Про Ивана, попавшего в переплёт

Александр Кунин


На этот раз в фокусе внимания рубрики — комикс «Бычий цепень» В. Погадаева и Е. Чащиной, а также глубокие темы и острые вопросы, которые затрагивает эта рисованная история. Как супергеройский сюжет стал детальным отражением нашей реальной действительности? «Что если от рождения ты не такой, как все, пугающий ребёнок со странными талантами и не самым приятным внешним видом?»

Сложно найти человека, который не испытывал бы в подростковом возрасте ощущение, что с ним что-то не так, что он недостаточно умный, красивый, развитый и т.п. В большинстве случаев эти переживания связаны с типичными приметами взросления и быстро проходят, как только человек определяется с кругом общения, где он видит сверстников с похожими проблемами, а также – как только находит себя в социуме через учёбу и работу.

Совсем другая ситуация складывается, если у человека есть очевидные сложности в психическом или физическом развитии, или особенности, выделяющие его на фоне окружающих людей, будь то сексуальная ориентация, гендерная дисфория, национальность, социальный статус или что-то ещё. Далеко не каждому везёт с родителями, психологами, педагогами, которые могут подсказать, как правильно выстраивать своё поведение в обществе и как избегать насилия по отношению к себе. Чудесно, если ответы на свои вопросы человек сможет найти в книгах, кино, комиксах…

Кстати, в отечественных рисованных историях сюжеты на острые социальные темы найти можно. Например, сразу на ум приходят комиксы «Я — слон», «Антисоциальный клуб», «Коленки»… «Я — слон» — это история В. Рудака, нарисованная Е. Ужиновой, в которой весьма оптимистично и с юмором представлен мир человека, прикованного к инвалидной коляске. В «Антисоциальном клубе» Е. Маликова рассказывает о насилии в школе и о том, как группа ребят находит способ противостоять хулиганам. В «Коленках» Д. Петушок размышляет о взаимоотношениях в семье после развода родителей. Особняком в этом ряду стоит четырёхтомник «Бычий цепень» В. Погадаева и Е. Чащиной.

Комикс «Бычий цепень» повествует о мальчике, который родился в неблагополучной среде. Отец неизвестен, мать злоупотребляет алкоголем. Ребёнок появился на свет с врождёнными отклонениями. И его судьба была бы, наверное, совсем безрадостной, если бы его не украли из роддома. Однако и новая семья оказалась весьма странной… Действие разворачивается в Ленинске и его пригородах. Это собирательный образ российской глубинки. В каждом городе есть памятник Ленину, улица Ленина — вот тебе и Ленинск. К реальному городу в Волгоградской области описания не имеют прямого отношения.

Судя по разным публикациям и интервью авторов, идея комикса родилась в 2018 году, а главный герой Иван был задуман в качестве суперзлодея, у которого есть смертельное оружие в виде лентообразных отростков, из-за которых он и получил своё прозвище. Более того, по плану эта история должна была стать лишь одним из сюжетов задуманной художественной вселенной — альтернативной России, в которой разнообразные сверхспособности — явление нередкое. В этом мире также существует тайное общество «Вече», контролирующее деятельность сверхлюдей и держащее их в страхе с помощью элитных наёмников. Так вот глобальная история разворачивается в комиксе «Голод», тогда как «Бычий цепень» задумывался в качестве дополнительного сюжета, развивающегося в этой альтернативной вселенной. В итоге от первоначальной задумки почти ничего не осталось, но зато «вырисовалась» другая, куда более сложная проблематика.

Вернёмся к названию комикса. Ленточные черви, а именно к ним относится солитёр, или бычий цепень, — явление жуткое, пугающее. Несмотря на то, что подхватить его можно через употребление в пищу заражённого мяса крупного рогатого скота, именно человек является окончательным хозяином паразита и его естественной средой обитания. Дети особенно уязвимы перед этими паразитами. Так что истерические требования родителей тщательно мыть руки перед едой, не есть немытые фрукты и т.п. вполне обоснованы. Стойкое отвращение и страх перед солитёром воспитываются с детства. А потому, пожалуй, у Ивана просто не было альтернативы, кроме как быть изгоем.

 

 

 

Автор и сценарист проекта Владислав Погадаев решил показать историю становления суперзлодея из невинного мальчика, которому просто было суждено родиться не таким, как все. Случайно или намеренно в качестве сюжетных референсов Влад использовал узнаваемые приметы из советской и постсоветской жизни. Рассмотрим некоторые из них.

Мать не выжила при родах, и факт рождения «не такого» мальчика врачи сообщают властям. Именно поэтому сердобольная старушка-уборщица решается похитить новорождённого. Её поведение понятно. В советские годы действительно существовали дома-интернаты для детей-инвалидов, от которых отказывались родители. Романтическую версию жизни в таком интернате описывает М. Петросян в книге «Дом, в котором…». Те, кто доживали до совершеннолетия, в основном погибали, будучи не приспособленными к жизни во внешнем мире, или попадали в дома инвалидов для взрослых. А те дети, которых не сдавали в интернаты, были обречены жить затворниками в своих домах и квартирах, почти не выходя из дома. Советское общество показывалось открыточно красивым и здоровым, а в таком инвалидам места нет. И даже сегодня, когда в крупных городах ведётся какая-то социальная работа с этой категорией населения, то в российской глубинке почти ничего не изменилось.

Добрые люди, которые попадаются на пути Ивана, — это, как правило, алкоголики, асоциальные и маргинализированные люди. Что тоже вполне ожидаемо. Равно как и то, что в какой-то момент эти же персонажи становятся угрозой для жизни главного героя и ему приходится спасаться бегством.

Однако Иван, пройдя через цепочку страданий, лишений и несправедливости, не становится тем самым суперзлодеем, как в комиксах о Бэтмене, например. Глазами главного героя мы видим, что мир несправедлив не только к нему, но и ко всем. В истории нет ни одного персонажа, который был бы по-настоящему счастливым. И знаете, вспоминая свою жизнь в российской глубинке, где нет такого обилия способов отвлечься от своих проблем, как в столице, я ловлю себя на мысли, что эта обстановка из комикса «Бычий цепень» мне уж очень знакома.

У Ивана нет возможности отгородиться от реальности, поэтому он пытается ухватиться за любой светлый момент, чтобы выжить. Будь то Варя, юная медсестра, проявившая к нему уважение и любовь, будь то кладбищенский сторож, давший ему приют на какое-то время, будь то снегирь, прилетевший на подоконник и не испугавшийся уродца. Вот почему Иван, Бычий цепень, вместо суперзлодея стал в глазах читателя романтическим героем, заслуживающим сострадания и уважения.

Важным персонажем истории является мэр Ленинска, Геннадий Григорьевич. В этой фигуре проступает образ профессора Ксавьера из «Людей Икс». Он так же владеет телепатическими способностями, так же разыскивает и привечает мутантов, пытается заботиться о них и даже жертвует собой. Но на этом их сходства заканчиваются.

Геннадий Григорьевич — типичный городской управленец, чиновник, вынужденный работать в тесной связи с силовыми органами, нередко применяя свои способности, чтобы контролировать жизнь в городе. Ему приходится жить двойной жизнью, скрывая не только свои способности и своих подопечных, но и преступления, на которые ему приходится идти ради защиты своих тайн.

Таким образом, кроме проблемы существования людей с инвалидностью в российской глубинке в комиксе «Бычий цепень» затрагиваются и вопросы правового характера: в каком случае мы можем говорить, что перед нами злодей и преступник, как воспринимать мотивы противоправных поступков с позиции морали?

Неудивительно, что комикс заинтересовал правоведов. Так, на конференции исследователей рисованных историй и визуальной культуры «Изотекст—2023» с анализом комикса выступила кандидат юридических наук, заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета ГАУГН Ю.В. Ерохина. В докладе «„Жители зловещей долины”: правовая эстетика комиксов „Бычий цепень”» она выделяет несколько любопытных тезисов.

Во-первых, отечественная правовая практика основана на юридическом анализе конкретных текстов. Эмоциональная составляющая воспринимается как нечто второстепенное или не воспринимается вовсе. Иными словами, если нет заявления, то и расследования не будет. С другой стороны, мутанты в комиксе позиционируются как «иные», они как будто представители другого, враждебного мира, хотя не все родились с отклонениями, ужасающие особенности у некоторых из них вскрылись уже во взрослом возрасте. Где та грань, после которой происходит дегуманизация, расчеловечивание субъекта, выбивающегося из социальной среды? И если мы признаём, что перед нами не человек, то какие у него могут быть права, свободы и обязанности? 

Во-вторых, отношение к представителям власти, моделирование их образа и поведения через элементы визуального повествования может ли быть полезным источником для определения степени правового нигилизма в современном комиксу обществе? Ведь авторы истории берут наиболее типические референсы из своей обыденной жизни, и можно полагать, что эти образы — не больная фантазия автора, а отражение знакомой ему среды.

Комикс «Бычий цепень» ставит перед читателем действительно непростые вопросы. И чем внимательнее проникаешь в эту историю, тем более стойким становится ощущение, что полученный результат — совсем не то, к чему изначально стремился автор. И тем ценнее это произведение. На сегодня вышло четыре книги: «Бычий цепень», «Бычий цепень: Отпевание», «Бычий цепень: Масленица» и «Бычий цепень: Партизаны». Это законченная история с чётким и бесповоротным финалом. Пожалуй, это один из первых отечественных супергеройских проектов, в котором заявлены реальные проблемы российской молодёжи, и сделано это честно и открыто.

Подводя итог, хочу подчеркнуть мысль, которая вскользь прозвучала во время выступления Ю.В. Ерохиной на конференции. Суть её сводилась к тому, что идеальное правовое строительство, как правило, развивается в контексте общественной дискуссии, закрепляя в правовом поле её результаты. В свою очередь общественная дискуссия немыслима вне искусства: кино, театра, литературы, комиксов… где обнажаются актуальные социальные проблемы, ведь художник наиболее остро воспринимает происходящее и умеет подобрать нужные образы, чтобы зафиксировать это.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*