатлениями, курьёзными случаями, приключившимися в пути. В работах комиксиста Вари Леднёвой фигура путешественника, повествователя, всегда на втором плане или вообще за кадром. Настоящие герои её историй — это город, край, его история и культура, какие-то малозаметные, но важные для местных жителей детали культурного ландшафта.

Книга Варвары отправляет нас в путешествие за Полярный круг, в Мурманск. Казалось бы, что можно рассказать о городе, который практически был стёрт с лица земли во время Второй мировой войны? Оказывается, много чего интересного!

 
Гоша Магер «Большой Древнерусский Борщ» (издательство «КомФедерация»)

Если в книге Вари Леднёвой полно отсылок к истории, к персоналиям и каким-то знаменитым историческим обстоятельствам, то в этой книге их даже больше! Правда, действие этого «гида по миру праславянской поп-культуры» начинается вообще не пойми когда и развивается не пойми где.

Для сомнительного удобства читателей книга предваряется небольшой полуисторической справкой, в которой даётся характеристика быта древних народов севера Европы: славян, балтов, древних готов, кельтов и финно-угров. Сомнительное это удовольствие потому, что приведённые сведения для понимания сюжета комикса совсем не обязательны. В любом случае, даже если читатель не знаком с комикс-сериалом «Астерикс», этот юмористический комикс ему понравится.

 
Елена Маликова «Антисоциальный клуб» (издательство «КомФедерация»)

Дети очень жестокие. У любого взрослого найдутся свои истории из детства, о которых не хочется вспоминать. Кого-то обижали сверстники, кто-то обижал сам. Став взрослым, очень не хочется, чтобы уже твои дети попадали в неприятности. Но что делать? Ни родители, ни психологи не в состоянии оказаться рядом в нужный момент, а их советы не всегда работают.

«Антисоциальный клуб» — это рисованная история, которая демонстрирует отличный пример, как школьники безо всякого насилия или привлечения взрослых смогли постоять за себя.

 

 
Алексей Никитин «Хармсиниада. Комиксы из жизни писателей» (издательство «Бумкнига»)

В основе книги — хармсовские абсурдистские истории про классиков русской литературы, правда сам Даниил Хармс к этим историям почти никакого отношения не имеет. Книга разделена на главы, каждая из которых названа по имени главного героя: «Пушкин», «Лермонтов», «Достоевский», «Толстой» и «Гоголь», причём это не мешает персонажам всплывать то тут, то там в чужих главах. Только в финальной части, в истории «Пушкин и Гоголь», присутствуют лишь Пушкин и Гоголь, и они то и дело друг об друга спотыкаются.

Первый вариант книги вышел ещё в 1998 году. И без преувеличения можно сказать, что индивидуальный творческий почерк Алексея Никитина послужил развитию целого направления в российских рисованных историях. Но в топ-10, по мнению читателей, эта книга попала, конечно, не за свои заслуги, а потому, что читать абсурдные истории и понимать, какие пласты знания лежат за каждым именем, каждой шуткой и поворотом сюжета, — весело и интересно.

 
Евгений Федотов «Кошки-мышки. Внутри кота теплота» (издательство «Комикс Паблишер»)

Серия веб-стрипов «Кошки-мышки» началась давно — 10 лет назад. Её автор с тех пор успел поработать и как художник, и как сценарист в нескольких крупных проектах, в том числе в издательстве Bubble, а серия всё продолжалась, обрастая новыми персонажами и поворотами сюжетов.

Главные герои истории — кот Черный с маниакальной тягой постоянно сбрасывать со стола бьющиеся предметы, он вообще слегка аутичен и склонен к философствованию; кот-смерть, постоянно проваливающий свои смертоносные задания; оптимистичная аквариумная рыбка, которая просто есть; Белый мышь-обжора, серая мышь-художник, другие странные безымянные мыши; случайные звери и два человека: парень в очках и девушка.

Кстати, Евгений Федотов стал героем нашей рубрики «9 полоса» в этом номере, так что и у вас есть возможность прочитать несколько весёлых стрипов из сериала «Кошки-мышки».