Астраханская молодежная библиотека им. Бориса Шаховского — это веселое, динамичное, яркое пространство, где много интересных и креативных программ. Они делают обложки дня книг, устраивают танцы в парках, придумали и воплотили в жизнь масштабный волонтерский проект и даже разработали мобильное приложение. В Шаховке работают смелые, энергичные, талантливые люди, которые не идут на поводу о стереотипов. С ними мы и побеседовали.
Всем привет, с вами Планета библиотек, и мы начинаем серию репортажей об интересных молодёжных библиотеках России. Сегодня мы находимся в Астраханской молодёжной библиотеке имени Бориса Шаховского и с нами её директор Магазевская Лариса Михайловна. Здравствуйте, Лариса Михайловна!
— Добрый день!
— Расскажите, пожалуйста, нам о ремонте, который, судя по всему, недавно произошёл у вас в библиотеке. Что изменилось с тех пор, как вы сделали ремонт?
— Изменилось очень многое. Надо сказать о том, что ремонт был сделан в несколько этапов. Первый этап — это были самые грязные работы, это были сантехнические работы, канализационные, замена окон, пола. И только в 2004 году мы начали с того, что стали преображать внутри помещение, то есть стены, двери, перегородки. Заменили глухие стены стеклянными перегородками, поставили прозрачные двери, для того, чтобы человек, пользователь, зашёл в библиотеку и сразу понял, куда ему идти, какие услуги здесь предоставляются, где ему можно отдохнуть, где ему можно почитать книжку или посидеть за компьютером поработать.
— Скажите, а выросла ли посещаемость после ремонта?
— Да, посещаемость выросла. Более того, все пользователи отмечают, что библиотека коренным образом преобразилась. Всем нравятся наши изменения, потому что они соответствуют молодёжным предпочтениям. То есть здесь можно не просто взять книгу почитать — можно полежать, на диванчике, на пуфике. Можно поиграть, покричать. И библиотека изменилась, и изменился взгляд самих библиотекарей на то, какой должна быть библиотека. Поэтому, конечно, пользователей у нас прибавилось.
— А кто ходит в основном в вашу библиотеку?
— В нашу библиотеку ходит молодёжь от 14 до 35 лет. Соответственно, это школьники, старшеклассники, работающая молодёжь, студенты и специалисты, которые занимаются проблемами молодёжи и которые работают в каких-то молодёжных общественных организациях.
— То есть в библиотеку можно записаться только с 14 лет?
— Да.
— А бывает, что дети до 14 приходят к вам?
— Вы знаете, мы пытаемся избежать этого. Но дело в том, что у нас рядом находится детская библиотека, и туда ходят дети маленькие. И для них наша библиотека — это своего рода запретный плод. Поэтому они стараются каким-то образом проникнуть, правдами и неправдами, в библиотеку. Они сочиняют истории о том, что им 15, 16 лет и что у них паспорт потерян или ещё не сделан — вот таким образом. Но считаем, что в любом случае нужно подходить индивидуально к каждому подростку, потому что иногда бывает, что в детской библиотеке нет такой литературы или нет такой информации. Этот подросток может, в принципе, воспользоваться библиотекой, но опять же я говорю о том, что всё-таки мы подходим индивидуально.
— Надо же, кто-то пытается пройти в клуб, делая вид, что им 18, а у вас в библиотеку прорываются с боем. Как интересно.
А расскажите, пожалуйста, о ваших молодых сотрудниках!
— У нас коллектив достаточно небольшой — 26 человек. Раньше средний возраст сотрудников нашего коллектива составлял 47 лет. Последние два года приток молодых специалистов увеличился, у нас появились специалисты с непрофессиональным образованием: социологи, психологи, программисты, с журналистским образованием пришли с телевидения сотрудники, и это сыграло положительную роль в становлении библиотеки как нового информационного, образовательного, мультимедийного досугового центра. Вообще, по моему мнению, в библиотеке должны работать как библиотекари, так и специалисты других профессий. Я думаю, что у каждого человека есть определённый взгляд на какие-то вещи, какое-то определённое мировоззрение, поэтому каждый приносит что-то новое. Чтобы сделать что-то креативное, какой-то задумать проект, мало библиотечного мышления, нужно ещё, наверное, совершенно неординарное другое. Это такой фактор, который сыграет для успешной реализации данного проекта.
— А как вам удалось привлечь молодых сотрудников в библиотеку работать?
— Вы знаете, во-первых, у нас значительно увеличилась зарплата. Второй момент: здесь они могут себя творчески реализовать. Во взгляде обывателя библиотека — это такое традиционное место, и люди, молодые специалисты, не знают, что им здесь делать. А когда уже из разговоров с подругами или из социальных сетей узнают, они понимают, что могут здесь себя каким-то образом выразить. И поэтому у нас, например, специалисты, которые работали на телевидении, с удовольствием работают здесь. Предположим, программист тоже может себя проявить, потому что ему здесь запустить какой-то проект, сделать какое-то мультимедийное приложение для библиотеки. Художник тоже себя выражает в разных дизайнерских находках или в рекламе, в каких-то выставках. У нас каждая афиша — это своего рода произведение искусства. Когда мы выходим на открытые площадки, мы делаем афишу, делает её художник — я считаю, что это специалист высокого уровня. А библиотекари выполняют традиционные библиотечные работы, но это базовый уровень библиотеки, это должно быть. То есть библиотека должна обслуживать читателя, библиотека должна вести каталоги, электронные, печатные, библиотека должна заниматься комплектованием и каталогизацией — эти функции у нас никто не отнимает.
— Лариса Михайловна, давайте вы нам теперь покажете вашу замечательную библиотеку, проведите нам экскурсию, пожалуйста!
— Да, с удовольствием, с чего начнём? С зала выдачи литературы на дом. Это традиционный зал, где люди, молодые пользователи, берут литературу на дом. Вот таким образом выглядит первый зал, где происходит запись, где непосредственно происходит выдача, где библиотекарь разговаривает с пользователем, рекомендует книги или что-то ещё.
— Итак, сейчас мы в тинейджерской комнате?
— Да, это комната для тинейджеров. Так как среди наших пользователей есть школьники, ученики старших классов, мы задумали создать им такое пространство, уютное, немножко отдалённое от других залов, где они могут почитать, полистать журналы, поиграть в компьютерные игры либо в настольные игры, либо просто посидеть и потусоваться с друзьями.
— А какие книги у вас здесь расставлены?
— Книги самые разные. Ну, во-первых, книги стоят 12+ — популярная художественная литература для подростков. Отраслевая литература, справочники, энциклопедические словари, например, «Сто великих скульпторов», «Сто великих музыкантов», или энциклопедический словарь юного школьника. И, помимо этого, наша задумка была такова, чтобы привлечь внимание юного читателя к таким книгам, как серия «Жизнь замечательных людей», мы поставили их сюда. Возможно, они и не будут её читать, но по крайней мере, когда они играют с друзьями или общаются, кто-то из них возьмёт эту книжку, и, может быть, что-то останется, может быть, захочет её почитать.
— Это очень интересный способ привлечь подростков к книге, если они вообще не читают. Может быть, у вас есть ещё какие-то способы привлечь подростков к чтению, если они не привыкли к такому занятию?
— На самом деле способов достаточно много. У каждого ребёнка должна быть стартовая книга, с которой он должен начать читать. Есть такой писатель — Емец, который говорит, что чтобы ребёнок начал читать, нужно заставлять его до 12 лет читать много. Он должен «начитать» триста часов. Если этих трёхсот часов не будет, очень сложно будет потом полюбить чтение. Но мы говорим сегодня о детях, которые всё-таки ходят в библиотеку, потому что сюда в любом случае придут те, которые хотят ходить в библиотеку или хотят здесь пообщаться. И поэтому мы используем различные формы и методы работы с детьми такого рода. И привлекаем через какие-то акции, через выставки. У нас такой выставочный проект, который называется «Дресс-код для старой книги». Вот посмотрите, все эти обложки изготовлены не только сотрудниками библиотеки, но и читателями. Изготовлены из разных материалов. Например, вот книга на военную тематику, вот так она интересно представлена. Это наша читательница, молодая девушка обложку сделала. Все эти цветочки сделаны из бумаги, филигранная работа. Это потрясающая обложка, она вот так открывается, а если здесь перевернуть, получается целая такса.
— Ничего себе. А вот это что за обложки?
— По большому счёту это тоже часть этого же проекта. Но здесь обложки выполнены из фотографий. Здесь нужно догадаться, какое произведение русской классики зашифровано в этой обложке.
— Ну, это «Пиковая дама».
— Это легко. Вот это посложнее – «Кто виноват?» Герцена. Это тоже догадаетесь, наверное?
— «Вишнёвый сад»?
— Да. А вот это интересно.
— Вот это я не знаю.
— Тургенев, «Отцы и дети».
— А это что за зал?
— Это Центр общественного доступа к интернету. Интересно то, что читатели могут приходить сюда все без ограничений, в том числе люди с ограниченными возможностями. Дело в том, что несколько лет назад мы задумали проект, который называется «Информационная поддержка образовательного процесса подростков». В рамках этого проекта нас профинансировали, мы провели ремонтные работы и приобрели специальное адаптационное оборудование для этой категории людей. То есть здесь у нас есть практически всё необходимое для работы такому человеку.
Эта машина называется сканирующая машина «SARA». Это оборудование для незрячих людей. Она сканирует, озвучивает, очень удобно для человека с проблемами зрения.
— То есть такой человек может читать текст с помощью этой машины?
— Да.
— Здорово!
— Ещё у нас есть вот такой кружок, очень интересный. Это когда инвалид приезжает в библиотеку, ему выдаётся в руки. Он нажимает на кнопочку, если ему нужна помощь библиотекаря. И у охранника на табло отмечается, в каком зале находится человек и что ему нужно.
А это у нас стол для рисования песком.
— Ух ты!
— Здесь можно порисовать, нарисовать что угодно, проявить свои творческие возможности. Обычно он нужен тогда, когда ребята ждут в очереди к компьютеру. Ну, а во время мероприятий это можно проецировать на интерактивную доску.
— Здорово!
— А сейчас с нами Марина, социолог и заведующая методическим отделом. Она расскажет нам о мобильном приложении, которое есть у Шаховки.
— Наше приложение называется «Доберись до Шаховки». Оно рассчитано на детей и подростков от 14 до 18 лет. Это мобильное приложение о том, как герой просыпается и ему нужно добраться до библиотеки с 9:00 до 18:00. На его пути будут препятствия в виде вопросов, на которые он должен ответить. В каждом вопросе по три варианта ответа. Там двадцать вопросов, они очень интересные, даже, я думаю, не только для этой категории — подростков и детей — но и для взрослых, чтобы проверить свои знания в области истории родного края, Астраханского, потому что приложение именно на это и рассчитано.
— Скажите, а кто разработал для библиотеки это приложение?
— Разрабатывала полностью библиотека, сотрудники библиотеки, у нас есть своя команда, которая этим занималась, и в принципе проект уже готов и существует, работает. Его можно скачать на мобильное устройство, загрузить и играть! Проявлять свои знания.
— А это ваш читальный зал?
— Он не совсем читальный. Он называется «Зал интеллектуального отдыха и досуга». Здесь собирается молодёжь не только почитать, но и на наши мероприятия, культурно-просветительские, массовые, игровые, развлекательные, какие угодно. Здесь ценность — наш фонд. Фонд у нас находится в открытом доступе. Здесь читатели могут подойти, любую книгу взять с полки, почитать. Есть столы, за которыми можно расположиться удобно. Или, когда мероприятие идёт, вот на этих уютных пуфиках разместиться.
— Их можно передвигать как угодно?
— Да, их можно передвигать как удобно. И, помимо этого, в этом зале собираются наши волонтёры. Дело в том, что у нас есть проект «Территория добрых дел». Сейчас идёт успешно его реализация. Хотя сам проект начал работу в 2013 году, он выиграл грант, и с тех пор мы заняты именно этим проектом. Суть проекта в том, что у нас организована группа молодёжи, молодых волонтёров. Они выезжают с нами, сотрудниками библиотеки, в дом престарелых или к пожилым людям, нуждающимся в помощи. Но помощи, которая связана с книгой, конечно же, помощи информационной. То есть они предоставляют им книги, они читают газеты, они выезжают с различными мероприятиями. Помимо этого, если возникнет такое желание у пожилого человека, можно научить его работать на компьютере, написать письмо, в конце концов. Пишут поздравительные открытки. И этот проект у нас перешёл из краткосрочного в долгосрочный. Здесь каждый месяц они собираются, обсуждают свои планы на будущее, свои выезды, вот именно в этом зале. Видите, этот зал самый большой. И здесь проходят самые разнообразные мероприятия, как деловые, например семинары, конференции, так и досуговые. Ну, самое интересное, на мой взгляд, в этом году — это была «Библионочь», конечно же. Потому что называлась она «Битва за Средиземье». И проходила эта «Библионочь» под знаком Толкина. Все персонажи были, одетые в специальные одежды. Разрабатывались разные площадки, то есть на всей территории библиотеки были площадки. Например, гора Эребор. У нас шли игры. Здесь проходят игры в мафию. У нас есть определённая группа людей, которая очень любит играть, они даже приучили нас, библиотекарей. Я никогда не играла в мафию, пока не попросили читатели! Между прочим, очень увлекательная игра. Мне понравилось.
— Наверное, очень укрепляет дружбу в коллективе?
— Ну, почти.
— А сейчас с нами Надежда Владимировна, которая расскажет нам ещё немножко о мероприятиях, которые проходят здесь, в библиотеке. Мы уже начали с Ларисой Михайловной говорить о том, как вы привлекаете подростков к чтению, к книге. Мы слышали, например, что у вас есть месяцы писателей. Расскажите про это подробнее, пожалуйста.
— Эти мероприятия проходят в рамках проекта «Книга в кадре». Суть проекта в том, чтобы пропагандировать литературу с помощью фильмов. Как правило, это бывает так: интересный фильм привлекает молодого человека, он хочет прийти почитать книгу. И поэтому мы решили совместить фильмы и книги и объявить каждый месяц месяцем какого-то писателя. Как правило, юбилейного, то есть либо у него день рождения, либо какая-то дата интересная. Месяц начинается с мероприятий. Это бывают викторины, игры ВКонтакте — мероприятия достаточно торжественные. А уже потом, в течение месяца он может прийти почитать книгу на выставке, которую мы тоже подготовили в честь этого писателя, и посмотреть ряд фильмов на его произведения.
— А кроме мероприятий в самой библиотеке, я так понимаю, у вас есть ещё мероприятия вне стен библиотеки, вы выходите из четырёх стен?
— На День библиотек в прошлом или позапрошлом году мы придумали акцию «Читающий автобус». Смысл в том, что, допустим, молодой человек на остановке заходит в автобус, открывает книгу, оплачивает проезд, садится и читает. По мере того, как двигается автобус, к нему подсаживаются ещё и ещё люди, которые тоже читают — либо на электронном носителе, либо это журнал, любая книга, его интересующая. В итоге получается, что автобус заполняется людьми, которые читают. Все они как будто бы друг друга не знают. Просто так случайно получилось. Никакой там вывески, ничего нет. И просто человек, который зашёл проехать по маршруту, заходит в автобус и видит этих читающих людей. Конечно, это ситуация интересная, да? Возможно не только, что он придёт в нашу библиотеку, но и что он скажет, давно я что-то не читал, пора тоже что-то открыть почитать. Вот смысл этой акции был такой.
В этом году было 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, и мы решили осуществить такой проект, снять ролик. Это как раз было на 9 мая, было очень много людей на набережной, там как раз были подготовлены площадки министерством культуры. И у проходящих молодых людей мы просили, чтобы они прочитали одну строчку из произведения Константина Симонова. В итоге получилось 70 строк этого произведения, прочитанного разными людьми, взрослыми, молодыми, маленькими. То есть мы хотели обратить внимание молодёжи на произведение, на литературу, привлечь их внимание.
Итак, сегодня мы побывали в Астраханской молодёжной библиотеке имени Шаховского. Это замечательная, позитивная, динамичная библиотека с очень дружным и весёлым коллективом. С любовью из Шаховки и увидимся на Планете библиотек!