В конце осени 2018 года случилось важное событие: в издательстве Zangavar вышла книга «Никополь» Энки Билаля — впервые на русском языке. Знающие толк в рисованных историях читатели не пропустили новинку. Как признаётся издатель, продажи идут очень бойко, хотя издание не из дешёвых. Чем же так важен этот «Никополь»?
Но прежде, чем вдаваться в подробности, хотел бы вспомнить несколько сюжетов, связанных с автором этой книги. В 2011 году на крупнейшем в Европе фестивале рисованных историй в Ангулеме состоялась грандиозная выставка полотен этого комиксиста, лауреата фестиваля 1987 года. В следующем году его выставку принимает в своих залах Лувр. Летом экспозиция отправляется в турне: Нью-Йорк, Пекин и Берлин. Осенью 2012 года газета Liberation сообщает, что 15 полотен с этой выставки были проданы на аукционе Artcurial в совокупности за 1,45 млн евро.
В России Энки Билал побывал в 2001 году. Правда, его визит никак не был связан с комиксами, он путешествовал с командой хореографа Анжелена Прельжокажа — для его спектакля «Ромео и Джульета» Билал создал костюмы и декорации.
С комиксным творчеством Билаля широкая российская общественность могла познакомиться уже в 2005 году с выходом на русском языке его книг «Легенды наших дней» (в соавторстве с Пьером Кристеном) и «Спящий зверь», первой части авторской тетралогии. Жаль, но пользоваться шансом публика тогда не стала, книги ещё много лет пылились на полках с уценённым товаром. Потребовалось тринадцать лет, чтобы появление рисованных историй Энки Билаля на русском языке аудитория восприняла по достоинству, как одно из важных книжных событий года.
Енес Билановић (таковы настоящие имя и фамилия комиксиста) родился в Белграде (Югославия), спустя почти шесть лет после окончания Второй мировой войны и спустя два года после ссоры двух отцов наций: Иосипа Тито и Иосифа Сталина. Известно, что отец художника служил портным у самого Тито. Благодаря своему положению он однажды оказался во Франции и, скажем так, задержался там. Оно и понятно: кому захочется возвращаться в тоталитарную страну, выезд из которой для рядовых граждан закрыт? Девятилетний Енес с матерью пустились в сложную авантюру и при помощи школьной учительницы, имевшей свои корыстные цели от этой операции, сбежали из Югославии.
В парижской школе будущий мастер достаточно успешно продвигался в изучении французского языка, но вот полноценного художественного образования так и не получил.
Важную роль в судьбе Енеса сыграл Рене Госинни, знаменитый соавтор историй про «Астерикса», редактор культового французского журнала «Пилот». По легенде Енес познакомился с Госинни по воле случая. Говорят, что именно Госинни так повлиял на мальчика, что тот решил связать свою жизнь с комиксами — в тот момент, в 1966 году, Енесу было 14 лет. Но первые опыты молодого комиксиста в «Пилоте» были жестоко забракованы, публиковать в журнале его начали лишь в начале 1970-х. С Билалом работали такие мастера жанра, как Жан-Мари Пелапра, Серж де Бекеч, Гай Видал, Доминик Гранж, Нил Гейман, Дэйв Гиббонс, Дэйв Маккин, Жан Жиро (Мёбиус)… Кстати, о Мёбиусе: этот блестящий автор оказал наибольшее влияние на молодого комиксиста. Достаточно посмотреть ранние работы Энки Билаля, чтобы понять это. Но ключевым соавтором для Энки стал Пьер Кристен, автор рисованной истории «Валериан», работать с которым он начал с 1975 года.
Кстати, впервые комикст появляется под псевдонимом в 1972 году: d’Enes Bilal. Вскоре Enes меняется на Энки, а миловидная фамилия превращается в имя древнего шумерского бога — Билал. Забавно, что и Энки — тоже имя шумерского божества, которое, по приданию, является отцом Билаля.
«Никополь» — одна из ключевых работ Билаля. Она от начала до конца авторская, и за сюжетами комикса то и дело узнаются глубоко личные истории. Это мотив бегства из отчизны и поиска новой родины без надежды на возвращение, поиски отца и попытка начать жизнь с чистого листа.
Книга состоит из трёх частей: «Ярмарка бессмертных» повествует о Париже будущего, в котором царит фашистский режим. Действие происходит накануне фальшивых выборов губернатора. Добавляет абсурдности происходящему то, что инопланетяне уже давно стали привычными жителями мегаполиса, а посреди города стоит гигантский астропорт, над которым зависла пирамида с египетскими богами на борту. Следующая часть, «Женщина-ловушка», вышла в свет в 1986 году, спустя шесть лет после публикации первой части трилогии. Главная героиня истории — синеволосая журналистка Джилл, ведущая расследование и отсылающая свои репортажи в прошлое, в 1993-й год. Финальная часть трилогии, «Холодный экватор», была опубликована в 1992 году.
Сквозной линией, объединяющей сюжеты всех трёх частей, являются отношения между богом Гором и бывшим военным Алкидом Никополем. Их встреча, в общем-то, случайна. Никополь дезертировал из армии, отказавшись воевать против советско-китайской коалиции. Но был пойман и приговорён к изгнанию в космос, где он в замороженном состоянии дрейфовал 30 лет, пока тюремный модуль (о существовании которого все уже позабыли) не прибило снова к Земле. Естественно, модуль был атакован как вражеский и не подающий ответные сигналы, но вот капсула с замороженным телом Никополя уцелела и приземлилась, хоть и не без приключений, как раз в тот момент и в том месте, где находился Гор, сбежавший от своих божественных коллег.
Действие графического романа разворачивается в 2023 году. Конечно, в 1980-м, в год публикации первой книги, вполне можно было предположить, что к 1993 году человечество научится не только крионировать живые организмы, но и возвращать людей к жизни после такой заморозки.
Однако к моменту выхода последней книги трилогии «Никополь» криогенных космических тюрем так и не изобрели. А Советский Союз не вступил в коалицию с Китаем и не пошёл войной на капиталистический мир, а наоборот — развалился. И, судя по всему, к 2023 году в центре Парижа так и не построят гигантский астропорт, и никакие инопланетяне не будут разгуливать по задыхающемуся от техногенных отходов городу.
Тем не менее «Никополь» остаётся культовым произведением, альтернативной реальностью, в которой, как и во многих других произведениях Энки Билаля, можно углядеть массу пророческих находок и предостережений.
Теперь, после публикации «Никополя» на русском языке, уже совсем по-иному воспринимается фильм «Бессмертные: война миров», который был снят Энки Билалем по мотивам трилогии в 2004 году. А после прочтения этой заметки, возможно, кто-то откроет для себя и другие работы Билаля. Например, атмосферный фильм «Бункер „Палас-отель“», снятый им в 1989 году по мотивам его же одноимённого графического романа. Кстати, в 1987 году эта рисованная история была отмечена премией на Международном фестивале в Ангулеме. Кто знает, может, и она скоро будет опубликована на русском.