Типовая? Отчасти. Главное — узнаваемая и предсказуемая

Ирина МИХНОВА

В начале декабря 2016 года состоялось знаковое для страны событие: были подведены итоги Всероссийского открытого конкурса на разработку дизайн-проектов пространств библиотек Московской области «Новые библиотеки Подмосковья». Авторы трёх отобранных проектов получили соответствующие занятым местам премии. Когда наступит момент реального преображения библиотек, победитель сможет участвовать во внедрении своих идей на практике.

 
Однако почему мы назвали это событие знаковым для страны, а не только для конкретного региона, определённым образом решающего проблему модернизации находящихся на его территории библиотек?

Ну, потому, например, что для будущего российских библиотек крайне важен сам факт того, что впервые был объявлен всероссийский открытый конкурс дизайн-проектов, когда решение принималось не конкретными людьми на основе их предпочтений, а целой группой независимых (неангажированных) экспертов. В состав жюри (всего 12 человек) входили архитекторы, дизайнеры, представители министерства культуры области и три библиотекаря (руководители Московской ОУНБ, ГПНТБ и РГБМ). Будучи членом жюри, могу заверить: на всех этапах к мнению библиотекарей прислушивались и всерьёз считались с ним. Кому-то это покажется очевидным: обсуждается вопрос о будущем библиотек, так почему бы не выслушать точку зрения специалистов из библиотечной среды. Ан нет (и мы это отлично знаем), такое происходит далеко не везде и далеко не всегда.

Сегодня всякий, если он не совсем чужд библиотечным проблемам, способен квалифицированно и убедительно рассказать, какой предстоит стать библиотеке, как она должна удачно сочетать функции точки доступа к информации и места для общения, центра местного сообщества и творческой мастерской и т.д. На библиотечные темы готовы говорить и писать самые разные люди: не только те, кто регулярно посещает библиотеки, но и те, кто давно в них не заглядывал, а то и вовсе никогда не заходил.

Можно сколь угодно иронизировать и сокрушаться по поводу их профессиональной некомпетентности, а порой и откровенной маниловщины, но факт остаётся фактом. Причём фактом положительным. Раз о библиотеках заговорили в обществе, да ещё с большой долей лояльности и заинтересованности, значит, «библиотечная идея» начинает-таки овладевать массами. А что говорил гениальный автор «Капитала»? «Идея, овладевшая массами, становится материальной силой».

Это ещё один аргумент в пользу «знаковости» нынешнего конкурса. Потому что в данном случае не просто заговорили на тему модернизации библиотек, а включиться в её реальное воплощение изъявило желание большое число специалистов.

 

Победитель конкурса – проект «Точка доступа» консорциума Praktika + Grozа
Победитель конкурса – проект «Точка доступа» консорциума Praktika + Grozа

На конкурс поступило 45 заявок с описаниями достижений и возможностей, которые позволяли тем или иным группам специалистов претендовать на разработку дизайн-проектов библиотек. Среди участников были архитектурные бюро и мастерские, проектно-производственные фирмы, архитектурно-проектные компании, консорциумы, авторские группы. Одни из них только выходят на большой рынок, другие уже проектировали гипермаркеты, школы, кинотеатры, оформляли огромные городские пространства и жилищные массивы. Заявки поступали из разных городов — из Москвы и Подмосковья, Самары, Санкт-Петербурга, Ярославля, Барнаула, Казани, Нижнего Новгорода… Это означает, что в этих городах есть архитекторы и дизайнеры, которые готовы попробовать свои силы в библиотечной сфере. И как только от региональных, муниципальных властей, от министерств культуры поступит соответствующий сигнал: регион, город готов к «решительным действиям» — они отзовутся.

Такой интерес к конкурсу свидетельствует, что модернизация библиотечных пространств воспринимается российскими архитекторами и дизайнерами как интересная и перспективная. Пусть для многих из них не важно, что оформлять: клуб, кафе, магазин или библиотеку. Для нас важно, что оформлением библиотек теперь занимаются профессионалы, а не как ещё 10 лет назад — сами библиотекари или, что тоже частенько бывало, руководители управлений культуры.

Да тогда и выбора-то библиотечного оборудования, мебели, стильных деталей интерьера практически не было! Поэтому библиотеки оборудовались либо кондовой, малоэстетичной, сделанной по спецзаказу мебелью базового цвета «вишня», либо шкафами, столами и стульями из магазинов офисной мебели. Листая зарубежные каталоги библиотечного оборудования с его совершенно неподъёмными для россиян ценами, восхищаясь интерьерами европейских библиотек, мы с нетерпением ожидали, когда же, ну, когда же, наконец, нечто подобное появится и в нашей стране!

Теперь можно утверждать: пусть мелкими шажками и зигзагообразно, пусть с массой очевидных авторских заимствований (порой рискованных в правовом плане), но российские архитекторы и дизайнеры движутся в русле общемировых тенденций конструирования и оформления библиотечных пространств.

Резкий толчок этому дал Санкт-Петербург, где ещё в 2006 году стартовала программа модернизации, в рамках которой был выполнен ремонт и переоснащение множества библиотек города и создана корпоративная сеть общедоступных библиотек.

Новые здания для крупных библиотек построены в Рязани, Пензе, Иркутске, Грозном, Петрозаводске, Москве (ГПНТБ), Санкт-Петербурге (РНБ)… «Читатели будут шокированы новым зданием главной библиотеки Хакасии», — только что сообщили на сайте Abakan-gazeta.ru.

В городах появляются библиотеки нового типа. Для нас, например, несомненный интерес представляют молодёжные библиотеки — «Квартал 5/1» в Омске и «Бук» во Владивостоке, возникшие на месте детских. «Размер помещения 133 квадратных метра, — рассказал корреспонденту VL.ru исполняющий обязанности директора городской библиотечной системы Владивостока Сергей Соловьев, — нашей основной задачей сразу стало сделать это пространство мультизадачным, легко трансформирующимся. Ведь «Бук» — это не только библиотека, но и общественное пространство, в котором будут проводиться лекции, коворкинги. Всего за несколько минут мы можем без потери места сдвинуть все парты, достать множество складных стульев, которые спрятаны под платформой, или убрать все и освободить большое пространство для танцевального вечера, например».

Новые образы появляются у некоторых сельских библиотек. Все уже хорошо знают библиотеку села Боголюбово Владимирской области, в модернизации которой большую роль сыграла Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы, а региональные власти оказали существенную поддержку с проведением реконструкции и ремонта помещений. Недавно похожий — позитивный — образ приобрела и библиотека с. Батурино Рязанской области…

И, наконец, новое направление в модернизации общедоступных библиотек — на основе сетевых проектов.

В сентябре 2013 года в Москве открылась в новом, современном качестве Библиотека имени Ф.М. Достоевского, за ней — ещё несколько библиотек, тем самым дав старт масштабной программе преобразований столичной сети общедоступных библиотек. Наверное, именно московский опыт разработки типового дизайн-проекта общедоступных библиотек (с возможностью вариативного подхода в каждом конкретном случае) послужил своего рода толчком для модернизации библиотек городов и целых регионов на основе сетевых проектов.

Особенно ярко это проявляется в Красноярском крае, где идёт широкомасштабная реконструкция библиотек в соответствии с сетевым проектом «Городская библиотека», разработанным местной дизайн-группой «Артстиль». Проект был поддержан губернатором, Законодательным собранием и Министерством культуры края. Стартовавший в 2015 году, он предполагает кардинально иной подход к работе библиотек, начиная с графика работы и заканчивая внедрением современных форматов взаимодействия с читателями. Предполагается, читаем на сайте Красноярской краевой научной библиотеки, что разработанные сетевые форматы будут тиражироваться, сохраняя исторически сложившиеся, индивидуальные особенности взрослых и детских библиотек города и края. Уже модернизированы по этой программе пять библиотек, на очереди — еще шесть. Параллельно разрабатывается подобная программа для сельских библиотек. Модернизация проводится только при условии софинансирования со стороны муниципалитетов.

Чтобы лучше разобраться в сути сетевых проектов, вернёмся к Всероссийскому открытому конкурсу на разработку дизайн-проектов пространств библиотек Московской области.

Согласно техническому заданию, участникам конкурса предстояло сформировать «концепцию функционально-событийного наполнения пространств библиотек, которое будет востребовано жителями, и предложить продуманную планировку в увязке с едиными графическими стандартами». Предполагалось, что лучшие предложения конкурсантов будут реализованы в 2017—2018 гг. и послужат основой для единого стандарта модернизации всех библиотек Московской области.

Был предложен набор принципов, которым должны соответствовать дизайн-проекты.

Открытость. Пространства библиотеки должны иметь решения, подчеркивающие общедоступный, открытый характер, привлекательный для посетителей, отсутствие зонирования с «глухими» стенами, создающими непроницаемость пространства в целом, за исключением отдельных помещений, требующих ограниченного доступа.

Акцент на человека. Ключевая задача — удовлетворение потребностей жителей в комфортном пространстве, возможностях проведения досуга и площадке для реализации собственных инициатив. Конкурсные предложения должны быть оптимизированы под различные возрастные категории.

 

2-е место – GaFA + IND architects
2-е место – GaFA + IND architects

Доступная среда. Обязательное требование к конкурсным предложениям — «безбарьерный» характер среды для маломобильных групп граждан и лиц с ограничениями по здоровью (слабовидящие, слепые) при использовании как помещений, так и сервисов библиотек, наличие всей необходимой для этого инфраструктуры.

Реализуемость. Конкурсные предложения должны носить реалистичный характер, учитывающий бережное отношение к будущему расходованию бюджетных средств на реализацию проектов.

Событийное программирование. В рамках конкурсных предложений от участников требуется проработать событийное наполнение библиотек в связке с планировкой пространства, с учётом потенциальной целевой аудитории и особенностей расположения в структуре города.

Участникам предстояло разработать концепцию интерьеров для основных функциональных зон, таких как зона оперативного обслуживания пользователей (ресепшн, информация), пространство для чтения, зона культурно-досуговых мероприятий, площадки для групповых занятий и обучения, компьютеризированные места, закрытые рабочие места, детская зона, зона отдыха, зона для молодёжи, коммерческие площади (продажа книжной, сувенирной, продуктовой продукции и приготовления напитков (автоматы), зоны общего пользования (гардероб, камеры хранения, санузлы).

Для нас, библиотекарей, небезынтересно и полезно знать, каким требованиям должны отвечать предложения архитекторов и дизайнеров по интерьерным решениям.

  1. Дизайн интерьеров должен служить цели лёгкой навигации посетителей в помещениях библиотеки, иметь графические и планировочные решения для функциональных зон с учётом их назначения и удобства пользования.
  2. В планировочных решениях трёх пилотных объектов должно учитываться событийное наполнение библиотек, исходя из их общей площади, расположения в структуре района, интересов местных сообществ.
  3. Функциональное зонирование пространств библиотек должно обеспечивать комфортное пребывание для всех возрастных групп (дети, подростки, взрослые), а также учитывать шумовой и температурно-влажностный режим помещений.
  4. Планировка пространства должна носить характер многофункционального использования и учитывать необходимость трансформации пространства под различные цели.
  5. В проекте необходимо предусмотреть наличие звукоизолированных помещений (одно или несколько) для разговора по мобильному телефону.
  6. Все проектные предложения должны учитывать экономическую эффективность, обеспечивать минимизацию затрат на реализацию.

Итак, подытожим. Уникальный визуальный стиль должен стать узнаваемым фирменным идентификатором для библиотек Московской области. В распоряжении министерства культуры появляются единые стандарты для всех библиотек, которые могут быть рекомендованы при разработке проектов модернизации конкретных библиотек в части фирменного стиля, элементов навигации, архитектурно-художественного облика входных групп, решений по дизайну интерьеров и наполнения типовых функциональных зон библиотек.

 

3-е место – KIDZ
3-е место – KIDZ

В чём смысл понятия «типовой»? Участникам конкурса предстояло дать предложения по фирменному стилю и эскизные дизайн-проекты на примере трёх пилотных библиотек, различных по площади и расположению на территории области. Это — городской библиотечно-информационный центр (площадь — 658 кв. м, фонд — 75 000 ед.), библиотека-филиал городской ЦБС (площадь — 427 кв. м, фонд — 29 000 ед.) и сельская библиотека (площадь — 211 кв. м, фонд — 21 000 ед.).

Ориентируясь на предложенные типовые модели библиотек и вкладывая в основном собственные средства, муниципальные власти могут принимать решение о модернизации «своих» учреждений с учётом набора критериев и ограничений, отражающих социокультурную, экономическую специфику местности, учитывающих месторасположение библиотек, преобладающие категории населения, целевые группы пользователей, некие свои гуманитарные и краеведческие задачи и т.п.
В каждом конкретном случае будет осуществляться «подгонка фабричного костюма по размеру конкретного клиента».

Понятно, слово «типовой» сходу у многих вызывает неприятные ассоциации (такой, как все, безликий, лишённый индивидуальности). Между тем, мы давно уже живём в условиях сетевого обслуживания либо франчайзинга (вид отношений между организациями и фирмами, когда одна сторона передаёт другой стороне за плату право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения, либо право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды). И чувствуем мы себя при этом вполне комфортно.

Чем хороши Макдональдсы, Сбербанки, Старбаксы, Пятерочки, Инвитро, Крошка-картошка и т.д.? Своей узнаваемостью и предсказуемостью. Да, внутри своей «группы» эти магазины, кофейни, банки, аптеки могут пусть незначительно, но различаться и по организации пространства, и по размеру, и по внешнему облику (так, вопреки расхожему мнению, только 15% ресторанов McDonald’s в мире принадлежат непосредственно этой корпорации; все остальные являются собственностью национальных дистрибьюторов. Однако условия использования очень жёсткие — договором регламентируются даже такие мелочи, как цветовая гамма и размер столиков).

Но мы, потребители (покупатели и пользователи), тем не менее, знаем, какой набор товаров и услуг, с каким качеством сервиса мы можем получить у представителя той или иной «группы». Вот эти два качества — узнаваемость и предсказуемость — будут присущи и общедоступным библиотекам, организованным в соответствии с той или иной типовой моделью.

Это всё не отрицает, а наоборот, предполагает наличие в городе и, тем более, в регионе уникальных библиотек, непохожих на другие. Например, в Москве это — Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева», Библиотека искусств им. А.П. Боголюбова, Мемориальный музей и научная библиотека «Дом Гоголя» и подобные им, выделяющиеся «лица необщим выраженьем». Такие библиотеки есть и должны быть в каждом городе. Они — самые крупные и ценные бусины в ожерелье. О них разговор особый. И он еще впереди.