В марте 2017 года Российская государственная библиотека для молодёжи запустила новый проект — Молодёжный литературный слэм РГБМ, в котором могут принять участие поэты и прозаики независимо от писательского опыта. Отличие этого проекта от аналогичных турниров, проходящих по всему миру, заключается в том, что участники должны быть не старше 35 лет. Но правильнее сказать будет: это одно из отличий.
Формируя программу литературных мероприятий Российской государственной библиотеки для молодёжи, мы в том числе ориентируемся и на работу с творческой молодёжью, стремимся помочь молодым людям, пробующим себя в творчестве, «социализироваться» в литературном процессе, адаптироваться в нём, оценить свои возможности и, в конечном счёте, отыскать свою «лазейку» (при наличии таланта, конечно) в литературу. Этим задачам отвечает и наш проект «Молодёжный литературный слэм РГБМ», оказавшийся востребованным у молодёжи. Ведь это не только замечательная возможность послушать других и себя показать, но и отличная практика работы с аудиторией. Это ещё и первая ступенька к своему читателю и далее — в «большую» литературу. Так, кстати, и произошло с некоторыми нашими «дуэлянтами»: после дебюта на молодёжных слэмах РГБМ их уже можно заметить на «взрослых» московских площадках, на страницах журналов.
Полуфинал первого поэтического слэма. Март, 2017
Что такое литературный слэм?
Это состязание в умении ярко и интересно презентовать свои стихи или прозу аудитории. Но на то, чтобы покорить сердца зрителей и народного жюри, у «литбойцов» есть всего лишь три минуты! Оценивает «дуэлянтов» не профессиональное жюри, а публика — любой в зрительном зале по желанию получает комплект карточек для голосования. Помимо зрительской любви, победители, как правило, получают ещё и материальное вознаграждение (в «светских» турнирах участие платное) — пусть и невеликое. Но главный приз, конечно же, — любовь публики.
Эти турниры появились пару десятилетий назад в Европе и стремительно захватили весь мир. Чаще всего слэмы проходят в формате «свободного микрофона» в различных кафе или барах. Феноменальная популярность литературных битв породила целое направление (или жанр) в поэзии — Slam Poetry. Это стихи, которые изначально создаются автором с прицелом на публичность, декламативность, голосовое исполнение — с помощью, например, акцентирования на фонетических приёмах или эпатажности месседжа. Кстати, классическими «слэмерами» можно назвать даже советских поэтов-шестидесятников, уделявших большое внимание эстрадному воплощению своего творчества.
Заметим, что немало современных поэтов стали известны и популярны благодаря участию в слэм-баталиях. Однако если вы думаете, что для победы в слэме достаточно артистизма и ярких словесных фишек, то вы ошибаетесь. Оценки участнику выставляются две, и лишь вторая из них — за артистизм, а вот первая — как раз за качество текста.
В Россию моду на литературные слэмы привёз в 1990-е гг. критик и писатель Вячеслав Курицын. Более 10 лет поэтические слэмы, курируемые поэтом Андреем Родионовым, многолюдно и весело проходят в Москве. Правда, в отличие от европейской традиции, где в слэмах могут принимать участие только любители, в турнирах Родионова участие смешанное, что отнюдь не обеспечивает стопроцентной победы поэту-профессионалу. Долгое время слэмы оставались «пристанищем» поэтов. Но в 2000-х формат литературной битвы расширил свои жанровые границы, сохраняя основные правила. В середине нулевых питерский прозаик Даниэль Орлов провёл первые слэмы среди прозаиков. А в последние годы вряд ли кого удивишь, например, и слэмами… учёных.
Молодёжный слэм РГБМ ближе к «первородному», то есть европейскому варианту — в том смысле, что в этих турнирах принимают участие лишь любители.
Впрочем, «отклонения от нормы» допускаем и мы.
Например, победители игры переходят в статус жюри, но сроком на один игровой сезон. Уже в следующем они имеют право вновь подать заявку на участие в слэме. Пару раз в финалах мы «разбавляли» народное жюри приглашёнными профессионалами, что тоже считается «неканоничным».
Наконец, по понятным причинам в слэмах РГБМ отсутствует финансовая составляющая (обычно участники платят взнос, который становится призовым фондом для победителя). Однако мы придумали очень неплохой «стимулятор»: главный приз для победителя (или победителей) — запись авторской аудиокниги длиной в 30 минут в профессиональной студии звукозаписи (благо таковая имеется в нашей библиотеке).
Например, победительница первого прозаического слэма РГБМ Мария Сорока не только записала свои рассказы в нашей студии, но и выпустила замечательную аудиокнигу под экстравагантным названием «Люди Любят Психов». Мини-сборник ироничных рассказов уже вовсю продаётся в интернет-магазинах. Его, например, можно послушать и приобрести на «ЛитРес».
Как уже было сказано выше, в Молодёжном литературном слэме РГБМ имеет возможность принять участие любой желающий, но не моложе 16 лет и не старше 35. После объявления на сайте РГБМ и в социальных сетях о приёме заявок на очередной турнир претенденты записываются на участие, отправив заявку по адресу [email protected] с пометкой «Слэм». В заявке указываются ФИО или псевдоним, а также возраст и контактная информация.
Оптимальное число участников — плюс-минус 10 человек. Предпочтение отдаётся тем, кто первыми прислал заявки. Не успевшие войти в десятку дуэлянтов имеют возможность участвовать в следующей игре. Проигравшим тоже не стоит отчаиваться — всегда есть шанс победить в следующий раз. Так произошло, например, с молодым поэтом Егором Зайцевым. Участвуя в Первом молодёжном поэтическом слэме, он с треском провалился, не дойдя даже до полуфинала. Но руки не опустил и подал заявку на Второй поэзослэм, в котором одержал победу, оставив «конкурентов» далеко позади!
Как всё происходит?
Конечно, правила вы можете прочитать на сайте РГБМ, но некоторые из них озвучим и здесь.
Итак, ведущий слэма раздаёт шести случайно выбранным из зала зрителям комплекты карточек с оценками от единицы до пятёрки. Иногда, по воле организаторов, это может быть смешанное жюри, включающее как зрителей, так и профессиональных литераторов.
Затем ведущий вызывает на сцену участников в алфавитном порядке. У каждого ровно три минуты, за которые необходимо максимально артистично и выразительно прочитать свой текст (слэмы — это не конкурс чтецов, поэтому в турнире «сражаются» только авторские тексты). За каждую минуту сверх регламента вычитается балл. После каждого выступления зрители, которым достались карточки, оценивают участника по двум параметрам: за литературные достоинства прочитанного текста и за мастерство его художественного исполнения. Ведущий суммирует баллы, и пять человек, получивших максимальное количество баллов, выходят во второй раунд. В свою очередь, карточки у зрителей забираются и раздаются уже другим. Шестой комплект разыгрывается на аукционе.
Во втором раунде правила те же. Набравшие максимальный балл в сумме за оба раунда объявляются победителями. Победителей не может быть более двух, поэтому иногда приходится провести третий, решающий, раунд.
Что ж, если вам нет ещё 35 лет, вы пишете стихи или прозу, не лишены артистизма и готовы к сценическим дуэлям, то приглашаем вас принять участие в серии Молодёжных литературных слэмов РГБМ. Но напоминаем: участие в слэме исключительно очное!
Ближайшая «дуэль» — поэтическая, и состоится она в марте 2018 года в рамках Всемирного дня поэзии.
Страница проекта на сайте РГБМ.