Платон Беседин


Под «давлением общественности» редакция приняла решение продолжить полюбившуюся читателям рубрику. И первым в новом году своим выбором книг, которые желательно успеть прочитать к 30 годам, делится известный севастопольский прозаик, публицист, теле- и радиоведущий Платон Беседин.

 

В качестве предисловия: 10 книг, которые нужно прочесть, — вообще все подобные рейтинги — это, конечно же, во-первых, вкусовщина, а во-вторых, мука для составителя. Особенно если не указан жанр — как тут выбрать между «Капиталом» и «Анной Карениной», например? Но выбирать приходится. И, возможно, составляй я список завтра, то часть бы книг в списке изменилась. Но пока что — вот так. В списке в основном художественная литература — что поделать, я всё же прозаик.

 

Библия

Без Книги книг вряд ли что-то возможно. Причём независимо от вероисповедания. Даже если вы в соответствии с духом времени не слишком верите в христианского Бога, то вы можете читать Библию как лучшую в мире литературу, объединившую в себе все сюжеты. Я, впрочем, предпочитаю читать Библию в ином качестве. Вернее даже так — не просто читать, а познавать.

 

Сказки, стихи, повести Александра Пушкина

Один серьёзный мужик, с которыми мы ехали в Донбасс, пробираясь на «Хаммере» под обстрелами, сказал мне сквозь грохот взрывов, что жизнь описывается тремя историями. Первую я забыл, вторая — скабрезный анекдот, третья — сказка о Золотой рыбке. Потом, достав пистолет, мужик подумал и добавил: «Хотя все сказки Пушкина важны. Без шуток». Думаю, он не шутил, этот мужик. Уверен, он не шутил. Пушкина начинаем читать с детства. С него всё начинается, во всех смыслах. 

 

Василий Розанов «Опавшие листья»

Большой русский писатель Юрий Милославский назвал Василия Розанова великим понимателем жизни. И это абсолютная правда. В русской традиции было два человека, которые так умели проникать в суть вещей — Розанов и Менделеев. Оба были гениями. «Опавшие листья» читать ещё и потому хорошо, что это короткие, но удивительно ёмкие записи о главном. Закрывайте социальные сети — открывайте книгу Розанова.

 

Василий Кинешемский «Беседы на Евангелие Марка»

Лучшее из того, что я читал на тему, как жить и как обрести веру в этом яростном и прекрасном мире. Василий Кинешемский был русским человеком, блестяще знавшим западную культуру. Сейчас многие посещают тренинги, курсы и тому подобные вещи — как по мне, «Беседы» Василия Кинешемского просвещают куда лучше любого, даже самого крутого, коуча. 

 

Лао Цзы «Дао дэ Цзин»

Это не просто другая философия — это иное видение мира, иное миропонимание и миросозерцание. Очень глубокое и очень насыщенное. Знать его необходимо; может быть, в идеале, даже стоит максимально полно, если это в принципе возможно, его понять. Тем более в меняющихся реалиях. 

 

Николай Гоголь «Мёртвые души»

Николай Васильевич — не гений, нет. Он выше гения. Иногда думаешь: как это вообще написано, а? Но в случае Гоголя ты думаешь иначе: как он вообще мыслил? Ему было дано особое видение. В том числе о России. «Мёртвые души» — вероятно, лучшее из написанного о том, как устроена Россия. Не только на физическом уровне, но и на метафизическом тоже. Все эти Коробочки, Плюшкины, Маниловы, Собакевичи — сущности в обличьях людей, сущности, перемещающиеся из века в век. «Твин Пикс» отдыхает.

 

Фёдор Достоевский «Бесы»

Я мог бы выбрать и любую другую книгу Фёдора Михайловича. Ладно, почти любую, потому что Достоевский — это наш русский архетип. Он вместил в себя всё и предсказал тоже почти всё. «Бесы» я выбрал, потому что это книга для молодых, кипящих, диких. «Бесы» — это книга для тех, кто хочет взорвать мир, превратив его в кашу, и так взять власть. Ну, а кто не хотел? Однако постойте, не торопитесь — сначала прочтите книгу. 

 

Николай Лесков «Очарованный странник»

Кто бы что ни говорил, кто бы как ни пытался, но мы остаёмся русскими. Выпуск своей программы «Игра в классики» о Лескове я назвал «Самый русский». И мне по-прежнему видится, что нет более русского, в глубинном смысле, писателя. Вероятно, и «Соборяне», и «Очарованный странник» — самые русские тексты на планете. Я выбираю второе, так как в нём больше пространства именно для современного человека.

 

Кормак Маккарти «Дорога» 

Я хотел, чтобы в этом списке было что-то современное и западное. Я мог бы назвать книги Эллиса или Стейнбека, Франзена или Эко, но, как по мне и с учётом того, как мир вязнет в конфликтах, приближаясь к концу, когда «не взрыв, но всхлип», пришло время читать о том, что будет после конца. Как выжить и как остаться человеком, даже если в этом, казалось бы, нет никакого смысла. Очень ритмичная книга, написанная так, будто автор заколачивал гвозди. Одноимённый фильм не смотрите — он гораздо хуже.

 

Альбер Камю «Посторонний»

При первом прочтении, а мне было лет 15, эта книга возмутила меня. Я поставил бы её на первое место в списке самых ненавистных книг. Одна первая — ударная — фраза чего стоит: «Сегодня умерла мама. А может быть, вчера — не знаю». К сожалению, с годами понимаешь, что Камю был убийственно прав, описывая тотальное равнодушие. Эта дрянь пострашнее Чумы из одноимённого его романа. Камю понял, что апатия — единственный шанс выжить. Но не для того, чтобы жить, а чтобы существовать. 

 

Бонус № 1. Эдуард Лимонов «Это я — Эдичка»

Книга о тотальном одиночестве. Книга о том, как черпать силы в отчаянии. Книга о том, что гнев — это энергия. Книга о том, как двигаться дальше вопреки всему. Страшная, на самом деле, и вместе с тем великая книга. Для иностранной литературы она не сказала почти ничего нового. Для русской литературы она стала чем-то вроде лимонки, брошенной в здание библиотеки с полными собраниями сочинений классиков. 

 

Бонус № 2. Кит Ричардс «Жизнь»

Можно и нужно прочесть автобиографию великого «роллига». Не только как самые увлекательные мемуары на свете, но и как инструкцию по выживанию, и как руководство по любви к делу, которому ты посвятил всю жизнь.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*