Как публичные библиотеки помогают преодолеть цифровое неравенство


В современном мире роль публичных библиотек постоянно меняется. Можно смело сказать, что сегодня библиотеки выполняют ряд совершенно разных, но одинаково важных функций. Более того, некоторые исследователи склонны считать библиотеки важнейшей частью построения социальной инфраструктуры, необходимой для жизни общества. В своей статье команда авторов сервиса PressReader предлагает разобраться, каким образом современные библиотеки и то, что они делают для своих пользователей каждый день, помогают справиться с такой острой проблемой современного общества, как цифровое неравенство.

 

Преодоление цифрового неравенства

Одна из важнейших функций современных библиотек заключается в преодолении «цифрового неравенства», которое означает разрыв между теми, у кого есть доступ к технологиям (включая широкополосное подключение к интернету), и теми, у кого его нет.

В 2021 году заместитель Генерального секретаря ООН Амина Мохаммед выступила с предупреждением: «По мере того, как мир становится всё более зависимым от цифровых технологий, нарастает угроза того, что те, кто остаётся без доступа к интернету и другим технологиям, будут исключены из глобального процесса развития общества. Почти половина населения мира, 3,7 миллиарда человек, большинство из которых женщины, и большинство из которых проживает в развивающихся странах, всё ещё находятся офлайн».

Подобное цифровое неравенство сохраняется и в более развитых странах, таких как США и Канада. Особенно это касается людей с низкими доходами, пожилых людей и сельских жителей. К счастью, библиотеки могут помочь пользователям получить доступ к техническим устройствам, повысить цифровую грамотность и навыки работы с компьютером, выйти в интернет и научиться безопасно им пользоваться.

 

Отсутствие доступа — это проблема

Одной из самых больших проблем, с которыми сталкиваются малообеспеченные слои населения, является отсутствие доступа к технологиям, что может привести к ограничению технологического капитала общества в целом. По данным исследовательского центра Pew Research Center, почти четверть американцев не имеют высокоскоростного доступа в интернет, причём это преимущественно жители сельских районов страны и домохозяйства с низким доходом.

Фактически только 57% домохозяйств с доходом менее 30 000 долларов в год имеют домашний широкополосный интернет по сравнению с 92% домохозяйств с доходом более 75 000 долларов в год. 

 

Доступность интернета — это препятствие

Опрос, проведённый Национальным управлением по телекоммуникациям и информации (NTIA), показал: несмотря на то, что 58% домохозяйств в США, у которых нет доступа в интернет, не испытывают потребности быть в сети, есть большая доля (18%) тех, кто хотел бы иметь доступ во Всемирную паутину, но не могут позволить себе домашний интернет.

«Независимо от заявленных причин, почему жители не пользуются домашним интернетом, семьи без доступа в сеть имеют значительно более низкие доходы, чем те, у кого он есть», — сообщает NTIA. «Это говорит о том, что даже после преодоления других барьеров стоимость домашнего интернета может стать дополнительной проблемой для многих семей и домохозяйств».

 

Как библиотеки преодолевают цифровое неравенство

Из-за отсутствия доступа в интернет людям может быть сложно подать заявление о приёме на работу, выполнить школьные задания, получить доступ к государственным услугам и остаться на связи с семьёй и друзьями.

Публичные библиотеки помогают преодолеть этот цифровой разрыв, предоставляя пользователям бесплатный доступ в интернет, а также точки доступа Wi-Fi, которые можно взять в библиотеке напрокат и использовать дома. Это особенно важно для тех, у кого нет надёжного доступа в интернет дома или кому нужна возможность работать или учиться удалённо.

 

Поддержка связи внутри сообществ в условиях пандемии

В отчёте Американской библиотечной ассоциации (ALA) за 2022 год подчёркивается решающая роль, которую библиотекари и их учреждения сыграли в поддержании связи между членами сообщества во время пандемии COVID-19. Пандемия усугубила существующее цифровое неравенство, и когда библиотеки были вынуждены закрыть свои пространства для посетителей, образовался ещё более значительный разрыв, который необходимо было немедленно устранить.

Согласно отчёту ALA, «сотрудники библиотеки быстро отреагировали на разворачивающийся кризис в области общественного здравоохранения, зная о проблемах локальной связи и потребностях сообщества, они начали сотрудничать с общественными организациями, местными органами власти и предпринимателями для предоставления услуг широкополосной связи».

 

Предоставление доступа к основным технологиям

Согласно ALA, библиотеки поддерживали связь внутри своих сообществ во время пандемии и локдауна за счёт:

  • усиления беспроводных сигналов, чтобы люди могли получить доступ к Wi-Fi за пределами зданий библиотек;
  • сотрудничества с местными органами власти, предпринимателями и общественными организациями для создания дополнительных точек доступа Wi-Fi на открытом воздухе;
  • использования библиотечных транспортных средств для доставки в заранее обозначенное время точек доступа в районы, нуждающиеся в подключении;
  • взаимодействия со школами для предоставления мобильных точек доступа нуждающимся учащимся;
  • предоставления точек доступа к интернету определённым группам населения — например, бездомным, ветеранам и малообеспеченным семьям;
  • обеспечения технической поддержки и помощи в цифровых навыках по телефону;
  • адаптирования очных мероприятий для их проведения онлайн;
  • предоставления услуг печати, факса и копирования вне стен библиотек;
  • сотрудничества с организациями, занимающимися вопросами цифрового равенства, общественными лидерами и поставщиками услуг для обеспечения широкополосного подключения к интернету и устранения существующих барьеров.

 

Что помимо доступа в интернет?

Кроме доступа в интернет библиотеки дополнительно предлагают своим пользователям ряд цифровых ресурсов, включая электронные книги, аудиокниги и цифровые новостные платформы. Это может быть особенно полезно тем, у кого нет доступа к физическим книгам или кому трудно добираться до библиотеки.

Библиотеки также могут играть ключевую роль в обеспечении доступа к технологиям, которые могут быть слишком дорогими для отдельных лиц или семей, чтобы приобретать их для личного пользования. Например, некоторые библиотеки выдают своим посетителям во временное пользование ноутбуки или планшеты. Это может быть особенно важно для студентов, которым эти устройства нужны для дистанционного обучения, или для людей, которые ищут работу и им необходим доступ в интернет, чтобы подать резюме онлайн.

 

Цифровая грамотность и интернет-безопасность

Ещё одним важным аспектом преодоления цифрового неравенства является развитие навыков цифровой грамотности. Многие в современном обществе, особенно пожилые люди, могут чувствовать себя некомфортно при использовании компьютеров или не иметь навыков безопасной навигации в интернете.

Библиотеки могут предлагать программы по обучению цифровой грамотности и индивидуальную консультацию, чтобы помочь своим пользователям развить эти навыки и уверенность в себе. Это может быть полноценное обучение базовой работе с компьютером, знакомство посетителей библиотеки с практикой использования социальных сетей или электронной почты, или обсуждение вопросов безопасности в интернете и предотвращения кибербуллинга. 

 

Поколенческий разрыв в пользовании технологиями

Цифровая грамотность неразрывно связана с медиаграмотностью. Людям всех возрастов важно критически оценивать все сообщения, которые они получают в интернете: из социальных сетей, блогов или новостных сайтов. Однако, когда речь идёт о технологической грамотности, мы наблюдаем явный разрыв между поколениями, и именно представители старшего возраста подвергаются наибольшему риску.

Если им не хватает навыков, необходимых для выявления дезинформации в интернете, пожилые люди могут легко стать жертвой мошенничества, розыгрышей и фейковых новостей. Исследование, проведённое в 2019 году Принстонским и Нью-Йоркским университетами, показало, что до выборов 2016 года американцы старше 65 лет в семь раз чаще, чем американцы моложе 29 лет, публиковали статьи с фейковых новостных сайтов.

 

Принципы справедливости в цифровом доступе

Предлагая широкий спектр цифровых ресурсов и услуг, библиотеки помогают сократить цифровое неравенство и обеспечить равный и справедливый доступ к технологиям. Однако важно признать, что ещё многое предстоит сделать, чтобы обеспечить всем людям доступ к основным ресурсам, необходимым им для развития и процветания.

Продолжая инвестировать в публичные библиотеки, поддерживая их усилия по расширению доступа к технологиям и финансируя их инициативы по продвижению цифровой грамотности, мы можем работать над созданием более справедливого и взаимосвязанного мира.

 

Перевела с английского Мария Алексеева