Что ждёт библиотеки после пандемии? Многие специалисты сейчас задаются этим вопросом. Экс-президент Ассоциации публичных библиотек (2009—2010) и Американской библиотечной ассоциации (2015—2016) Сари Фельдман делится своими рассуждениями, опасениями и идеями на этот счёт.
Как и многие люди по всему миру, находясь на карантине, я много думаю о будущем. Как будет выглядеть наш мир, когда мы, наконец, преодолеем этот кризис коронавируса? Как и все, я с нетерпением жду возвращения к нормальной жизни. Однако нет сомнений, что мы войдём в некий новый «нормальный» режим. И он существенно отразится на многих организациях и учреждениях, включая публичные библиотеки.
Ранее я писала о беспрецедентном закрытии библиотек по всей стране после пандемии. Во времена кризиса, значимость публичных библиотек редко ставится под сомнение — вспомните публичную библиотеку Нового Орлеана после урагана «Катрина» или Муниципальную публичную библиотеку Фергюсона во время беспорядков. Но этот кризис и, в частности, социальное дистанцирование, необходимое для его преодоления, бьёт по самому фундаменту, на котором основана современная библиотека. Время идёт, и я всё больше беспокоюсь о том, как библиотеки будут восстанавливать свою работу после этих вынужденных закрытий.
Во-первых, подозреваю, что многие начнут особо задумываться об условиях хранения фондов и обращения с физическими коллекциями, включая собственно книжные. Разумно предположить, что люди выйдут после пандемии с опасениями, связанными с распространением микробов и вирусов. Сколько наших пользователей начнёт сомневаться: безопасно ли брать книги и другие материальные носители информации в библиотеке?
Отдельный вопрос касается наших зданий и пространств. Открытый доступ для всех долгое время был незыблемой библиотечной ценностью. Публичные библиотеки выживали, развивались, овладевали цифровыми технологиями и даже преуспели в изменении своего пространства, сделав его более открытым и функциональным. Что позволило предложить аудитории ещё больше всевозможных мероприятий и программ. Но сможем ли мы сохранить всё это в эпоху социального дистанцирования? К примеру, нужно ли библиотекам предоставлять своим пользователям перчатки для работы за компьютерами в залах? Захотят ли родители как раньше приводить детей на библиотечные мероприятия? Останется ли библиотека местом встреч и общения людей старшего возраста?
Пожалуй, больше всего меня волнует то, как этот кризис отразится на взаимоотношениях библиотек и издательств. Как библиотекам удастся сохранить лидирующую позицию в деле продвижения новых книг и новых авторов среди своих пользователей, учитывая временное закрытие самих учреждений и увольнение целого ряда сотрудников? Многие библиотекари ушли в онлайн-режим работы. Однако им всё труднее узнавать о новых книгах и авторах: запланированные туры писателей по библиотекам страны отменены, да и далеко не все библиотечные сайты обновляются достаточно оперативно.
На продвижение новых книг и новых имён также негативно повлияет отмена ежегодной конференции Американской библиотечной ассоциации (ALA) и главной ежегодной книжной выставки BookExpo America. Эти профессиональные мероприятия стали главной возможностью для издателей пообщаться с заинтересованными библиотекарями. А именно такое взаимодействие (через последующие книжные презентации, активное продвижение в социальных сетях, онлайн-обзоры и встречи с авторами в библиотеках по всей стране) стимулировало продажи и обеспечивало той или иной книге статус бестселлера.
Что касается коллекций, то на время вынужденного закрытия многие библиотеки приостановили закупку печатных изданий. Это может иметь серьёзные последствия в будущем. Смогут ли потом библиотеки приобрести для своих фондов копии печатных книг, изданных во время кризиса? Конечно, без необходимых логистических схем некоторые названия могут так и не появиться в каталогах.
Предсказуемо, но факт: электронные книги, аудиоконтент и другие услуги потоковой передачи информации стали просто необходимы в период нынешнего кризиса. Один из крупнейших дистрибьюторов е-книг, аудиокниг и музыки в США OverDrive сообщил о росте числа библиотек, предлагающих мгновенные библиотечные карточки, и о значительном увеличении количества взятых книг. В последнюю неделю марта, после того как по всей стране была объявлена самоизоляция, рекордные 250 000 читателей установили приложение Libby от OverDrive.
Такой показательный рост — не только отличная новость, но и замечательная возможность для библиотек, годами пытающихся продвинуть свои цифровые коллекции. Тем не менее рынок цифровых библиотек и в лучшие времена был нестабилен, отмечен высокими ценами, лимитами на использование книг и другими ограничениями. Этот внезапный переход к цифровым технологиям влечёт за собой целый ряд потенциальных проблем, не в последнюю очередь связанных с тем, что увеличение цифрового пользования автоматически не сопровождается дополнительной поддержкой бюджетов публичных библиотек. И, конечно же, такие услуги не доступны пользователям без устойчивого подключения к мобильной связи и интернету.
Помимо стоимости и ограниченного доступа, этот новый способ функционирования может также повлиять на отношения библиотеки с местным сообществом. Что, если читатели начнут больше идентифицировать себя с брендом, предоставляющим им услуги, например, с приложением Libby, а не с местной публичной библиотекой?
Переход к цифровым технологиям также может размыть границы систем публичных библиотек. В конце концов, если вы получаете электронные книги и прочий цифровой контент через приложение, какое имеет значение, где вы живёте? Может ли подобный внезапный спрос на электронные ресурсы вдохновить библиотеки на объединение усилий и средств для разработки коллекций в целях обеспечить широкий доступ к ресурсам и сократить время ожидания на их получение? Такого рода вопросы могут ещё больше осложнить и без того напряжённые отношения между библиотечным и издательским сообществами.
Пока отдельные библиотеки (и библиотекари) противостоят сложностям, связанным с пандемией, Американская библиотечная ассоциация решает свои проблемы с масштабной реорганизацией и серьёзным дефицитом денежных средств. Но какие бы организационные изменения не последовали, когда мы выйдем из этого кризиса, ALA должна сыграть решающую роль в поддержке американских библиотек.
Например, оказать всеобъемлющую поддержку распространению универсальной широкополосной связи. Как бы то ни было, кризис COVID-19 обнажил необходимость рассматривать интернет как жизненно важную услугу. Онлайн-образование также должно стать новым объединяющим фактором для библиотечных специалистов. Библиотекари нужны для того, чтобы курировать, фильтровать и предоставлять контент, а также оказывать поддержку учащимся всех возрастов в школе, дома и в различных сообществах. Вскоре мы должны заняться вопросом равного общественного доступа к контенту, к разным провайдерам, ко всему, что доступно библиотекам. Эти реальные и давно ожидаемые действия должны возглавлять повестку дня Американской библиотечной ассоциации.
Некоторые обозреватели назвали этот кризис «Великой паузой». Но я убеждена, что сейчас нельзя делать паузу. Библиотекари не могут сидеть сложа руки и ждать, когда двери их библиотек снова откроются. Мы должны использовать это время, чтобы задуматься о том, как публичные библиотеки будут функционировать в обществе, которое непременно изменится в ближайшем будущем и может измениться навсегда.
Перевела с английского Мария Алексеева
Источник: publishersweekly.com
Спасибо за очень интересную и полезную статью.Проблемы действительны затронуты очень важные независимо от нахождения библиотек. И главное общие для всех стран а мире.
Актуально! Отлично все расписано!! Действительно! Нел, нельзя сидеть и думать а что же будет дальше. Показать миру, что Библиотеки , как и музеи, театры и т д, нужны обществу, цивилизованному обществу!!