Дмитрий Иоффе: «Для меня вопрос о смысле жизни уже закрыт»

В преддверии 2017 года, который в России объявлен Годом экологии, мы не могли обойти стороной экологическую тему. Известно, что одной из самых серьёзных мировых проблем является проблема загрязнения бытовым мусором. В России эта тема тоже актуальна и пока, увы, решается с трудом. И неслучайно нашим сегодняшним собеседником стал человек, благодаря инициативе которого уже два года реализуется социальный экологический проект по борьбе с мусором «Чистые игры». Это проект, в котором люди всех возрастов, профессий и интересов собирают мусор, объединяясь в команды и соревнуясь. Это не только помощь природе и азарт, но и вовлечение в проблематику через игру. За два года проведено 38 игр, в которых участвовало 3647 человек, было собрано 11305 мешков мусора, убрано 106.7 тонн мусора!

 
— Проблема мусора, без преувеличения, одна из самых серьёзных экологических проблем, особенно в городской среде. С чего начался ваш проект «Чистые игры»?

— Однажды с друзьями мы были в походе на озере Вуокса под Питером. Очень красивое место, большое озеро, в котором 200 маленьких островов. На этих островах накопилось большое количество мусора за несколько десятилетий, просто горы мусора! Мы с друзьями пробыли там несколько дней и в какой-то момент перестали делать вид, что не замечаем гор мусора, а один из наших друзей предложил устроить такую ролевую игру, в которой мусор был бы как золото. Его можно было бы добывать, обменивать на игровые деньги, на эти деньги покупать что-нибудь, строить, нанимать войска. Отличная идея! Но потом мы подумали, что лучше сделать соревнования без ролевой игры, поскольку слишком сложно. И сделали.

— Всегда задаешься вопросом: кто те люди, которые, вместо того, чтобы отдохнуть с друзьями, например, в клубе, предпочитают в свободное время очищать город от мусора?

— Люди убирают мусор просто потому, что хотят видеть незагрязнённой природу, и очевидным образом к ним приходит понимание «кто, если не мы!» Дворников там нет, специальных санитаров леса тоже. А люди хотят отдыхать в чистом месте. Это во-первых. Представьте ситуацию: вы приехали отдохнуть на озеро, а там всё завалено мусором так, что даже палатку разложить или вовсе прилечь негде. И они вынуждены убирать мусор, чтобы элементарно нормально отдохнуть. И это не фантастическая история, в некоторых местах всё так и есть: люди убирают мусор, потому что по-другому просто никак. А те, кто специально ездят на уборки, понимают: ситуация достигла своего критического уровня и надо что-то с этим срочно делать. Но одному человеку это не по силам. Как он один начнёт? Много ли сделает? Надо собирать ещё кого-то. А если он по натуре не лидер? То ему захочется присоединиться к кому-то другому, кто уже делает мероприятие.

Но главный мотив: люди просто хотят делать добро. Они сами получают удовольствие от этого… Но энтузиазм очень быстро заканчивается, когда все твои старания оказываются впустую: вчера вот ты убрал территорию от грязи, а завтра на этом месте снова появляется мусор. Руки опускаются.

 

 
— Вы мониторите те места, где организовывали уборку?

— Проекту всего два года, поэтому эффективный мониторинг не всегда удаётся провести. Надо продолжать, поскольку игра это первоначальный этап, способ привлечения внимания, способ консолидации сил, которые в дальнейшем будут за этим местом присматривать.
Бывают разные ситуации. Всё зависит от того, кто и для кого проводит мероприятие. Если городские приезжают убираться в область, то для местных жителей это выглядит так: одни городские приехали, набросали мусор, потом приехали другие городские — и всё убрали. Другая ситуация: приехал, положим, городской товарищ и организовал для местных жителей игру, у них возникает чувство сопричастности и ответственности за это место, благодаря чему хотя бы какое-то время здесь будет поддерживаться чистота. Но самый лучший эффект получается тогда, когда местные организовывают всё для своих же. Главным героем в этом случае становится именно местный житель и его команда: именно они и позаботятся о том, чтобы были просветительские таблички о мусоре, волонтёры, объясняющие населению важность экологической проблемы и т.д.
Если возвращаться к мониторингу убранных мест, то мы провели уже пять игр в Петергофе, и там накопили большой опыт. Сейчас найти место с мусором всё труднее и труднее, результаты есть.

— Куда потом отправляется собранный вами мусор?

— На наших играх игроки замотивированы убирать мусор раздельно (металл, стекло, пластик, опасные отходы), это приносит им больше баллов. Но, к сожалению, не весь мусор можно сдать в переработку. Поэтому мусор, не подлежащий переработке, отправляется на полигон бытовых отходов, а раздельно собранное — на переработку.

— Насколько участие в «Чистых играх» действительно помогает изменить отношение к проблеме мусора, поменять мировоззрение людей? Или люди, которые приходят на уборки, уже экологически сознательны?

— Мировоззренческий момент — самый важный в нашем проекте, поскольку всю Россию с помощью игр не очистишь. Легче, наверное, будет изобрести роботов, которые сами убирали бы мусор. Это было бы и дешевле. Важный момент в наших играх именно просветительский, образовательный. Человек, который не имеет опыта уборки и сортировки мусора на фракции, получает такой опыт. Он начинает смотреть на мусор как на ценный ресурс, который на самом деле таковым и является. Это и есть наша задача, чтобы люди, пришедшие на игру, получили этот опыт. К тому же игра у нас командная, поэтому человек, пришедший к нам, затем втягивает в игру и своих друзей.

 

 
— Насколько сложно развивать социальные проекты? Насколько сложно решаются проблемы с организацией игр?

— Заниматься социальными проектами, конечно, трудно, ведь важно найти под проект какое-то финансирование. Если тебе его никто заранее не даёт, то это становится серьёзной задачей. Но едва начинаешь плотно работать, ты понимаешь, что делаешь очень важное, доброе дело. Это стимулирует и вдохновляет. Не всегда и не всем помогают. Хотя ожидаешь, что если ты делаешь хорошее дело, то тебе все должны помогать. Это как с больницей. Оказавшись там, ты ожидаешь, что тебе немедленно окажут врачебное внимание. Но там ведь таких, как ты, — сотни, всем сразу не поможешь. Так и с социальными проектами. Есть люди доброй души, которые, видя, что вы делаете доброе, нужное дело, тут же готовы снимать любые барьеры — административные, финансовые и т. д., охотно помогают. Но таких, к сожалению, очень мало, и полностью полагаться на эту внешнюю помощь — наивно. Если вы нацелены на длительную работу, а не на разовый субботник, то придётся разбираться, как работает система, встраиваться в административно-хозяйственную структуру. Это трудно… Но это очень интересная работа. Для меня вопрос о смысле жизни уже закрыт. Перед человеком, занятым социальными проектами, вопрос «В чём смысл жизни?», как правило, не стоит. Он понимает, что служит людям, обществу, природе. Это и есть смысл его жизни.

— Ну и, наконец, расскажите о ваших планах в контексте предстоящего Года экологии?

— Наша задача — развивать экологическое просвещение в России. Мы разработали методику проведения «Чистых игр», и она успешно работает. В следующем году мы хотим продолжить распространять наш опыт, запустили сайт, где выложили все шаблоны, сценарии, где любой желающий найдёт подробную инструкцию, включая то, как находить партнёров и спонсоров проекта.
«Чистые игры» мы провели уже в семи регионах, а в пяти из них игры проходят регулярно. В наших планах расширить географию игр до 20–30 регионов.
Мы успешно прошли экспертизу Агентства Стратегических Инициатив, теперь они будут помогать нам масштабироваться по всей стране. Впереди очень много интересной работы!

 
Вопросы задавала Вероника Лещинская
Фото: https://vk.com/clean_games