Год педагога и наставника: каким он был

Вероника Лещинская


Год педагога и наставника был не простой, в первую очередь потому, что объединил в себе, по сути,  две глубокие по содержанию темы: педагогика и наставничество, две сферы общественной жизни, которые имеют много общего, но вместе с тем не тождественны друг другу. 

В течение всего года мы вспоминали лучших педагогов, тех, кто даёт нам знания и учит нас. Ведь мы хорошо помним, что «ученье — свет, а неученье — тьма». А с другой стороны — наставничество, которое как социальное явление, по нашему мнению, гораздо шире и связано не только с образованием, с приобретением знаний, умений и навыков, а ещё и освоением определённых мировоззренческих ценностей, смыслов, особого социального опыта. Поэтому, когда мы задумались в Российской государственной библиотеке для молодёжи о наставничестве как фундаменте для профессионального развития, в первую очередь возникли вопросы не про получение формального библиотечно-информационного образования и обучение библиотечному делу вчерашних школьников, а про долгую профессиональную жизнь, лёгкую адаптацию в профессии, нахождение в ней своего места и карьерный рост.  Педагог может быть наставником, но наставник может не быть педагогом. 

С точки зрения развития кадровой политики отрасли, наставничество выступает в качестве современной технологии и эффективного инструмента кадрового менеджмента в библиотеке. Поэтому перед нами в начале 2023 года стояли следующие вопросы: какая ситуация с наставничеством сегодня в библиотеке и какие у него перспективы для развития? 

В 2023 году в библиотеках России многое было сделано: проведены различные научно-практические и методические мероприятия, профессиональное сообщество объединялось для решения общих вопросов развития направления, происходил обмен опытом и практиками наставничества. 

Итоговый вывод очевиден — сегодня речь идёт о необходимости формирования целостной системы наставничества в библиотечной сфере, и эта задача напрямую связана с созданием конкурентоспособной профессиональной среды. 

На сегодняшний момент можно сказать, что наставничество в библиотеке носит невербализованный и неформальный характер и как кадровая технология развивается достаточно хаотично и точечно, только благодаря инициативе конкретных библиотек и зачастую вне зависимости от целей и задач официального Года педагога и наставника 2023 года. 

Мониторинг открытых данных о мероприятиях в библиотеках России за последние несколько лет, посвящённых теме наставничества, показал, что о какой-либо системе, в том числе применении комплексного подхода к выявлению трудностей в профессиональной деятельности, формированию наставнических пар, оценке результативности наставнической программы и так далее, говорить на данном этапе пока не приходится. 

Благодаря проведённому РГБМ по итогам тематического года Всероссийскому опросу библиотечных сотрудников «Наставничество в библиотеке» удалось получить интересные факты и аналитическую информацию для размышления.

Библиотечные сотрудники, как правило, положительно оценивают роль наставничества в адаптации именно молодых кадров, но пока далеки от понимания необходимости выстраивания системы наставничества с соблюдением необходимых формальностей и этапов — от разработки положения и программы наставничества, составления необходимых документов (планов-графиков, отчётов и пр.) до подведения итогов и анализа результативности наставнической программы.  В библиотечной среде сильно ещё убеждение, что наставничество — это неформальный процесс, базирующийся в первую очередь на межличностных отношениях и создании определённого психологического климата внутри коллектива. Хотя роль психоэмоционального контакта между наставником и наставляемым, безусловно, трудно переоценить.

Недостаточность в профессиональном сообществе осознания необходимости создания системы кадровой политики в библиотеке оказывает влияние на всю вертикаль библиотечного управления в части развития наставничества.  Если наставничество как передача опыта и знаний в работе с молодыми кадрами существует неформально в том или ином виде, то о развитии наставничества как системы, состоящей из различных форм и направлений работы с персоналом библиотеки, говорить пока рано.

Если директор библиотеки выходит с личной инициативой о развитии наставничества, включая разработку положения о наставничестве и целенаправленном его развитии в рамках документа, только в этом случае наставничество в конкретной библиотеке начинает обретать оформленные черты организованной структуры. Но таких библиотек, к сожалению, немного. 

Лишь 4 % от общего числа участвовавших в опросе библиотекарей отметили, что наставничество развивается у них в библиотеке на системном уровне согласно утверждённому положению о наставничестве, а 1,5 % отметили, что имеется проект по наставничеству. Цифры говорят сами за себя. 

Из-за отсутствия нормативно-правовой базы для развития наставничества в сфере культуры не развивается должным образом и мотивационно-стимулирующая  составляющая. Вместе с тем больше половины (почти 60 %) респондентов всероссийского опроса, проведённого РГБМ, ответили, что, по их мнению, необходимо осуществлять доплату за наставничество, а 14 % заявили о желательности получения нематериального поощрения. И лишь 7 % опрошенных согласились с утверждением, что для наставника необязательно специальное поощрение.

Наставничество как система работы с кадрами находится в стадии своего становления и оформления, поэтому все причины этой начальной ступени развития взаимосвязаны.  Неформальность процесса не позволяет пока выработать общую научно-обоснованную методологию наставничества, а соответственно — развить понятийный аппарат и систему приёмов, методов и инструментов для выделения наставничества в качестве отдельного направления деятельности библиотеки. Так было и с волонтёрством в сфере культуры в начале пути его развития в 2018 году.

В 2023 году Российская государственная библиотека для молодёжи как методический центр для всех библиотек, обслуживающих молодёжь, провела серию различных научно-практических и методических мероприятий, направленных на оценку степени развития наставничества в библиотеках России и определения перспективных направлений этой деятельности.   

В том числе в 2023 году РГБМ был проведён цикл вебинаров «Наставничество в библиотеке», межведомственный семинар «Культура наставничества: актуальный тренд и новые горизонты для кадровой стратегии», записана серия подкастов об опыте наставничества, опубликованы материалы по данной теме в профессиональной прессе. Кроме того, был проведён Международный научно-практический семинар «Компетенции профессионала завтрашнего дня. Библиотека в системе профориентации» с участием библиотечных специалистов государств — участников ЕАЭС, на котором также затрагивались вопросы наставничества.

Все мероприятия, организованные РГБМ, неизменно собирали большую аудиторию, вызывали живой интерес профессионального сообщества. Во всех научно-практических мероприятиях среди прочего поднимался вопрос о межсекторном и межведомственном взаимодействии и обмене лучшими практиками наставничества. Ведь ни для кого не секрет, что многие крупные бизнес-компании (к примеру, Росатом) делают ставку на наставничество, начиная с профориентационной ступени, готовят для своей отрасли высококвалифицированные и мотивированные кадры.

На протяжении всего цикла вебинаров РГБМ «Наставничество в библиотеке» мы подробно разбирали формы наставничества и этапы возможного развития. 

Мы рассматриваем наставничество как технологию и инструмент системы кадровой политики библиотеки,  поэтому наставничество не ограничивается, с нашей точки зрения, работой с молодыми кадрами (молодыми библиотекарями или молодыми специалистами, не имеющими опыта работы). Составление наставнических пар и определение наставников при таком подходе должно происходить не по принципу наличия опыта работы в библиотеке, а по принципу наличия опыта и знания в определённой трудовой области или сфере деятельности. 

Траектория наставничества должна развиваться, на наш взгляд, в чётком соответствии с целями и задачами конкретной библиотеки и конкретных производственных задач на основе мониторинга и изучения эффективности труда и взаимоотношений в коллективе. Поэтому ещё одна из возможных причин кроется в недостаточности внимания к научно-исследовательской составляющей начального этапа организации наставничества: изучение кадровых потребностей, кадрового дефицита, проблем освоения трудовых функций и выполнения задач, психологических проблем внутри коллектива, вопросов распределения трудовых нагрузок, максимального раскрытия потенциала сотрудников и т.д. Все эти вопросы должны решаться комплексно и системно на основе мониторинга и анализа, результаты которых должны быть положены в основу создания системы кадровой политики библиотеки. А ключевую роль в системе кадровой политики может играть наставничество. Результаты опроса показали, что только 32,9 % библиотек регулярно получают обратную связь от своих сотрудников. Это говорит о том, что библиотеки не занимаются кадровыми вопросами системно, нет комплексного подхода к полноценному раскрытию кадрового потенциала.

Самое широкое понимание вопросов наставничества породило большое количество разнообразных тематических мероприятий, проектов и программ, реализованных библиотеками страны в 2023 году. 

Многие библиотеки страны рассматривали Год педагога и наставника через призму развития общей темы «Библиотека как наставник и книга как наставник молодёжи». К примеру, в Национальной библиотеке им. А. С. Пушкина Республики Мордовия был реализован масштабный проект «Марафон наставничества», в рамках которого проходили различные лекции и практикумы по литературе, живописи, музыке, хореографии от ведущих деятелей культуры для молодёжи.

В последнее время происходит развитие проектного наставничества и методической поддержки библиотек. Библиотека в данном случае выступает методическим центром и, конечно же, «наставником» для других библиотек в определённом направлении. Например, проект «Создание „Онлайн-школы библиотечного наставничества” на территории Белгородского района», реализованный в 2022—2023 гг. в муниципальном учреждении культуры «Центральная районная библиотека Белгородского района», включал в себя лучший опыт и практики работы библиотек. 

В 2022 году Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина успешно запустила проект «Библиотечное наставничество», который направлен на развитие культурно-просветительских и образовательных проектов в Тамбовской области, на создание площадки для творческого и профессионального роста в библиотечной среде. Библиотеке удалось не только повысить квалификацию и компетенции специалистов библиотечного дела в сфере реализации проектов, но и сплотить сообщество библиотекарей региона, раскрыть творческий потенциал библиотекарей и мотивировать на реализацию новых современных концепций. Опытом реализации данной программы коллеги делились в 2023 году в линейке тематического цикла вебинаров РГБМ.

Весьма перспективным направлением года стала тема «Библиотека как профориентационный наставник для молодёжи или навигатор в мире профессий».

Один из успешных примеров развития этого направления — проект «Новая библиотека: форсайт школа кадрового резерва» Центральной библиотеки имени А.С. Пушкина г. Новокуйбышевска, в рамках которого библиотека проводила программу тематических профориентационных мероприятий (лекций, мастер-классов, защиты проектов и пр.), рассчитанных на популяризацию профессии библиотекаря и работу в библиотеке среди школьников старших классов.

И наконец, 2023 год представил примеры развития наставничества как инструмента системной кадровой политики внутри библиотеки, обязательного элемента выстроенной кадровой структуры. 

В профессиональной среде безусловно существует потребность наработки соответствующего капитала опыта и практик, методических мероприятий по обобщению и трансляции лучшего опыта наставничества (семинары, конференции, круглые столы, мастер-классы) и обучающих мероприятий (вебинары, курсы, практикумы, школы и пр.). В ноябре 2023 года Государственная библиотека Кузбасса для детей и молодёжи организовала межрегиональный флэш-семинар «Библиотекарь как наставник», посвящённый Году педагога и наставника. Цель семинара состояла в аккумулировании лучшего опыта наставничества и в обмене эффективными практиками библиотечной работы в области наставничества.

Показателен тот факт, что все материалы семинара были разделены на три тематических блока:

  • наставничество как залог успешной карьеры библиотекаря;
  • работа с читателями как компонент библиотечного наставничества;
  • библиотекарь как участник педагогического процесса.

Благодаря флеш-семинару определены наиболее важные направления наставничества для библиотек. В блоке «Наставничество как залог успешной карьеры библиотекаря» 90 % представленных на семинаре материалов касались одного направления развития наставничества, а именно наставничества молодых библиотекарей с общей задачей быстрой адаптации на рабочем месте и закрепления молодых профессионалов. 

Наименьшее количество материалов было представлено в третьем блоке, посвящённом формам взаимодействия с образовательными учреждениями.

Подводя итоги Года педагога и наставника, хочется сказать, что абсолютное большинство голосов специалистов библиотечного дела в проведённом РГБМ Всероссийском опросе библиотек «Наставничество в библиотеке» было отдано за дальнейшее развитие наставничества. В библиотечной среде единогласно считают, что наставничество — это инвестиции в развитие кадрового потенциала современной конкурентноспособной библиотеки. 

Потенциал наставничества в библиотеке огромен, и нам ещё предстоит в полной мере оценить его роль и место в развитии современной библиотеки и определить приоритеты.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*