На излёте года 100-летнего юбилея комсомола отчего бы не взглянуть на революционную тематику и под необычным углом — научно-фантастическим?
В начале нулевых московское издательство «Ad Marginem» запустило необычный проект — книжную серию «Атлантида». Идея проекта: поднять из небытия бестселлеры приключенческой и научно-фантастической литературы эпохи соцреализма и ввести их в круг чтения современного читателя. Самым парадоксальным образом шпионский детектив 40-х и близкоприцельная трэш-фантастика 50-х превратились из объектов коллекционирования и библиографирования в модное чтиво.
При теперешнем перечтении тех старых книжек из детства вдруг обнаруживается, что, скажем, повести Овалова о майоре контрразведки Пронине ничуть не уступают по увлекательности романам Флеминга о Бонде, а в качестве литературном так и вовсе выигрывают (всё-таки, в отличие от разведчика Флеминга, Овалов был профессиональным писателем). А что до памфлетности и идеологизированности — так и романы о Бонде несли на себе неизгладимый отпечаток идеологической войны.
Трэш-культура развитого социализма — само по себе явление интереснейшее, познавательное и поучительное. Увы, до сих пор обойдённое вниманием специалистов. Для нынешних читателей, изнасилованных современной жёсткой прозой, мир советской утопии оказался востребованным и притягательным — с её чётким разделением на белое и чёрное, плохое и хорошее, с обаятельными шпионами и смешными злодеями. В той литературе почти не встречается подонков. И это то, чего не хватает маслиту дня сегодняшнего. Читатель истосковался по чистой романтике, пусть по картонным, но таким симпатичным людям, которые любят свою родину, счастливы в творческом поиске и борьбе с вредителями. Глуповатый, но чудовищно уютный мир советских утопий обладает особой притягательной силой.
Нужно отдать должное составителям «Атлантиды»: они раскопали книги раритетные. А ведь в те времена эти сочинения выходили огромными тиражами и становились мегапопулярными. Их нещадно долбила как официозная, так и «демократическая» критика, но до дыр зачитывали читатели.
Роман Константина Волкова «Марс пробуждается», впервые изданный в 1961 году, — тоже из обоймы забытых бестселлеров недавнего прошлого. Забыта, как водится, не только книга, забыт и её автор. Библиографам удалось лишь раскопать, что К.С. Волков трудился в каком-то госаппарате и профессиональным писателем не был. Зато написал два космических романа, пользовавшихся в своё время большим успехом.
В 1957 году он издал роман «Звезда утренняя» о первой советской экспедиции на Венеру. В общем-то, типичная книга эпохи – много научных и псевдонаучных объяснений, детальное описание подготовки к полёту и самого полёта, Венера с бурной растительностью и кровожадными животными, несколько захватывающих приключений, победоносное возвращение на Землю. Произведений о чисто научном путешествии в космос в те годы выходило немало. Фантастика только-только освободилась от пут навязанной сверху концепции «близкого прицела», превратившей целый жанр в разновидность производственного романа. После длительного простоя фантастика заново училась летать. Но эти первые вылазки за пределы земной атмосферы были очень осторожными, даже после прорыва «Туманности Андромеды» авторы не решались лететь дальше Марса или Венеры, то и дело озираясь: не окрикнут ли, не сдёрнут ли с высей обратно наземь, чтобы строить цельнолитые дома, высаживать «стремительные» тополя и конструировать фантастические комбайны.
«Марс пробуждается» был написан неряшливым языком, изрядно запылён идеологическими установками и всё же выбивался из общего потока приключенческой НФ тех лет. Дело в том, что Волков создал одну из первых советских послевоенных «космических опер» со всеми характерными отметинами жанра. Занятно, что появились они практически одновременно — «На оранжевой планете» Л. Оношко (1959), «Гриада» А. Колпакова (1960) и «Марс пробуждается». Все три автора были жестоко изничтожены критикой именно за попытку внедрения в советскую литературу буржуазного жанра боевой фантастики.
Сюжет незамысловат. Китайские астрономы получили с Марса загадочные сигналы, и через некоторое время на красную планету отправляется крупная советско-китайская экспедиция под руководством академика Яхонтова, героя первого романа Волкова. Прибыв на Марс, земляне обнаруживают, что на планете царит очень несправедливый строй — помесь технократии и теократии. Как и положено космоопере, сюжет летит со скоростью курьерского поезда: плен, погони, драки, любовь, участие в подпольном движении и, наконец, революция. Диктаторы свергнуты, прогрессоры-марксисты учат марсиан уму-разуму: «Коммунистическое общество в нашей стране обеспечило такое мощное развитие производительных сил, что мы — жители Земли — оказались в состоянии протянуть руку помощи этому погибающему миру. Вы поняли меня, друзья?»
Земные посланцы не только помогли свергнуть плохую власть, они ещё и возродили экологию Марса.
Апогей саги: по просьбе нового марсианского правительства вместе с нашей экспедицией на Землю летят и несколько марсианских «стажёров», которые на планете победившего коммунизма должны постичь идеи великого Ленина и затем внедрить их на родной планете.
Подобные пассажи читать сегодня без ехидной ухмылки (да что уж там: без хохота!), конечно, невозможно. Но для литературы той недалёкой эпохи это было столь же естественным явлением, как для трэш-чтива дня нынешнего — наличие минимум десятка трупов на страницу текста.
Но удивительное дело: даже по прошествии полувека «Марс пробуждается» всё равно остаётся увлекательным чтением. Идеологическая пыль не особо тормозит чтение, даже — напротив: придаёт особый экзотический флёр.
А чтение это — сколь увлекательное, столь же и поучительное.